Школа и педагогическая мысль на Беларуси в эпоху Речи Посполитой (XVII–XVIII вв.)

В 1569 году после заключения Люблинской унии между Великим княжеством Литовским и Польшей возникло федеративное государство – Речь Посполитая. Это событие и последовавшая позднее Бресткая церковная уния (1596), целью которой в конечном итоге было полное окатоличивание и ополячивание белорусского народа, сыграли весьма драматическую роль в судьбах белорусского образования и школы.

Во-первых, белорусский язык становится второразрядным (в 1696 году белорусский язык был запрещен и все делопроизводство окончательно переходит на польский язык).

Во-вторых, обострилось открытое противоборство между римско-католической церковью, за которой стоял Ватикан и польско-литовская правящая верхушка и православной церковью, опиравшейся на православное в массе своей белорусское население.

В-третьих, появляется униатская церковь, подчиненная Ватикану, но при сохранении православных обрядов и церковнославянского богослужения. Однако сопротивление унии среди верующих потребовало от руководства церкви подготовки проповедников и создания школ. Складывается система униатских школ, предназначенных для бедного населения, где изучались катехизис и языки и общий уровень обучения был невысоким.

Для борьбы с католической экспансией и унией, в которой православная церковь видела средство окатоличивания и ополячивания белорусского и украинского народов, в Беларуси и Украине стали создаваться братства (православные братства) – национально-религиозные и общественные объединения, возникшие во второй половине XVI в. Их основной целью была борьба за народные традиции, веру отцов и духовное просвещение подрастающих поколений. При братствах открывались школы, где учились дети из разных сословий, а плата за обучение дифференцировалась в зависимости от уровня достатка семьи.

Братские школы возглавлял ректор. Ему помогали «дозорцы» – лица, назначаемые от братства для контролирования деятельности школы. Учебный день делился на две части: до обеда и после обеда. Так, занятия начинались утром, в 9 часов. После молитвы учитель опрашивал учащихся и проверял письменное домашнее задание. Затем следовало объяснение нового материала и его закрепление. После обеда в присутствии учителя или его помощников из старших наиболее успешных учеников, ученики выполняли задание, спрашивали и проверяли друг друга. В субботу проверялся весь материал, пройденный за неделю. Организационные формы обучения в братских школах с течением времени менялись. Сначала преобладало индивидуальное обучение, но постепенно оно заменяется коллективным, а вначале XVII в – классно-урочным.

Классно-урочная система обучения в братских школах Беларуси в известном смысле предвосхитила ее разработку в светской педагогике, которая выделилась из общей системы знаний в отдельную науку благодаря деятельности чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского в первой четверти XVII в.

Образование в братских школах было ориентировано на изучение языков, поэтому их называли еще и греко-славянскими. Позже в программу обучения включили латинский и польский языки. Но основное внимание концентрировалось на изучении произведений православных авторов (И.Златоуст, В.Великий, И.Дамаскин) и деятелей братских школ (Л.Зизаний, И.Копинский, М.Смотрицкий). Обучение делилось на две ступени. Младших школьников учили грамоте и пению, старшие изучали старославянский, греческий и латинский языки, грамматику, диалектику, риторику, поэтику, элементы математики и философии, астрономию. Некоторые братские школы имели типографии и обменивались изданными в своих типографиях произведениями, школьными учебниками.

Братские школы отличались строгой дисциплиной: пропуск занятий в течение нескольких дней без уважительной причины мог стать основанием для исключения. Такое же наказание распространялось на учеников, обвиняемых в пьянстве, воровстве, клевете и так далее. Физические наказания применялись крайне редко, что резко контрастировало с западноевропейскими школами, где широко использовались розги.

Учителя братских школ внесли большой вклад в создание первых учебных пособий. Среди них нужно отметить Л.Зизания (?–после 1633) – гуманиста и просветителя белорусского, русского и украинского народов. Работал учителем в братских школах во Львове, Бресте, Вильно. Его крупнейшими произведениями являются: «Азбука», «Грамматика словенска», «Лексис». Последнее является своего рода первой славянской энциклопедией, где в числе прочих толкуются и некоторые педагогические и психологические термины. Много внимания уделял вопросам воспитания и обучения.

Мелетий Смотрицкий (около 1578–1633)– ученый-филолог, педагог, общественный и церковный деятель. Боролся против унии и католицизма в Беларуси. Автор сочинений: «Антиграфи», «Фринос или Плач по восточной церкви». Однако впоследствии тайно присоединяется к унии, что отразилось на его воззрениях. Его педагогические взгляды основаны на осуждении иезуитских методов преподавания. Он выступал за сочетание аналитического и абстрактного подходов в обучении и за самосовершенствование личности как цели воспитания.

Симеон Полоцкий или Самуил Гаврилович Петровский-Ситниянович (1629‑1680) видел задачу наставника в научении детей читать книгу, «написанную Богом», так как мир ему представлялся божественным познанием. Придерживался известной идеи «tabula rasa» о врожденной непогрешимости человека (задача воспитания – помочь дитя следовать мужеству, мудрости и правде в жизни). Пример и подражание он считал важнейшими способами воспитания, а природу, искусство и книги, – его важнейшими средствами. Считал, что человек рождается без каких-либо врожденных идей, нравов и принципов. Душа, ум ребенка подобны «скрижалем ненаписанным», следовательно, ведущая роль в развитии человека принадлежит воспитанию и воспитателю. Выступал против теории врожденных идей.

Утверждал, что душа ребенка, его ум обогащаются как в процессе целенаправленного обучения, так и в процессе общения с окружающей средой, которую рассматривал как «море жизни», из которого ребенок черпает разнообразный жизненный опыт. Акцентировал внимание на необходимости организации целенаправленного воспитательного процесса. Вместе с тем не отрицал влияния на развитие ребенка и стихийных факторов, в частности, воздействия людей, которые окружают ребенка. Считал, что если человек из знатного рода живет среди пьяниц, блудников и блудниц, он тоже может стать таким. Призывал оберегать детей от «злого общества» и поощрять их отношения с хорошими людьми.

Все зло существующее в обществе объяснял низким уровнем образованности его членов. Следовательно, путь улучшения общества – устранение необразованности, непросвещенности. Через образование и воспитание предлагал решать все социальные проблемы общества. Подчеркивал огромную роль родителей, учителей в воспитании и обучении подрастающего поколения. Затрагивал вопрос подготовленности родителей к воспитанию детей. Отмечал значительную роль образа жизни родителей на воспитание. Не отрицал применения наказания как метода воспитания. Важную роль в решении задачи подготовки детей к жизни отводил школе. Считал, что школа должна давать знания, которые связаны с практической деятельностью человека, а следовательно, которые могут быть использованы в самостоятельной жизни.

Как существенный фактор, влияющий на воспитание человека, на подготовку его к жизни рассматривал книгу «...разум во книгах изобретают». В книгах сосредоточены все знания, книга это «вторая память человека». Выделял возрастные особенности и соответствующую им возрастную периодизацию детей и юношей:

1) от рождения до 7 лет – период нравственного воспитания;

2) от 7 до 14 лет – период практического обучения;

3) от 14 до 21 года – период умственного развития и гражданского воспитания.

Основными трудами С.Полоцкого являются: «Вечеря душевная», «Обед душевный», Ветроград многоцветный».

В 1664 году он переезжает в Москву и становится советником русского царя по церковным вопросам. С 1667 года – воспитатель и учитель детей царя Алексея Михайловича, в том числе малолетнего Петра, будущего русского царя Петра I.

В целом деятельность братских школ способствовала подъему культурной жизни и сохранению национального самосознания. Они сыграли исключительно важную роль в борьбе против католицизма, полонизации и отстаивания православной веры. Борясь за сохранение национальных традиций, они перенимали некоторые формы западноевропейского образования и культуры.

XVIII век в истории Беларуси является периодом полного господства польско-католической традиции образования, когда все учебные заведения школьного типа сконцентрировались полностью в руках монашеских орденов: иезуитов, доминиканцев, базилиан, кармелитов, францисканцев, бернардинцев. Этому содействовала прежде всего политика польских правящих верхов. В 1696 году постановлением Сейма Речи Посполитой было официально запрещено использовать белорусский язык в государственном делопроизводстве.

Такое решение поставило латинские и католические учебные заведения в привилегированное положение и привело к вытеснению из сферы образования школ других конфессий – они стали повсеместно закрываться, братские школы прекратили свою деятельность. Кроме того, усиливаются гонения на православных – практика изъятия православных церквей в ведение униатской церкви и перевод богослужения в них на польский язык становятся повсеместным явлением. Доступ к обучению для детей обедневших православных и униатских священников в монашеские католические школы был почти закрыт, а получить образование в иных учебных заведениях было невозможно, ведь требовалось перейти в католичество, то есть, изменить вере своих отцов и предков. И хотя пиарские школы принимали, например, детей всех сословий, особой популярностью они пользовались у представителей ополяченной шляхты: обучение в пиарских школах было бесплатным и велось на польском языке. Вместе с тем в середине XVIII в. польскими властями предпринимаются реформы с целью придать системе образования светский характер.

Первым объектом реформаторской деятельности становятся как раз пиарские школы. Дело в том, что передовым польским мыслителям и государственным деятелям засилье орденских школ и католического образования представлялось чрезмерным, так как все эти учебные заведения ориентировали на знание латинского языка и католической веры, но не содействовали развитию в своих воспитанниках польского национального самосознания. Государство решило принять определенные меры для совершенствования правил приема, методов преподавания и воспитания молодежи. Так, С.Канарским были внесены изменения в содержание программы школьного образования: в основу программы обучения в пиарских школах были положены польский язык и произведения польских авторов, история Польши, всемирная история и география, общественные и естественные науки, математика.

Однако наиболее масштабной попыткой придать школе светский характер посредством реформы всей системы образования Речи Посполитой была предпринята в 70-х гг. XVIII в. Эдукационной комиссией (1773–1794) – государственным органом управления системой образования. Деятельность комиссии проходила в сложных условиях. Практически все школы находились в руках монашеских орденов, основным контингентом которых являлись дети шляхты. Школы для низших сословий практически везде отсутствовали. Была предпринята попытка отделить школу от церкви – общее управление образованием изымалось из рук духовенства, а преподавание теологии в школах запрещалось.

Содержание школьного образования пересматривалось в сторону увеличения часов на преподавание математики, предметов естественного цикла (знания по природоведению, элементы знаний из биологии и химии, астрономии, физики), математики. Подчеркивалась важность физического воспитания. В то же время вопрос о женском образовании и образовании на родном языке для представителей белорусского и украинского крестьянского сословия не рассматривался.

За 20 лет деятельности Эдукационная комиссия открыла только двадцать школ. Против новой системы просвещения выступило католическое духовенство и консервативная часть помещиков. Они сорвали планы комиссии по открытию приходских школ для крестьян. Не был также реализован принцип бессословности образования. Наконец, разгоревшаяся междоусобица и политическая нестабильность, которые в конечном итоге привели к ликвидации независимости польского государства в результате трех разделов Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австро-Венгрией, не дали возможности реализовать задуманную реформу. В результате этих разделов (1772, 1793, 1795 гг.) белорусские земли отошли к России и были объединены в пять губерний. Вхождение Беларуси в состав Российской Империи подвели черту под целым историческим периодом и открыли новую страницу в истории просвещения в Беларуси.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: