Школа для детей с нарушениями речи
Стационары при детских больницах и психоневрологических диспансерах (детские санатории
Логопункт при СОШ
Детские сады для детей с нарушением речи
Логопедический кабинет при детской поликлинике
Дошкольные учреждения системы образования
III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвити
II уровнь речевого развития (начатки общеупотребительной речи)
Выделяют три уровня речевого развития.
Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени.
У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»).
|
|
(искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова)
Функционируют следующие группы:
для детей с общим недоразвитием речи,
для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием,
для заикающихся детей,
для детей с нарушениями произношения отдельных звуков.
3. Специальные школы для детей с нарушениями речи (Vвида).
Специальная общеобразовательная школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вида) — коррекционное учреждение, предназначенное для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и полноценных предпосылках интеллектуального развития.
Школа имеет два отделения. В I отделении обучаются дети, имеющие ОНР, обусловленное алалией, дизартрией, ринолалией, афазией, которое препятствует обучению в общеобразовательной школе. При комплектовании классов I отделения учитываются возраст, уровень речевого развития, характер первичного дефекта и объем школьных знаний и умений.
Во II отделение принимаются дети, страдающие тяжелой формой заикания. Нормативный срок освоения школьной программы для учащихся I отделения — 10—11 лет, для учащихся II отделения — 10 лет.
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5 — 7 % детей. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата. I. Заболевания нервной системы:
|
|
детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит.
врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея,косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство).
приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит),системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами (89 %). Двигательные расстройства у них сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением нервной системы и ограниченными возможностями познания окружающего мира. Очень часто отмечаются речевые нарушения, которые имеют органическую природу и усугубляются дефицитом общения. Поэтому наряду с лечебной и социальной помощью эти дети нуждаются также в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Часть детей не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.
В настоящее время расширяется сеть специальных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К ним относятся
специальные ясли-сады, санатории, школы-интернаты, реабилитационные центры и др.
Причиной ДЦП является органическое поражение центральной нервной системы, вызванное влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном (пре-натальном) периоде, в момент родов (интранатальном) или на первом году жизни (в раннем постнатальном периоде). Наиболее частые случаи возникновения ДЦП связаны с поражением мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. Так, из каждых 100 случаев церебрального паралича 30 возникают внутриутробно, 60 — в момент родов, 10 — после рождения.
.