Школа и педагогическая мысль на Беларуси в эпоху Российской империи (XIX – начало ХХ в.)

Начало XIX в. ознаменовалось новой реформой российского образования. В 1802 г. было организовано Министерство народного просвещения – первый центральный орган государственной власти, ведавший вопросами образования. Министерство не только выработало, но и в значительной степени осуществило план развития народного образования. Этот план был изложен в «Предварительных правилах народного просвещения» (1803), «Уставе учебных заведений, подведомственных университетам» (1804). Согласно плану в России была создана новая система народного просвещения, которая включала в себя четыре типа учебных заведений: приходское училище, уездное училище, гимназия, университет.

Система народного просвещения России по Уставу 1804 г.

Тип учебного заведения Срок обучения Предметы обучения
Приходское училище 1 год Закон Божий инравоучения, чтение, письмо, арифметика
Уездное училище 2 года Закон Божий, арифметика, география, история, рисование и др.
Гимназия 4 года Латынь, иностранные языки (французский, немецкий), философия, география, история, математика, политическая экономия, естественная история, изящные искусства, коммерция
Университет 4 года Факультеты: нравственных и политических наук, физико-математических наук, медицинский, словесный

Данная система образования стала распространяться и на белорусские земли, однако вплоть до сер. 20-х гг. XIX в. определяющей являлась система школ Эдукационной Комиссии времен Речи Посполитой. В большинстве школ обучение велось на польском языке и они напрямую подчинялись попечителю Виленского учебного округа, к которому относились тогда белорусские губернии. Он пользовался наиболее широкими полномочиями и автономией в своей деятельности, определял самостоятельную политику в школьном деле. Однако после польско-литовского восстания 1831-1832 гг. Виленский университет был закрыт, а Виленский учебный округ упразднен. И в «западных губерниях» России не осталось ни одного высшего учебного заведения. Правительство царя Николая I взяло курс на унификацию всей системы образования и ее строгую централизацию. С широкими правами университетов в школьном деле было покончено. В гимназиях был введен русский язык, а польский был запрещен.

Школьные реформы 1860-х гг. осуществлялись в ряду социальных преобразований, важнейшим из которых было освобождение крестьян от крепостной зависимости (1861). В начале правления царя Александра I были приняты новые правила поступления и обучения в университетах. Правилами отменялись ограничения количества поступающих в университеты. В 1856 г. был восстановлен Ученый комитет, который и занялся подготовкой проектов новых школьных уставов.

В июне 1863 г. был утвержден новый университетский устав. Университеты получали даже более значительные права на автономию, чем по уставу 1804 г. Управление университетом передавалось в советы профессоров. Советы профессоров должны были выбирать ректоров и новых преподавателей. Министру просвещения предоставлялось формальное право утверждать или отменять решения советов, которым он фактически не пользовался. Сокращались полномочия университетских инспекторов, попечителей учебных округов.

Ученый комитет подготовил три проекта, которые легли в основу нового устава средних школ (1864). Так, отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. Определяющим условием поступления в гимназию становилось имущественное положение. Ученики были обязаны вносить плату за обучение, от которой освобождались дети малоимущих родителей, но количество таких детей не должно было превышать 10 % от общего числа учеников. Предусматривалась ранее не практиковавшаяся выдача единовременных денежных пособий и стипендий особо отличившимся ученикам.

Устав 1864 г. объявлял о создании гимназий классического и современного образования с 7-летним курсом обучения. Были узаконены три типа средней школы: 1) классическая гимназия с двумя древними языками; 2) классическая гимназия с латинским языком; 3) реальная гимназия без древних языков.

Учреждался новый тип неполного среднего образования – прогимназия с 4-летним курсом обучения по программам классического и современного образования. Устав утверждал приоритет классицизма. Во всех средних школах должны были изучать Закон Божий, историю, географию, русский язык и литературу, математику. Кроме того, в классических гимназиях предусматривалось преподавание двух древних или современных европейских языков, а в реальных или современных гимназиях – преподавание естественных наук и черчения.

Устав 1864 г. коснулся и уездных училищ: предусматривалось преобразовать одну часть уездных училищ в прогимназии, а другую – в 2-летние приходские начальные школы. В 1864 г. был принят устав по начальному образованию. Он предусматривал сосуществование министерских, земских и частных начальных школ.

Однако в белорусских губерниях земских и частных школ не было, так как институт земства здесь не вводился и основными были народные училища министерства просвещения и церковноприходские школы, открываемые православной церковью.

Начальные школы объявлялись открытыми для всех социальных групп. В этих школах предусматривалось «укрепить религиозные и нравственные понятия и дать основу полезного знания». Закон Божий должен был преподавать местный священник или по разрешению церкви специальный учитель. В белорусских губерниях католический священник должен был преподавать Закон Божий ученикам своей конфессии, но на русском языке. Остальные предметы мог вести священник или светский учитель, утвержденный уездным школьным советом.

В уездный школьный совет должны были входить представители министерства просвещения, священного синода, других правительственных школьных органов и два члена уездного земского собрания. Уездный школьный совет избирал председателя, которого утверждал губернский школьный совет.

Губернский школьный совет состоял из губернатора, главы церковной епархии, губернского руководителя школьного ведомства, двух членов губернского земского собрания. К важным школьным реформам следует отнести разрешение открывать новые частные учебные заведения, учреждение земских гимназий, отмену телесных наказаний в школе.

Эпоха школьных и других социальных реформ оборвалась в 1866 г. после неудачного покушения на Александра II. Назначение вскоре новым министром графа Д.А.Толстого привело к ограничению автономии университетов и установлению жесткого контроля над всеми учебными заведениями. В 1871-1872 гг. вышли два новых закона относительно средних учебных заведений. В программу всех гимназий включалось изучение древних языков. Министерство контролировало всю деятельность преподавателей и определяло перечень разрешенных учебных пособий.

Новые уставы учебных заведений были направлены на усиление министерского контроля за их деятельностью, а в начальном образовании всячески поощрялось создание церковноприходских школ. Консервативная политика в сфере образования окончательно утвердилась после убийства царя Александра II в 1881 г. Среди идейных вдохновителей реакционной политики в системе образования особенно выделялся глава Священного синода К.П.Победоносцев. Он являлся идеологом дискриминации национальных меньшинств – например, были приняты правила, ограничивающие право обучения евреев в университетах и меры против мусульманских школ.

В белорусских губерниях данная политика сказалась на запрете всех школ, где наряду с русским языком еще могли использовать «белорусское наречие». Хотя официального документа о запрете белорусского языка в школах не было, власти делали все, чтобы не допустить развития обучения на «местном западнорусском наречии». Результатом этого курса стало и окончательное закрытие вопроса о создании в белорусских губерниях нового университета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: