double arrow

Врачебно-педагогические наблюдения с дополнительными нагрузками

2

Задачи организационные формы врачебно-педагогических наблюдений

Организационные формы врачебно-педагогических наблюдений

Организационная форма ВПН Нагрузка
Основная Не основная
Оперативное ВПН + -
ВПН с дополнительными нагрузками + +
ВПН с повторными нагрузками - +

Различие организационных форм врачебно-педагогических наблюдений не случайно. Практика их применения отобрала формы, наиболее подходящие для решения определенного круга задач. Выбирая форму врачебно-педагогического наблюдения, соответствующую поставленной цели, Вы получаете ценную информацию для управления тренировочным процессом. Ошибаясь с выбором формы ВПН, впустую тратите свое время и время спортсменов. Уместно будет уточнить, какие задачи решаются определенной формой наблюдения. В этом нам поможет следующая таблица 2.

Таблица 2.

Форма ВПН Задачи
Оперативное ВПН Изучение организации занятий. Оценка соответствия нагрузки основным гигиеническим и физиологическим нормам. Оценка адекватности нагрузки тренированности спортсмена. Оценка общей тренированности. Оценка влияния микроклимата на эффект тренировки.
Форма ВПН Задачи
ВПН с дополнительными нагрузками Оценка адекватности нагрузки тренированности спортсмена. Оценка общей тренированности. Оценка влияния микроклимата на эффект тренировки. Оценка эффективности применяемых средств восстановления работоспособности.
ВПН с повторными нагрузками Оценка специальной тренированности спортсмена (отбор)

Очень важно оценить нагрузку, адекватность ее состоянию занимающегося, а также его тренированность. Для этого определяют исходное состояние тренирующегося, предстартовые реакции, реакцию на нагрузку и течение процессов восстановления. Исходное состояние существенно влияет на реакцию организма на нагрузку. Надо знать, обычное ли сегодня состояние человека, обусловленное его здоровьем, тренированностью, типологическими особенностями, или в силу каких-либо причин (недомогание, утомление, нарушение режима, плохое настроение и пр.) оно нарушено. Проводят опрос и сравнение простейших объективных показателей в этот день с обычным для данного спортсмена состоянием. Надо знать также, какую работу выполнил спортсмен до этого занятия и накануне, чувствует ли еще усталость, были ли нарушения режима.




Характер и степень проявления предстартовых сдвигов зависят от индивидуальных типологических особенностей нервной системы спортсмена (главным образом, ее возбудимости), уровня тренированности, ответственности предстоящей работы. Стартовые реакции облегчают вхождение в работу и позволяют быстрее достичь максимальной работоспособности, однако их чрезмерность может иметь обратный эффект.



Для оценки общей тренированности и адекватности тренировочного занятия проводят врачебно-педагогические наблюдения с дополнительными нагрузками.

Дополнительную физическую нагрузку выбирают с учётом задач исследования и степенью подготовленности обследуемых. Для оценки общей тренированности и оценки адекватности тренировочной нагрузки используют функциональные пробы систем, преимущественно одномоментные, или, реже, количественные методы определения физической работоспособности. Подобные нагрузки считаются неспецифическими. В качестве «основной» нагрузки выступает собственно тренировочное занятие.

Дополнительная физическая нагрузка выполняется спортсменом непосредственно перед тренировкой и через 10 - 20 минут после нее.

Роль тренера (преподавателя) в проведении ВПН заключается в планировании исследования, определении тренировочной программы, контроле за её реализацией, оценке результативности или координации спортсмена. Роль врача заключается в регистрации физиологических параметров и наблюдении за степенью утомления спортсмена. Оценка результатов производится с учётом показанной спортсменом результативности и изменения реакции сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем на дополнительную нагрузку.



В качестве дополнительной могут применяться также специфические нагрузки, выбранные тренером в зависимости от специализации и квалификации спортсмена. Дополнительная специфическая нагрузка первый раз выполняется после разминки, вторая - по окончанию тренировки.

В случае применения специфических дополнительных нагрузок учитывают спортивный результат наряду с регистрацией физиологических параметров. Такой подход позволяет получить наряду с обычной для ВПН с дополнительными нагрузками информацией и некоторые сведения о специальной тренированности спортсмена. Всё же, если вы ставите задачу определить специальную тренированность, вам лучше воспользоваться врачебно-педагогическими наблюдениями с повторными нагрузками, специально для этого разработанными.

В зависимости от изменения реактивности систем на дополнительную неспецифическую нагрузку можно сделать заключение об адекватности тренировочной нагрузки и об общей тренированности спортсмена. В качестве иллюстрации алгоритма оценки позвольте предложить вашему вниманию пример оценки на основе одномоментной пробы сердечно-сосудистой системы.

По результатам дополнительной нагрузки (ДН1), проведенной до тренировки, устанавливаются:

1. тип реакции на нагрузку (нормотонический или какой-либо атипический вариант;

2. прирост систолического артериального давления (DАДс1) (разница между АДс на первой минуте и исходным уровнем), который принимают равным 100 %;

3. количество ударов сердца за 10 с на первой минуте восстановления (ЧСС110с), которое принимают за нулевой уровень.

По результатам дополнительной нагрузки (ДН2), проведенной через 10 - 20 мин после тренировки, устанавливаются также тип реакции, DАДс2 , ЧСС210с. Находят, сколько процентов составляет DАДс2 от DАДс1. Находят разницу DЧСС10с между ЧСС210с и ЧСС110с. Возможны четыре варианта заключения в зависимости от полученных результатов.

1. Если в ответ на обе дополнительные нагрузки были получены нормотонические реакции, в ответ на ДН2 прирост систолического давления DАДс2 составил 75 - 100 % от исходного прироста, прирост частоты сердечных сокращений DЧСС10с составил 0 - 3 удара за 10 с, то:

1.1. общая тренированность очень высокая

1.2. тренировочная нагрузка неадекватно низкая.

2. Если в ответ на ДН1 была получена нормотоническая, а в ответ на ДН2 - нормотоническая или гипотоническая реакция, прирост систолического давления DАДс2 составил 50 - 75 % от исходного прироста, прирост частоты сердечных сокращений DЧСС10с составил 0 - 3 удара за 10 с, то:

2.1. общая тренированность высокая

2.2. тренировочная нагрузка адекватная (субоптимальная).

3. Если в ответ на ДН1 была получена нормотоническая реакция, в ответ на ДН2 - гипотоническая реакция, прирост систолического давления DАДс2 составил 25 - 50 % от исходного прироста, прирост частоты сердечных сокращений DЧСС10с составил 4 и более удара за 10 с, то:

3.1. общая тренированность удовлетворительная

3.2. тренировочная нагрузка адекватная (оптимальная).

4. Если в ответ на ДН1 была получена нормотоническая реакция, в ответ на ДН2 - гипотоническая или иная атипическая реакция, прирост систолического давления DАДс2 составил 0 - 25 % от исходного прироста, DЧСС10с составил 4 и более удара за 10 с, то:

4.1. общая тренированность низкая

4.2. тренировочная нагрузка неадекватно высокая.

Оценка реакции на тренировочную нагрузку может быть произведена и с помощью иной пробы с «дополнительной нагрузкой». Например, перед началом занятия и через 5—10 мин. после его окончания обследуемый выполняет одинаковую нагрузку (15-секундный бег на месте в максимально быстром темпе), ЧСС в течение 10 с и АД определяется до бега и в начале 1, 2 и 3-й мин после бега. Определяется также тип реакции. Обычно при дополнительной нагрузке у спортсменов перед тренировкой отмечается адекватное увеличение ЧСС и АД сист., АД диаст., не меняется или незначительно снижается, тип реакции чаще всего нормотонический. Чем больше выполняется в тренировке нагрузка, тем больше меняется величина сдвигов ЧСС и АД при дополнительной нагрузке после тренировки. Могут появиться атипические реакции. Для выявления этих особенностей используется так называемый тренд-анализ.

Тренд – это динамика показателя во времени. Измеряют АД систолическое в исходном состоянии, на 1-й, 2-й, 3-й минуте после дополнительной нагрузки (соответственно АДС0, АДС1, АДС2, АДС3). Первые 10 секунд каждой минуты измеряют количество пульсовых волн и без перерасчёта вносят в таблицу (соответственно ЧСС0, ЧСС1, ЧСС2, ЧСС3). В качестве примера даются таблица 3 и 4.

Таблица 3.



2




Сейчас читают про: