Что же касается самих способов воздействия, реализуемых в стихийных группах, то они достаточно традиционны

Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воз­действия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д.

Особой ситуацией, где усиливается воздействие через зараже­ние, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следст­вием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальней­шем паника наращивает силу, когда включается в действие рас­смотренный механизм взаимного многократного отражения. За­ражение, возникающее при панике, нельзя недооценивать, в том числе и в современных обществах.

Внушение представляет собой особый вид воздействия, а имен­но целенаправленное, неаргументированное воздействие одного чело­века на другого или на группу. При внушении осуществляется про­цесс передачи информации, основанный на ее некритическом вос­приятии. Часто всю информацию, передаваемую от человека к че­ловеку, классифицируют с точки зрения меры активности пози­ции коммуникатора, различая в ней сообщение, убеждением внуше­ние. Именно эта третья форма информации связана с некритичес­ким восприятием. Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку. Естественно, что в различных ситуациях и для различных групп людей мера неаргументированности, допускающая некри­тическое принятие информации, становится весьма различной.

Явление внушения исследуется в психологии очень давно, прав­да, в большей степени оно изучено в связи с медицинской практи­кой или с некоторыми конкретными формами обучения. Внуше­ние, «суггестия», как социально-психологическое явление облада­ет глубокой спецификой, поэтому правомерно говорить об особом явлении «социальной суггестии».

Подражание также относится к механизмам, способам воздей­ствия людей друг на друга, в том числе в условиях массового пове­дения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осу­ществляется не простое принятие внешних черт поведения друго­го человека или массовых психических состояний, но воспроизве­дение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. В основных чертах эта теория сводится к следующему: Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «миро­вого закона повторения». Если в животном мире этот закон реали­зуется через наследственность, то в человеческом обществе — че­рез подражание. Оно выступает источником прогресса.

Социальные движения - особый класс социальных явлений, который должен быть рассмотрен в связи с анализом психологической характерис­тики больших социальных групп и массового стихийного поведе­ния. Социальное движение представляет собой достаточно орга­низованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социаль­ной действительности. Социальные движения обладают различ­ным уровнем: это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испыта­ний, за охрану окружающей среды и т.п.), локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной соци­альной группой (против использования полигона в Семипалатин­ске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т.д.) и движения с сугубо прагматическими целями в очень огра­ниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администра­ции муниципалитета).

Каким бы уровнем социальное движение ни обладало, оно де­монстрирует несколько общих черт. Прежде всего оно базируется всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения. Во-вто­рых, всякое социальное движение имеет в качестве цели измене­ние ситуации в зависимости от его уровня: то ли в обществе в целом, то ли в регионе, то ли в какой-либо группе. В-третьих, в ходе организации движения формулируется его программа, с той или другой степенью разработанности и четкости. В-четвертых, движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей, в частности в том, допусти­мо ли насилие как одно из средств. Наконец, в-пятых, всякое со­циальное движение реализуется в той или иной степени в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр.

Рекрутация сторонников движения осуществляется различны­ми путями: в локальных движениях это может быть и рекрутация «на улице», когда организуется сбор подписей в пользу какой-либо акции. В движениях более высокого уровня рекрутация происхо­дит в тех группах, в которых родилась инициатива. Так, в движе­нии за гражданские права инициаторами могут быть люди, неза­конно пострадавшие, подвергшиеся репрессиям; в движении «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» инициаторы — профес­сиональная группа и т.д. Каждый новый потенциальный участник движения индивидуально решает проблему присоединения или неприсоединения по призыву инициативной группы. В данном случае он принимает в расчет и степень близости интересов груп­пы своим собственным, и меру риска, готовность заплатить опре­деленную цену в случае, например, неудачи движения. В совре­менной, преимущественно социологической, литературе предло­жены две теории, объясняющие причины присоединения индиви­да к социальному движению.

Одним из основных факторов, определяющих психологию и поведение человека, является социальная среда. Непосредственным проводником этих влияний применительно к каждой конкретной личности являются малые группы, в которых человек проводит большую часть своей жизни - семья, производственная бригада, воинское под­разделение, спортивная команда, туристская группа и т.п.

Какими же свойствами должна обладать некоторая совокупность людей, чтобы ее можно было назвать малой группой?

Более упорядоченный список должных качеств малой группы приводят французские социальные психологи Д. Анзье и Ж. Мартен. С их точки зрения малая группа характеризуется: а) ограниченным числом членов таким, чтобы каждый был способен выработать индивидуальное представление обо всех ос­тальных и аналогичным образом быть воспринятым каждым из них; б) совме­стным активным достижением относительно постоянной общей цели, которая оценивается как цель группы и отвечает различным персональным интересам; в) эмоциональными взаимоотношениями между членами группы, возможностью возникновения подгруппы на основе выраженной симпатии или антипатии; г) сильной взаимозависим остью образующих группу лиц, связанных чувством солидарности и морального единства даже вне совместных действий; д) дифференциацией ролей между членами группы; е) выработкой общих норм и специфической групповой культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: