Зависимость мероприятий по защите населения от некоторых факторов

Таблица 5.2.1.

Основные мероприятия по защите населения при критических затоплениях, выбор оптимального варианта

Перечень аварийно-спасательных и других неотложных работ, необходимых для ликвидации чрезвычайной ситуации

Планирование аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации

При борьбе с наводнениями и катастрофическими затоплениями, вызванными прорывами плотин, выполняются следующие аварийно-спасательные и другие неотложные работы:

- проведение разведки (речной, воздушной, медицинской, пожарной и других видов);

- выполнение эвакуации населения и сельскохозяйственных животных из зоны затопления;

- краткосрочное восстановление подъездных дорог и мостов формирований в район затопления;

- поиск пострадавших в районе затопления, спасение людей (снятие с возвышенных мест с помощью плавающих средств и вертолетов);

- доставка пострадавшим воды, питания и одежды, при необходимости – жилье;

- быстрое возведение дополнительных насыпей, водоотводных каналов и дамб, в т.ч. взрывным методом, чтобы предотвратить дальнейшее затопление, заделка брешей и размывов в существующих дамбах;

- спасение материальных ценностей, в т.ч. демонтаж и вывоз уникального оборудования, производственной документации;

- ликвидация повреждений коммунально-энергетических сетей;

- работы по краткосрочному восстановлению зданий и сооружений путем укрепления конструкций, угрожающих обрушением, откачка из помещений воды;

- оказание помощи во временном восстановлении дорог, снесенных мостов;

- захоронение погибшего скота;

- организация охраны общественного порядка на затопленных территориях;

- оказание первой доврачебной и медицинской помощи и др.

Для защиты населения при катастрофическом затоплении местности в результате аварии с разрушением плотины могут осуществляться следующие основные мероприятия:

- самостоятельный выход населения из зоны возможного катастрофического затопления (опасной зоны);

- эвакуация населения транспортом до прихода волны прорыва;

- укрытие населения на незатапливаемых частях неразрушаемых волной прорыва объектах и участках местности;

- осуществление спасательных работ;

- оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшим;

- проведение неотложных работ в интересах обеспечения жизнедеятельности населения.

Своевременная эвакуация – наиболее эффективная мера, обеспечивающая спасение практически всего населения. Эта мера будет иметь минимальные последствия для жизни и здоровья людей, связанные главным образом с их психическим перенапряжением. В зависимости от времени прихода волны прорыва эвакуация может быть осуществлена пешим порядком и с использованием транспортных средств [6].

На время проведения и характер приведенных мероприятий по защите населения влияет ряд факторов, которые могут быть управляемыми и неуправляемыми (см. таблицу 5.2.1)

Мероприятия по защите населения Управляемые параметры Неуправляемые параметры
     
Самостоятельный выход населения из опасной зоны Время оповещения населения об угрозе затопления Планировка и застройка населенных пунктов
Пропускная способность улично-дорожной сети
Расстояние до безопасных районов
Эвакуация населения транспортом Время подготовки и подачи транспортных средств Планировка и застройка населенных пунктов
Общая продолжительность эвакуации Пропускная способность дорожной сети
Вид используемых транспортных средств Расстояние до мест размещения
Укрытие населения на незатапливаемых местах   Планировка и застройка района
Удаление мест укрытия от населения в момент оповещения
Вместимость мест укрытия
Проведение спасательных работ Время развертывания спасательных сил и средств Расстояние от мест нахождения спасаемого населения до безопасных районов
Возможности спасательных сил и средств
Оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи Время развертывания медицинских формирований Расстояние от мест нахождения пострадавшего населения до мест дислокации медицинских формирований
Возможности медицинских формирований Распределение пострадавшего населения в зоне затопления
Обеспечение жизнедеятельности населения Время развертывания необходимых сил и средств  
Их способности обеспечит жизнедеятельность населения или доставить в благополучные районы

Рациональный комплекс мероприятий по защите населения выбирается на основе анализа ограниченного множества комплексов защитных мероприятий. Эти комплексы складываются из сочетаний различных мероприятий, проводимых в определенной последовательности в зависимости от условий складывающейся обстановки, исходного состояния системы защиты, вариантов ее наращивания, а также результативности ранее принятых мер защиты.

В случае аварии с разрушением напорного фронта гидроузла (плотины) население может подвергнуться воздействию волны прорыва, поэтому целесообразно рассмотреть критерии и показатели эффективности тех или иных мероприятий по защите населения при катастрофическом затоплении.

Исходя из особенностей протекания таких аварий и их последствий можно выделить три последовательных временных этапа: чрезвычайный (ранний), промежуточный и отдаленный. На каждом этапе аварии проводятся специфические мероприятия по защите населения.

На раннем этапе поражение населения обусловлено воздействием волны прорыва, плывущих предметов, пребыванием в холодной воде, аспирацией воды. Для оценки воздействия волны прорыва и плывущих предметов установлены критические значения ее параметров (летальный исход для человека): Н = 1, 5 м. (глубина потока); V= 2,5 м/с (скорость потока) и для детей и лиц пожилого возраста – 1,5 м/с. При значениях параметров, превышающих эти величины, возможны массовая гибель тяжелые поражения людей.

Для оценки последствий длительного пребывания людей в воде необходимо учитывать: если ее температура ниже 10-15 ºС, возможна гибель в течение первых 10-15 минут, причиной которой станет «холодный шок». Таким образом, для оценки опасности можно использовать показатель, отражающий факт попадания человека в гибельную по тем или иным параметрам зону (ситуацию).

Наличие незатапливаемых и неразрушаемых волной прорыва частей сооружений и участков местности позволяет использовать их для укрытия населения. В случае длительного затопления (особенно в холодное время года) нужно обеспечивать жизнедеятельность спасающихся таким образом людей или эвакуировать их за пределы зоны затопления. Таким образом, это мероприятие позволяет уберечь население от непосредственного воздействия волны прорыва, но может потребовать дальнейших усилий по его защите.

Для более четкого планирования и реализации защитных мероприятий лучше всего разделить их на два этапа. На первом – до затопления местности (населенного пункта) осуществляется эвакуация и укрытие населения на незатапливаемых частях сооружений (участках местности), на втором этапе – после затопления сосредотачиваются усилия на спасении людей, оказавшихся в воде и на незатапливаемых участках (частях зданий, сооружений), оказании медицинской помощи пострадавшим, обеспечении жизнедеятельности населения. На рисунке 1 Приложения 2 на стр. ___ показаны все ситуации (состояния), в которых может оказаться население при катастрофическом затоплении с учетом проводимых защитных мероприятий. Ситуации 8, 9 и 10 однозначно приводят к гибели людей. Ситуации 4-7 требуют проведения спасательных работ. Наиболее благоприятные ситуации 1-3 складываются только благодаря эвакуации населения и обеспечения его жизнедеятельности. Ситуация 4 и 5 будут отличаться только при температуре воды от 15 до 22-24 0C. При более низкой температуре население погибнет в течение 10-15 минут, а при более низкой – пребывание в течение нескольких часов в воде приводит к переохлаждению организма. Критические параметры (летальный исход для человека): T = 10 – 15мин (время пребывания в воде) t0 = 2 – 3C0 (температура воды). С учетом изложенного, для оценки эффективности комплексов защитных мероприятий обоих этапов следует использовать показатели, отражающие распределение населения по указанным состояниям в результате проведения какого-либо варианта этих мероприятий:

1. Доля населения, равная сумме:

- доля населения, эвакуированного до прихода волны прорыва (состояния 1 и 5 на первом этапе);

- доля населения, эвакуированного при проведении спасательных работ (население переходит на втором этапе из состояния 4,6 и 7 в состояние 1).

2. Доля населения, равная разности:

- доля населения, укрывшегося на незатапливаемых частях сооружений и участках местности (состояния 2,3,6 и 7 на первом этапе);

- доля населения, вывезенного с незатапливаемых участков (население переходит на втором этапе из состояний 6 и 7 в состояние 1).

3. Доля населения, равная разности:

- доля населения, оказавшегося в воде в зоне с параметрами волны прорыва ниже критических для населения (состояние 4 на первом этапе);

- доля населения, извлеченного из воды при проведении спасательных работ (население переходит на втором этапе из состояния 4 в состояние 1).

4. Доля населения, равная сумме:

- доля погибшего населения (состояния 8,9 и 10 на первом этапе);

- доля населения, погибшего из-за несвоевременного оказания помощи и недостаточного обеспечения жизнедеятельности (население переходит на втором этапе из состояний 1,2,3,4 соответственно в 5,6,7 и 8).

Таким образом, комплекс защитных мероприятий будет оптимальным, если доля в п.1. будет равна единице, а в остальных пунктах нулю, и удовлетворительным, если доли населения в п.п. 3 и 4 будут равны нулю. С учетом того, что исключать возможность потерь населения нельзя, критерий выбора рациональных комплексов мероприятий следующий: необходимо минимизировать долю населения в п. 4 (погибшего) и максимизировать сумму доли населения в п.п. 1 и 2 (эвакуированного и спасенного) [6].

В соответствии с характером разрушений, характеристикой местности и населенных пунктов, подвергшихся воздействию волны прорыва и затопления, параметров поражающих факторов для данной чрезвычайной ситуации были сформированы 3 варианта комплексов защитных мероприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: