Учитель и родители учащихся

Учитель и родители учащихся. Проблемность этого взаимодействия актуальна для 12% учителей, и по её очевидности для них она занимает семнадцатое место из девятнадцати. В отношениях с родителями цели взаимодействия вступают в противоречие с его средствами. Профессиональные рамки, регламент работы у каждой из сторон часто ограничивают их человеческое общение. Поведенческие нормы и ритуалы, традиционные для отдельных образовательных учреждений, в том числе контроль за посетителями, бывают тенденциозными и абстрактными. При общении учителей с родителями приходится использовать особые приёмы для преодоления и профессиональных, и административно-организационных ограничений. Приходящие в школу родители обычно рассчитывают на помощь учителя именно им, персонально, а через них – и их ребёнку. Родители рассчитывают на содействие, или, как сейчас говорят, на фасилитацию. И большинству из них, к сожалению, нет дела до того, что «учитель – тоже человек». А не всемогущий Демиург-отец, одной мыслью воздействующий на своих подопечных, не говоря уже о взгляде, жесте, слове, действии…

При непосредственном взаимодействии учителей с родителями нужен межчеловеческий контакт. Нужны взаимная поднастройка, взаимное восприятие, обоюдная включённость во взаимодействие и – переживание всего происходящего. Нужен взаимный учёт состояния и его изменений по ходу взаимодействия. Но можно ли требовать от человека на работе, «при исполнении», чтобы он на одного из множества своих собеседников реагировал как на особенного человека, на частное лицо, не говоря уже об индивидуальности?.. Как справиться с неизбежными затруднениями, возникающими при попытках делать это? Самые известные помощники в этом деле – это театр, литература, сначала художественная, а потом и публицистическая, кино, с некоторых пор – гуманитарные науки и средства массовой информации, которые за последние 20-30 лет превратились во Всемирную Паутину. Многочисленны ряды профессиональных «людоведов» и «душелюбов». Среди наиболее известных – Дейл Карнеги и Эрик Берн, Владимир Леви и Николай Козлов и многие, многие другие.

Будем иметь в виду несколько простых принципов, помогающих учителям оптимизировать своё взаимодействие с родителями учащихся. Это доверие, взаимное ученичество, свобода самовыражения, ясность и прямота, партнёрство и сотрудничество, это сотворчество.

Доверие. Родители, приглашённые («вызванные») в школу, обычно бывают готовы и к обороне, и к нападению. Важно, поэтому, сразу показать, что родители именно приглашены, и встреча не предполагает ни «разноса», ни поучений. Люди должны видеть признаки уважения и доверия к ним. Это стимулирует готовность идти навстречу. Если же вдруг учитель проявляет намерение в чём-то обличить, обвинить, то у людей появляются насторóженность, недоверие, страх, неприязнь, и всё это исключает возможность конструктивного взаимодействия.

Взаимное ученичество. Учúтеля и родителей объединяет общая цель, заинтересованность в образовании ребёнка и необходимость совместно решать возникающие задачи. Отсюда – потребность во взаимной помощи и естественное стремление оказывать её друг другу. И конкретизация задач, и их решение обеспечивается за счёт ресурсов обеих сторон. В оптимальном случае каждая сторона стремится обогатить свою позицию за счёт достоинств и преимуществ другой стороны. Совместный опыт значащих переживаний становится субъективной базой для дальнейшего сотрудничества. Участники расспрашивают друг друга; имеет место диалог, в котором каждый попеременно является и коммуникатором, и перцепиентом. «Застревание» учителя в роли коммуникатора недопустимо.

Свобода самовыражения. Взаимодействие с родителями результативно, если атмосфера общения способствует раскрытию человеческих потенциалов обеих сторон. Важно, чтобы раскрывались и интеллект, и чувства, и волевая сфера, и нравственные установки… Для этого учитель не должен высказывать никаких привычных для него оценочных суждений. В оптимальном случае их не должно быть и со стороны родителей. Нельзя проявлять стремление что-то изменить в собеседнике; гораздо разумнее выразить готовность измениться самому.

Прямота и ясность. Затрудняет взаимодействие недостаток информации о том, как другой воспринимает меня, что при этом чувствует, как реагирует на мои слова и действия. Непонятность позиции другого вызывает дискомфорт, тревогу, внутреннее сопротивление его действиям и намерениям. Поэтому желательно, чтобы учитель в беседе с родителями проявлял своё понимание происходящего, в том числе услышанного, и своё отношение к нему.

Партнёрство и сотрудничество. Для продуктивности совместного решения поставленных задач нужно совместное определение ситуации – без застревания на её общих и частных дефектах и недостатках. Нужно совместное определение проблемы и её последующее переформулирование – по мере изменения ситуации и по мере её прояснения. – Это главное в сближении исходных позиций. Для обеих сторон существенно проявлять ответственность и компетентность; это делает возможным в дальнейшем проявлять и необходимую взаимную требовательность. А неконструктивны при этом попытки «давить», инструктировать, предлагать какие-то «рецепты» поведения – образцы для подражания.

Сотворчество. Во взаимодействии с родителями сотворчество рождается в условиях подлинной взаимности. Появляется состояние, при котором возможны даже исследовательский азарт, творческий поиск, обоюдное стремление найти подходящее, правильное решение. А вот установки следовать стандартным предписаниям, использовать когда-то найденные решения делают взаимодействие учителя и родителей менее продуктивным.

Очень важно, что опора на перечисленные принципы позволяет учителю справляться с дополнительной нервно-психической нагрузкой в конце рабочего дня и, тем более, – в конце рабочей недели. Следование этим принципам помогает учителю психологически расслабиться и даже получить определённый положительный заряд от общения с родителями, причём и у них оставить положительное впечатление о встрече.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: