Социально-экономическое развитие Казахского ханства

В XV-XVII вв. общественные отношения у казахов были патриархально-феодальными. Более развитыми феодальные отношения были в экономически более развитых земледельческих районах Южного Казахстана. В степных районах (кочевое и полукочевое скотоводство) сохранялись патриархально-родовые и даже патриархально-общинные элементы.

В позднее средневековье на формирование социально-экономического устройства казахского общества ощутимо сказывались последствия упадка в Юго-Восточном Казахстане городской культуры и земледелия (в период монгольского господства). Усиление удельного веса кочевого скотоводческого хозяйства изменило общественные отношения в сторону патриархальности. Господство общинной формы землепользования.

Скот находился в частной и семейной собственности. Скот – главное мерило богатства кочевников. Правящая аристократия, обладая огромными стадами (в несколько десятков или даже сотен тысяч голов), присваивала себе право распоряжения пастбищами.

Среди племен и родов различались более многочисленные, привилегированные, были и мелкие и бедные.

Вся территория ханства принадлежала правящему роду Чингизидов. Верховным распорядителем земель был хан, разделявший их между султанами.

В южных районах Казахстана сложились устойчивые формы феодального землевладения и земельной собственности: сойургал, икта, мильк, вакф и др.

Сойургал (земельный надел) - распространенная форма господства кочевой знати над оседло-земледельческим населением. Город и его земледельческая округа были подчинены власти удельного правителя - владельца сойургала, которому эти владения были пожалованы на условиях военной или гражданской службы. Владелец этой земли собирал налоги в свою пользу с земледельцев, ремесленников и торговцев.

Большую роль в сырдарьинских городах и оазисах играло мусульманское духовенство - шайх уль-ислам, садры, казии, шайхи, муллы и др. За поддержку правителям они получали земли, водные источники в вакф вместе с правом на налоги. Они также владели значительными участками обрабатываемых и пастбищных земель на правах частной собственности - мильк.

В основе сословно-классового деления казахского общества лежало не столько имущественное положение, сколько социальное происхождение.

К высшему аристократическому сословию - ак суйек (белая кость) - относились Чингизиды: ханы, султаны, огланы и торе. Чингизиды не принадлежали ни к каким казахским родам и племенами. Каждый султан мог претендовать на ханский титул, на улус с определенным числом родов и племен. В улусах султанам принадлежала вся полнота административной и судебной власти, они освобождались от несения повинностей в пользу хана.

Все остальное население ханства относилось к низшему сословию - кара суйек (черная кость) - независимо от имущественного положения. В него входили:

бии – первоначально так называли предводителей родов и племен, позднее биями назывались также лица, выполнявшие судебные функции, обладавшие юридическими знаниями;

баи - первоначально бай применялся ко всякому лицу, обладавшему богатством, затем он стал применяться и к главе рода или племени;

батыры – руководители воинских подразделений, они играли огромную роль в казахском войске, явялясь профессиональными воинами. С полным основанием можно считать, что батырство было особым военно-политическим институтом в кочевом обществе казахов, игравшим ведущую роль в военной организации.

шаруа – рядовые кочевники-скотоводы; часть шаруа вела самостоятельное хозяйство, а часть была вынуждена находиться в услужении у знати и богатых;

жатак – обедневший кочевник, вынужденный заниматься земледелием; как прпавило такое своё положение жатак расценивал как временное и при первой возможности снова возвращался к кочевому образу жизин;

райт – ремесленник;

кулы – раб.

Рядовые кочевники-скотоводы и простые горожане: мелкие торговцы и ремесленники, сельские жители оазисов обязаны были платить многочисленные налоги и поборы.

Со скотоводов:

зякет – налог скотом

согум – налог мясом

сыбага, бийлык.

Они также исполняли повинности и отработки: саун - отдача скота на выпас рядовым кочевникам, асар – помощь во время сезонных работ (например, стрижка овец) также конагла, джамага, мардикар и др.

с земледельцев и ремесленников:

ушур – подушная подать;

тагар – налог ля обеспечения войска продовольствием

бадж - налог на обрабатываемую землю

харадж - государственный поземельный налог.

Налоги как не были фиксированными и собирались в зависимости от урожая или полученного поголовья скота.

Исключительно тяжелой была воинская повинность. Каждый рядовой кочевник считался воином в любое время и был обязан явиться «конно и оружно» к султану иди хану для выступления в поход или отражения набега неприятеля. Прославленные воины занимали место в сословии батыров.

Рядовые кочевники, хотя и выполняли все эти обязанности и повинности, тем не менее, формально были свободными, независимыми, хотя и небогатыми членами своего рода и племени.

4. Законы хана Тауке − «Жеты Жаргы»

Жеты Жаргы - это свод законов Казахского ханства при хане Тауке(1680-1718). Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVII век и при хане Тауке нашла свое закрепление в своде законов "Жеты Жаргы" (Семь Установлений). Разработан был этот свод при участии известнейших биев Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз) в начале XVIII в. и включал в себя следующие основные разделы:

- земельный закон (Жер дауы), в котором рассатривались спорные вопросы о пастбищах и водопоях;

- семейно-брачный закон, в котором устанавливались порядки заключения и расторжения брака, права и обязаннсоти супругов;

- закон регламинтирующий воинскую повинность и выборы военачальников (военный закон);

- положение о судебном процессе;

- уголовный закон, устанавливающий различные наказания, кроме убийства;

- закон о куне – закон об убийстве и тяжких телесных повреждениях;

- закон о вдовах (Жесир дауы).

Вот как описывает закон известный тюрколог и путешественники В.В. Радлов, который неоднократно в 60-е годы XIX века посещал территорию Казахстана и опубликовал свои наблюдения в десятитомном издании:

«Единицей куна явялется штраф за убийство свободного человека … Он равен 100 лошадям (=1000 овец). За убийство султатна его родственникам выплачивают кун в семикратном размере. В случае убийства женщин, девушек и рабов выплачивается половина куна, т.е. 50 лошадей (500 овец)…За убийство ребёнка моложе десяти лет выплачивается треть куна, т.е. 30 лошадей (300 овец). … Если мужчина убъёт свою жену, застигнув её в момент нарушения супружеской верности, он наказанию не подлежит. Точно так же не подлежат наказанию родители, убившие своих детей, или хозяева, лишившие жизни сових рабов. Напротив, женщина, убившая мужа, или слуга, лишивший жизни своего хозяина, безоговорочно караются смертью. … Судебное разбирательство всеглда ведёт третейский суд (один или несколько биев), причём участники процесса должны заранее признать обязательным для себя решение судьи. Судья всегда требует наличия двух или трёх свидетелей. Если истец не может представить свидетелей, то должна быть прнесена присяга. При этом присягает не преступник, а какое-нибудь лицо, пользующееся репутацией честного человека. Ложной присягой этот человек принял бы на себя грех преступника. Присягают обычно над стволом заряженного ружья. Если никто не приносит за преступника присягу, то выносится обвинительный приговор. Женщины и слуги не могут выступать в качестве свидетелей. Если осуждённый не в состоянии уплатить штраф, его могут взыскать с родственников виновного или с жителей того же аула. Если же виновный отказывается платить, то пострадавший обращается к старшему в юрте или к главе родового подразделения. Затем с согласия его собственного племени объявялется война, и у соплеменников виннового насильно отбирают скот. Десятую часть, взысканной суммы получают судьи в оплату за труд».

Как видим законы хана Тауке были в ходу и во втрой половине XIX века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: