Темы докладов. Современного естествознания

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ

Современного естествознания.

Лекция 9. Философская антропология и актуальные проблемы

Лекция 8. Социальная философия и философия исторического процесса

Лекция 7. Теория познания и основные проблемы методологии науки.

1. Человек как субъект познания. Познавательные способности человека.

2. Проблема истины и ее критериев в философии и науке.

3. Специфика научного познания Многообразие форм познавательной деятельности.

4. Структура научного познания. Формы и методы эмпирического и теоретического познания.

1. Общество как предмет философского анализа в истории философской мысли: основные подходы и теории.

2. Общество как саморазвивающаяся система. Формационная, стадиальная и цивилизационная концепции.

3. Цикличность и линейность в истории. Проблема социального прогресса.

4. Многовариантность исторического развития. Будущее человечества как философская проблема.

1. Современная наука о соотношении биологического и социального в человеке. Антропогенез как научная и философская проблема.

2. Смысл жизни человека; смерть и бессмертие с позиций философии, религии и современной науки.

3. Человек и Вселенная. Антропный принцип в современной философии и естествознании.

4. Актуальные философские проблемы современного естествознания.

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре (2 часа)

1. Структура и специфика философского знания, его роль в жизни человека и общества.

2. Философский (онтологический) материализм, его исторические типы и роль в развитии научного миропонимания.

3. Объективный и субъективный идеализм как онтологические концепции, их вклад в развитие мировой философии и культуры.

4. Основные типы гносеологических учений: агностицизм, сенсуализм, рационализм, иррационализм, их роль в разработке методологии научного познания.

· Философия обыденная и теоретическая: взаимосвязь и различие.

· Философия и религия.

· Материализм и идеализм как онтологические и нравственные концепции.

При подготовке к первому вопросу семинарского занятия следует, прежде всего, уяснить содержание таких понятий, как онтология – учение о бытии, гносеология – теория познания, логика – наука о закономерностях человеческого мышления, этика – философское учение о добре и зле, эстетика – философская наука о прекрасном и т.п.

Особое внимание в рамках данного вопроса также необходимо обратить на специфику философского знания. Студенту рекомендуется подумать над его отличием от естественнонаучных теорий, религиозных концепций, от литературно-художественного творчества.

Для изучения второго и третьего вопроса важно понять, что термины «материализм» и «идеализм» в данном случае употребляются в их онтологическом аспекте, то есть, как противоположные ответы на вопрос о сущности бытия, а не как системы ценностей, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни.

Четвертый вопрос семинарского занятия также требует от студента знания и понимания таких базовых философских терминов, как агностицизм – концепция, отрицающая познаваемость мира, сенсуализм и рационализм – противоположные учения об основах человеческого познания (ощущения и разум, соответственно) и иррационализм - направление, отрицающее возможности человеческого разума в познании.

Студентам необходимо учесть, что хорошее знание терминов, которые рассматриваются в рамках данного семинарского занятия, необходимо для успешного усвоения всех последующих разделов курса философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: