Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа производства и продаж.
Целью анализа объема производства продаж продукции является выявление путей увеличения объема реализации по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей с целью увеличения прибыли.
Объектами анализа объема производства и продаж являются:
- общий объем производства и продаж;
- ассортимент;
- структура и качество продукции;
- ритмичность производства и реализации продукции.
Выделяют следующие задачи анализа:
1) контроль за выполнением плана производства и реализации продукции;
2) оценка динамики производства и продаж;
3) изучение влияния факторов на изменение объема производства и продаж;
4) выявление внутрихозяйственных резервов, увеличение выпуска и реализации продукции.
Объем производства и продаж измеряется в стоимостном, натуральном, условно-натуральном показателях, а также в единицах трудоемкости.
|
|
Показателем объема производства является валовая продукция. Среди показателей объема выпуска выделяют готовую и товарную продукцию. Показателем объема продаж является отгруженная и реализованная товарная продукция.
На предприятиях торговли основным показателем объема продаж является товарооборот. Под валовой продукцией понимают стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая объем незавершенного производства. Под товарной продукцией понимают стоимость всей произведенной продукции, исключая остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции является:
1) форма №1 – п (годовая) "Отчет по продукции";
2) форма №1 – п (квартальная) "Квартальная отчетность производственного предприятия о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте";
3) форма №1 – п (месячная) "Срочная отчетность производственного предприятия по продукции";
4) форма №2 "Отчет о прибылях и убытках";
5) ведомость №16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация";
6) бизнес-план предприятия;
7) оперативные планы-графики.
Используются также данные бухгалтерского учета, отраженные в учетных регистрах по счету 40, 43, 90.
Важнейшими показателями, характеризующими результаты производственной деятельности является объем выпущенной и реализованной продукции. Анализ обычно начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Расчеты оформляются в специальные аналитические таблицы. Также рассчитывают показатели среднегодового темпа изменения объема производства и продаж:
|
|
Tp=n-1√ Bn / Bo * 100%,
где Tp - среднегодовой темп роста;
B - выручка;
n - количество периодов.
При анализе оценивают изменение фактического объема выпуска продукции за отчетный период по сравнению с запланированным, а также с фактическим объемом за фактический период в сопоставимых и действующих ценах, что позволяет установить влияние ценового фактора на этот показатель:
Bсопост.ц. = B1/Yц
Тогда влияние изменения цен определяется:
Bфакт. - Bсопост..
Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.
В организациях зачастую отсутствуют плановые задания за более короткий промежуток времени, чем месяц, что делает практически невозможным проведение анализа ритмичности производства. Исследование ритмичности проводят по месяцам, сравнивая фактический выпуск с запланированным.
Показателями, характеризующими уровень ритмичности, являются:
- коэффициент ритмичности;
- коэффициент аритмичности;
- размер недовыпущенной продукции в связи с неритмичной работой.
Коэффициент ритмичности:
сумма выпущенной продукции
не выше плана
Критм. = _________________________________________
общая сумма выпуска продукции
Чем ближе коэффициент ритмичности к единице, тем ритмичнее работает предприятие.
Каритм. = 1 – Критм.
Характеризует долю недополученной продукции в установленный планом срок – объем недовыпущенной продукции в связи с неритмичной работой:
∆Паритм. = Каритм.. * Объем выпуска продукции по плану
Основными причинами неритмичной работы является низкий уровень материально–технического обеспечения производства, трудность сбыта продукции, низкий уровень организации.