В экономическом анализе используются самые разнообразные показатели. Классифицировать их можно по следующим признакам.
· По содержанию:
o количественные (объем продукции, количество рабочих, цена реализации);
o качественные (производительность труда, себестоимость продукции, рентабельность).
· По отношению к национальной экономике:
o общие (ВВП, производительность труда, прибыль, себестоимость);
o специфические (для отдельных отраслей — жирность молока, прочность различных металлов).
· По степени синтеза:
o обобщающие (обобщают сложные экономические явления, например, среднегодовую, среднечасовую выработку продукции одним работником);
o частные (отражают отдельные стороны или элементы изучаемых явлений);
o вспомогательные (используются для полной характеристики того или иного объекта анализа, например, количество рабочего времени, затраченного на единицу выполненных работ).
· По видам измерения: абсолютные и относительные.
· По признаку причинно-следственных отношений: факторные и результативные.
|
|
· По способу формирования:
o нормативные (нормы расхода сырья, материалов, амортизации, цены и т.д.);
o плановые (данные планов);
o учетные (данные бухгалтерского, оперативного учета);
o отчетные (данные бухгалтерского, оперативного, статистического отчета);
o аналитические — оценочные (исчисляются в ходе экономического анализа с целью оценки результатов и эффективности работы).
Все показатели находятся в тесной связи и зависимости, которую необходимо учитывать при проведении анализа. Рассмотрим систему показателей экономического анализа.
· Показатели исходных условий деятельности предприятия характеризуют:
o наличие необходимых материальных и финансовых ресурсов для нормального функционирования предприятия;
o организационно-технический уровень предприятия (структуру предприятия, управления);
o уровень концентрации и специализации производства;
o техническую и энергетическую вооруженность труда;
o степень механизации и автоматизации;
o прогрессивность технологических процессов;
o уровень маркетинговой деятельности по изучению спроса на продукцию, ее конкурентоспособность;
o рынки сбыта;
o организацию торговли, рекламы.
· Показатели использования средств производства:
o фондорентабельность;
o фондоотдача;
o фондоемкость;
o среднегодовая стоимость основных средств;
o амортизация;
o выработка продукции за один машино-час;
o коэффициент использования наличного оборудования и т.д.
· Показатели использования предметов труда:
o материалоемкость;
o материалоотдача;
o стоимость использованных предметов труда.
|
|
· Показатели использования трудовых ресурсов:
o обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами;
o полнота использования фонда рабочего времени;
o фонд заработной платы;
o показатели производительности труда, прибыли на одного работника и на рубль заработной платы и др.
· Показатели производства и сбыта продукции:
o объем валовой, товарной и реализованной продукции в стоимостном, натуральном и условно-натуральном измерении;
o структура продукции, ее качество;
o ритмичность производства;
o объем отгрузки и реализации продукции;
o остатки готовой продукции на складе.
· Показатели себестоимости продукции:
o общая сумма затрат на реализацию продукции, в том числе по элементам, статьям затрат, видам продукции;
o затраты на рубль товарной продукции;
o себестоимость отдельного изделия и т.д.
· Показатели прибыли и рентабельности: все показатели прибыли и рентабельности.
· Показатели финансового состояния предприятия характеризуют:
o наличие и структуру капитала предприятия по составу его источников и формам размещения;
o эффективность и интенсивность использования собственных и заемных средств;
o платежеспособность;
o финансовую устойчивость.