Производственный травматизм. Оценка эффективности мероприятий по охране труда

Предохранительные устройства предназначены для автоматического отключения машин и оборудования при отклонении от нормального режима работы или при попадании человека в опасную зону.

Они подразделяются на блокирующие и ограничительные.

Блокирующие устройства исключают возможность проникновения человека в опасную зону. По принципу действия блокирующие устройства могут быть:

1. механическими;

2. электромеханическими;

3. электромагнитными (радиочастотными);

4. фотоэлектрическими;

5. радиационными.

Имеются и другие менее распространенные виды блокирующих устройств (пневматические, ультразвуковые).

Широко применяется фотоэлектрическая блокировка, основанная на принципе преобразования в электрический сигнал светового потока, падающего на фотоэлемент. Опасную зону ограждают световыми лучами. Пересечение человеком светового луча вызывает изменение фототока и приводит в действие механизмы защиты или отключения установки. Находит применение радиационная блокировка, основанная на применении радиоактивных изотопов. Ионизирующие излучения, направленные от источника, улавливаются измерительно-командным устройством, которое управляет работой реле. При пересечении луча измерительно-командное устройство подает сигнал на реле, которое разрывает электрический контакт и отключает оборудование. Действие изотопов рассчитано на работу в течение десятков лет, и для них не требуется специального ухода.

Ограничительные устройства – это элементы механизмов и машин, рассчитанные на разрушение (или несрабатывание) при перегрузках. К таким элементам относятся:

1. срезные штифты и шпонки, соединяющие вал с приводом.

2. Фрикционные муфты, не передающие движения при больших крутящих моментах,

3. Всевозможные предохранители, прерывающие электропитание в случае превышения нагрузок и т.д.

Элементы ограничительных предохранительных устройств делятся на две группы:

1. элементы с автоматическим восстановлением кинематической цепи после того, как контролируемый параметр пришел в норму (например, фрикционные муфты),

2. элементы с восстановлением кинематической связи путем его замены (например, штифты и шпонки).

Тормозные устройства подразделяют по конструктивному исполнению на:

1. колодочные,

2. дисковые,

3. конические,

4. клиновые.

В большинстве видов производственного оборудования используют колодочные и дисковые тормоза. Конические и клиновые используют в механизмах, использующих принцип действия храповиков.

Тормоза могут быть ручные (ножные), полуавтоматические и автоматические. Ручные приводятся в действие оператором оборудования, а автоматические – при превышении скорости движения механизмов машин или выхода за допустимые пределы иных параметров оборудования. Кроме того тормоза можно подразделить по назначению на рабочие, резервные, стояночные и экстренного торможения.

Устройства автоматического контроля и сигнализации (информационные, предупреждающие, аварийные) очень важны для обеспечения безопасной и надежной работы оборудования. Устройства контроля – это приборы для измерения давлений, температуры, статических и динамических нагрузок и других параметров, характеризующих работу оборудования и машин. Эффективность их использования значительно повышается при объединении с системами сигнализации (звуковыми, световыми, цветовыми, знаковыми или комбинированными). Устройства автоматического контроля и сигнализации подразделяют:

1. по назначению

1.1. информационные

1.2. предупреждающие

1.3. аварийные

2. по способу срабатывания

2.1. автоматические

2.2. полуавтоматические

Для сигнализации применяются следующие цвета:

1. красный – запрещающий,

2. желтый – предупреждающий,

3. зеленый – извещающий,

4. синий – сигнализирующий.

Видом информативной сигнализации являются различного рода схемы, указатели, надписи. Последние поясняют назначение отдельных элементов машин, либо указывают допустимые величины нагрузок. Как правило, надписи делают непосредственно на оборудовании или табло, расположенном в зоне обслуживания.

Устройства дистанционного управления (стационарные и передвижные) наиболее надежно решают проблему обеспечения безопасности, так как позволяют осуществлять управление работой оборудования с участков за пределами опасной зоны.

Знаки безопасности могут быть предупреждающими, предписывающими и указательными и отличаются друг от друга цветом и формой. Вид знаков строго регламентируется ГОСТом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: