Тема 8. ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Обязанности граждан по Конституции Республики Беларусь. Конституционно-правовые гарантии.
Социально-экономические права гражданина Республики Беларусь.
Политические права гражданина Республики Беларусь.
Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политические права выражают возможности гражданина на участие в политической жизни и в осуществлении государственной власти.
Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст.37). Рассматриваемое право осуществляется в различных формах как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Граждане Республики Беларусь имеют равный доступ к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой (ст.39). При поступлении на государственную службу и при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.40). В зависимости от содержания обращения граждан могут быть в виде заявления, жалобы или предложения. К личным правам относится право на объединение (ст. 36).
Экономические права признаются за человеком как участником экономической жизни общества.
Социальные права закрепляют определенные формы поддержки человека со стороны государства и общества.
Культурные права закрепляют возможность самореализации человека с сфере культурной и научной жизни общества.
Важнейшее место в системе социально-экономических прав и свобод занимает право частной собственности (ст.13). Право на труд – ст.41. Государство запрещает принудительный труд, создает условия для полной занятости населения; признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку; утверждает право на защиту от безработицы. Право на отдых (ст. 43): установление 40-часовой рабочей недели, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска и т.д.
В ст. 32 Конституции закреплена общая норма о том, что брак, семья, материнство и, отцовство и детство находятся под защитой государства. Данная статья определяет взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
К числу социально-экономических прав и свобод относится право на социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.47). Конституционно закрепляется право на жилище (ст.48). Оно включает защиту жилища, поощрение органами государственной власти и местного самоуправления жилищного строительства, бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.45)
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст.46). К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст.49). Реализация этого права дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку. В соответствии со ст.51 Конституции каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Обязанности граждан Республики Беларусь. Обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляют человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.
Важнейшая обязанность гражданина - соблюдение Конституции и законов (ст.50). Соблюдение Конституции и законов означает, что своей деятельностью и образом жизни человек должен содействовать практической реализации принципов Конституции и положений действующего законодательства.
Согласно ст.53 каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц.
В Конституции закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 55).
Конституция закрепила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.56). Данная обязанность каждого человека и гражданина в прежних конституциях не закреплялась, а была конституционно закреплена с переходом страны к рыночной экономике. Закон устанавливает для граждан дифференцированные ставки налогов, тем самым государство стремится к тому, чтобы сбалансировать доходы различных категорий населения - уменьшить разрыв доходов высоко- и низкооплачиваемых категорий.
Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст. 54).
В ст. 57 Конституции закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Республики Беларусь. Ст. 58- никто не может быть понужден к исполнению обязанностей
Ст. 60- гарантия прав и свобод: каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.
Конституционные гарантии прав человека и гражданина в Республике Беларусь. Конституционные гарантии – это совокупность средств, свобод и процедур, создающих условия, при которых личность может реально защищать и отстаивать на законном основании предусмотренные Конституцией, законодательными актами и текущим законодательством свои права и интересы, признаваемые, соблюдаемые всем обществом и защищаемые государством.
Основополагающим конституционным принципом и одновременно конституционной нормой-гарантией, положенной в основу правового регулирования прав и свобод человека и гражданина, взаимоотношений личности и государства в Республике Беларусь, является принцип, закрепленный в Конституции Республики Беларусь и провозглашающий человека, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.
Гарантии могут классифицироваться на:
1 социально-экономические;
2 политические;
3 юридические.
Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие свободное использование социальных и экономических прав и свобод.
Конституционные гарантии права на труд:
1 полная занятость населения;
2 защита экономических и социальных интересов;
3 право на объединение в профессиональные союзы;
4 заключение коллективных договоров;
5 право на забастовку;
6 запрет принудительного труда;
7 установление рабочей недели не превышающей 40 часов;
8 пособие по безработице и др.
Конституционные гарантии права на охрану здоровья:
1 бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;
2 медицинское обслуживание;
3 развитие физической культуры и спорта;
4 оздоровление окружающей среды;
5 совершенствование охраны труда и др.
Конституционные гарантии права собственности:
1 владение, пользование и распоряжение собственностью единолично или совместно;
2 неприкосновенность;
3 право наследования и др.
Конституционные гарантии права на социальную защиту:
1 пенсионное обеспечение граждан;
2 выплата пособий;
3 развитие государственного, общественного и частного жилищного фонда и др.
Под политическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключение дестабилизации в обществе; должностной уровень политической культуры. Это конституционные гарантии, содержащиеся в Основах конституционного строя Республики Беларусь:
1 принцип, закрепленный в ст.2 Конституции Республики Беларусь;
2 равенство всех перед законом и судом (ст.21).
Юридические гарантии охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина - судебные (конституционно-процессуальные) гарантии, применяемые при осуществлении гражданского, административного, уголовного и конституционного судопроизводства:
- гарантия государственной защиты прав и свобод гражданина (ч.3 ст.21);
- право на получение квалифицированной юридической помощи (ст.62);
- презумпция невиновности (ст.26);
- право обращения в судебные органы по защите прав и свобод гражданина (ст.61) и др.
Презумпция невиновности. «Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность» (ст.26 Конституции Республики Беларусь).
В статье 11 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. презумпция невиновности формулируется следующим образом: «Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты». В Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1966 г. и ратифицированном СССР 18 сентября 1973 г., записано: "Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана согласно закону".
Презумпция невиновности может быть опровергнута, но только путем доказывания установленными процессуальным законом средствами и лишь при наличии достаточных судебных доказательств, относимых к делу и допускаемых законодательством, причем бремя доказывания (обязанность доказывания) возлагается на органы обвинения.
Принцип презумпции невиновности определяет правовой статус обвиняемого не только в уголовном процессе, но и во всех общественных отношениях, в которых он выступает в качестве одного из субъектов. До вступления приговора в законную силу за обвиняемым, содержащимся под стражей, сохраняется право на участие в выборах, право на пользование жилым помещением, его никто не может уволить с работы или отчислить из учебного заведения ввиду его виновности в совершении преступления. Так как признание лица виновным в совершении преступления составляет исключительную прерогативу суда, привлечение к делу в качестве обвиняемого не порождает начала реализации уголовной ответственности. Уголовная ответственность может быть возложена только приговором суда на лицо, виновность которого доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Лекция 1
4. Понятие «гражданство». Принципы гражданства.
5. Способы приобретения гражданства. Способы прекращения гражданства.
6. Порядок рассмотрения вопросов, связанных с гражданством.
1. Понятие «гражданство». Принципы гражданства.
Институт гражданства в Республике Беларусь регулируется Законом Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» от 1 августа 2002 года.
Гражданство Республики Беларусь - это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Гражданство Республики Беларусь основывается на следующих принципах:
1) каждый имеет право на гражданство;
2) гражданство Республики Беларусь является равным для всех граждан Республики Беларусь независимо от оснований его приобретения;
3) гражданство Республики Беларусь не может быть предоставлено против воли лица;
4) никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство;
5) Республика Беларусь стремится к избежанию случаев без гражданства.
Гражданами Республики Беларусь являются:
1) лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу настоящего Закона;
2) лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с настоящим Законом.
Гражданами Республики Беларусь по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу настоящего Закона.
За лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами.(двойное гражданство).
Граждане Республики Беларусь, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь.
Гражданство Республики Беларусь приобретается:
· по рождению;
· в результате приема в гражданство Республики Беларусь;
· в порядке регистрации;
· по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Приобретение гражданства Республики Беларусь по рождению (филиация):
ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:
1 родители (единственный родитель) ребенка состоят в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка;
2 один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, независимо от места рождения ребенка;
3 один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является иностранным гражданином, - по совместному заявлению родителей независимо от места рождения ребенка. При отсутствии такого заявления ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства;
4 родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;
5 родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.
Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.