Траншеи отрывают многоковшовыми экскаваторами непрерывного действия и одноковшовыми циклического действия. При необходимости отрывки траншей большой протяженности для магистральных водоводов технически и экономически целесообразнее использовать многоковшовые (цепные или роторные) экскаваторы непрерывного действия.
Способы разработки траншей могут быть однопроходными и многопроходными (послойные). При первом способе полный профиль траншеи разрабатывают за одну проходку механизма, а при втором - за несколько. Отвал (резерв) грунта при разработке траншеи чаще всего размещают с левой стороны, а правую оставляют свободной для проезда и возможности выполнения сварочно-монтажных и изоляционных работ. Для предохранения стенок траншей от обрушения отвал грунта располагают на расстоянии 0,5 м и более от ближайшей бровки траншеи.
Разработка траншей многоковшовым экскаватором эффективна при их работе в связанных и сухих грунтах. В сыпучих и водонасыщенных грунтах неизбежны осыпания и обрушение стенок траншеи, а в водонасыщенных, из-за прилипания грунта, производительность многоковшовых экскаваторов резко падает. Поэтому траншеи в таких грунтах, а также местах переходов через естественные и искусственные препятствия, на криволинейных участках, в скальных грунтах (после предварительного рыхления) разрабатывают одноковшовыми экскаваторами с обратной лопатой. Причем разработку траншеи ведут проходкой вдоль оси траншеи лобовым забоем. Для разработки траншей в сильнообводненных, сыпучих и неустойчивых грунтах используют одноковшовые экскаваторы, оборудованные драглайном. При этом широкие траншеи с крутыми откосами стенок разрабатывают торцовым забоем, а при необходимости устройства, более удаленного от бровки траншеи отвала грунта, - боковым забоем.
Применяют следующие четыре схемы разработки траншеи одноковшовым экскаватором: 1) движение экскаватора по оси траншеи с односторонней выгрузкой грунта (рис. 4.18, а); 2) движение экскаватора со смещением в сторону отвала и односторонней выгрузкой грунта (рис. 4.18, б); 3) движение экскаватора по зигзагообразной схеме параллельно оси траншеи с двухсторонней выгрузкой грунта (рис. 4.18, в); 4) движение двух экскаваторов параллельно оси траншеи с двухсторонней выгрузкой грунта (рис. 4.18, г). С использованием первой и второй схем разрабатывают относительно неглубокие и неширокие траншеи. Выбор схемы зависит от соотношения между радиусом выгрузки предлагаемого экскаватора R в и требуемого радиуса выгрузки R в треб. Так, по первой схеме разрабатывают траншеи, если R в = R в. треб, а по второй - если R в < R в. треб. В первом случае ось движения экскаватора совпадает с осью траншеи (см. рис. 4.18, а), во втором она сдвинута в сторону отвала на расстояние с, равное R в. треб – R в (см. рис 4.18, б). При этом должно подтвердиться условие равенства радиуса резания экскаватора R расстоянию от бровки траншеи со стороны, противоположной отвалу грунта, до оси движения экскаватора:
(4.44)
где bвыем - половина ширины траншеи поверху.
Рис. 4.18 – Схемы разработки траншей одноковшовыми экскаваторами
1 - ось движения экскаватора, 2 - ось траншеи, 3 - экскаватор, 4 - винтовые распорки, 5 - крепления, 6 - автосамосвал
Третью схему разработки грунта с зигзагообразным перемещением экскаватора применяют при отрывке широких траншей, когда (см. рис.4.18, в)
R в << R в. треб (4.45)
При больших объемах земляных работ в таких условиях разработку грунта можно осуществлять двумя параллельно работающими экскаваторами по четвертой схеме (см. рис. 4.18,г). Вынутый грунт по третьей и четвертой схемам укладывают по обе стороны траншеи. Для создания на одной из берм монтажной зоны по укладке трубопровода в комплект машин включают бульдозер, который перемещает грунт одного из отвалов в сторону от траншеи (см. рис. 4.18, в, г). При разработке траншеи боковой проходкой необходимо, чтобы соблюдалось равенство R в и R в. треб (см. рис.4.18, е) при условии, что ось перемещения экскаватора совпадает с направлением линии верхней бровки траншеи.
При прокладывании трубопроводов в условиях заболоченной или обводненной местности, на крутых склонах грунты в траншеях приходится разрабатывать, применяя ряд особых приемов и схем организации работ. В большинстве случаев траншеи в обводненной и заболоченной местности стараются отрывать в зимний период, когда грунт становится мерзлым, т.е. твердым. В летних условиях траншеи отрывают одноковшовыми экскаваторами, передвигающимися на сланях, пенах-волокушах, понтонах, а также на уширенных гусеницах. В процессе работы экскаватор перекидывает слани с торца забоя в сторону хвостовой части поворотной платформы и укладывает их далее по оси траншеи. Для предотвращения сползания экскаватора со сланей гусеницы машины с наружной стороны крепят специальными шпорами.
Разработку траншеи можно также вести экскаватором, расположенным на салазках из металлических труб, перемещаемых бульдозером, или на пене-волокуше, представляющей собой, корытообразную конструкцию из листового железа.
При прокладке трубопровода на наклонных поверхностях траншеи отрывают экскаватором с его анкеровкой или без, причем сверху вниз или снизу вверх. При разработке траншей без анкеровки экскаватора необходимо проверить его устойчивость на скольжение. Использование в качестве анкера бульдозера дает возможность применять его также для планировки грунта по ходу экскаватора.
Траншеи с вертикальными стенками отрывают чаще всего многоковшовыми экскаваторами, а также одноковшовыми с обратной лопатой или реже драглайном на глубину до 3 м с последующим креплением стенок (см. рис. 4.18, д). При разработке траншей в слабых грунтах крепления устанавливают сразу, т.е. вслед за экскаватором, а трубы опускают уже в закрепленные траншеи. Глубокие траншеи в неустойчивых грунтах в целях обеспечения безопасности работ отрывают в два этапа (яруса): сначала экскаватором роют траншеи на допустимую глубину с вертикальными стенками, а затем, после установки креплений, углубляют траншею до нужной отметки вручную, удаляя грунт бадьями и легкими кранами или - при достаточных размерах траншеи - грейферным экскаватором, предохраняя распорки от ударов ковшом.
Многоковшовые траншейные экскаваторы по типу основного рабочего оборудования подразделяют на цепные и роторные (рис. 4.19). Цепные применяют при разработке мягких грунтов, а роторные - грунтов повышенной прочности, в том числе мерзлых. Экскаваторы, предназначенные для копания траншей глубиной более 2,5 м в сыпучих грунтах, оснащают дополнительным оборудованием для образования откосов.
Рис. 4.19 – Схемы устройства многоковшовых экскаваторов
1 - тягач, 2 - домкратное устройство, 3 - цепь, 4 - ковши, 5 - поперечный транспортер, 6 - ротор
Разработку траншей с вертикальными стенками роторными и цепными экскаваторами в связных грунтах (суглинках, глинах) для укладки трубопроводов плетями на глубину до 3 м можно производить без крепления. Траншею можно разрабатывать одним или одновременно несколькими роторными или цепными экскаваторами с выделением каждому из них захватки длиной 1... 5 км. Оставшиеся перемычки грунта между захватками разрабатывают одноковшовыми экскаваторами. Возможны также способы разработки траншей без перемычек. При первом из них для выхода экскаватора из траншеи применяют специальный настил, уложенный поперек, по которому экскаватор с поднятым в транспортное положение рабочим органом перемещается с разворотом и выходит из забоя для перехода на следующую захватку. При другом способе экскаваторы отрывают траншею парами. Когда второй экскаватор доходит до траншеи, разработанной первым, он полностью дорабатывает свою захватку и соединяет ее с первой, а затем на транспортной скорости догоняет первый экскаватор, который выходит из траншеи, уступая свое место второму, а сам перемещается вперед и становится на новую захватку и т.д.
Если необходимо рытье траншей более глубоких, чем позволяют возможности выпускаемых многоковшовых экскаваторов, их отрывают комбинированным способом в несколько этапов. Вначале до определенной глубины делают выемку с помощью бульдозеров или скреперов, а затем с использованием многоковшовых экскаваторов.