Система показателей, используемая в экономическом анализе

В экономическом анализе используются самые разнообразные показатели. Классифицировать их можно по следующим признакам.

· По содержанию:

o количественные (объем продукции, количество рабочих, цена реализации);

o качественные (производительность труда, себестоимость продукции, рентабельность).

· По отношению к национальной экономике:

o общие (ВВП, производительность труда, прибыль, себестоимость);

o специфические (для отдельных отраслей — жирность молока, прочность различных металлов).

· По степени синтеза:

o обобщающие (обобщают сложные экономические явления, например, среднегодовую, среднечасовую выработку продукции одним работником);

o частные (отражают отдельные стороны или элементы изучаемых явлений);

o вспомогательные (используются для полной характеристики того или иного объекта анализа, например, количество рабочего времени, затраченного на единицу выполненных работ).

· По видам измерения: абсолютные и относительные.

· По признаку причинно-следственных отношений: факторные и результативные.

· По способу формирования:

o нормативные (нормы расхода сырья, материалов, амортизации, цены и т.д.);

o плановые (данные планов);

o учетные (данные бухгалтерского, оперативного учета);

o отчетные (данные бухгалтерского, оперативного, статистического отчета);

o аналитические — оценочные (исчисляются в ходе экономического анализа с целью оценки результатов и эффективности работы).

Все показатели находятся в тесной связи и зависимости, которую необходимо учитывать при проведении анализа. Рассмотрим систему показателей экономического анализа.

· Показатели исходных условий деятельности предприятия характеризуют:

o наличие необходимых материальных и финансовых ресурсов для нормального функционирования предприятия;

o организационно-технический уровень предприятия (структуру предприятия, управления);

o уровень концентрации и специализации производства;

o техническую и энергетическую вооруженность труда;

o степень механизации и автоматизации;

o прогрессивность технологических процессов;

o уровень маркетинговой деятельности по изучению спроса на продукцию, ее конкурентоспособность;

o рынки сбыта;

o организацию торговли, рекламы.

· Показатели использования средств производства:

o фондорентабельность;

o фондоотдача;

o фондоемкость;

o среднегодовая стоимость основных средств;

o амортизация;

o выработка продукции за один машино-час;

o коэффициент использования наличного оборудования и т.д.

· Показатели использования предметов труда:

o материалоемкость;

o материалоотдача;

o стоимость использованных предметов труда.

· Показатели использования трудовых ресурсов:

o обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами;

o полнота использования фонда рабочего времени;

o фонд заработной платы;

o показатели производительности труда, прибыли на одного работника и на рубль заработной платы и др.

· Показатели производства и сбыта продукции:

o объем валовой, товарной и реализованной продукции в стоимостном, натуральном и условно-натуральном измерении;

o структура продукции, ее качество;

o ритмичность производства;

o объем отгрузки и реализации продукции;

o остатки готовой продукции на складе.

· Показатели себестоимости продукции:

o общая сумма затрат на реализацию продукции, в том числе по элементам, статьям затрат, видам продукции;

o затраты на рубль товарной продукции;

o себестоимость отдельного изделия и т.д.

· Показатели прибыли и рентабельности: все показатели прибыли и рентабельности.

· Показатели финансового состояния предприятия характеризуют:

o наличие и структуру капитала предприятия по составу его источников и формам размещения;

o эффективность и интенсивность использования собственных и заемных средств;

o платежеспособность;

o финансовую устойчивость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: