Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич

Школа для детей с нарушениями речи

Стационары при детских больницах и психоневрологических диспансерах (детские санатории

Логопункт при СОШ

Детские сады для детей с нарушением речи

Логопедический кабинет при детской поликлинике

Дошкольные учреждения системы образования

III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвити

II уровнь речевого развития (начатки общеупотребительной речи)

Выделяют три уровня речевого развития.

Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени.

У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»).

(искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова)

Функционируют следующие группы:

для детей с общим недоразвитием речи,

для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием,

для заикающихся детей,

для детей с нарушениями произношения отдельных звуков.

3. Специальные школы для детей с нарушениями речи (Vвида).

Специальная общеобразовательная школа для детей с тяжелыми на­рушениями речи (V вида) — коррекционное учреждение, предназначен­ное для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и полноценных предпосылках интел­лектуального развития.

Школа имеет два отделения. В I отделении обучаются дети, имеющие ОНР, обусловленное алали­ей, дизартрией, ринолалией, афазией, которое препятствует обучению в общеобразовательной школе. При комплектовании классов I отделения учитываются возраст, уровень речевого развития, характер первичного дефекта и объем школьных знаний и умений.

Во II отделение принимаются дети, страдающие тяжелой формой заи­кания. Нормативный срок освоения школьной программы для учащихся I отделения — 10—11 лет, для учащихся II отделения — 10 лет.

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опор­но-двигательного аппарата наблюдаются у 5 — 7 % детей. Наруше­ния функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в разви­тии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отлича­ются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата. I. Заболевания нервной системы:

детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит.

врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея,косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство).

приобретенные заболевания и повреждения опорно-двига­тельного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остео­миелит),системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

Большую часть детей с нарушениями опорно-дви­гательного аппарата составляют дети с церебральными паралича­ми (89 %). Двигательные расстройства у них сочетаются с отклоне­ниями в развитии сенсорных функций, познавательной деятель­ности, что связано с органическим поражением нервной системы и ограниченными возможностями познания окружающего мира. Очень часто отмечаются речевые нарушения, которые имеют орга­ническую природу и усугубляются дефицитом общения. Поэтому наряду с лечебной и социальной помощью эти дети нуждаются также в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Часть детей не имеют отклонений в развитии познавательной дея­тельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нужда­ются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.

В настоящее время расширяется сеть специальных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К ним относятся

специальные ясли-сады, санатории, школы-интерна­ты, реабилитационные центры и др.

Причиной ДЦП является органическое поражение центральной нервной системы, вызванное влиянием различных не­благоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном (пре-натальном) периоде, в момент родов (интранатальном) или на пер­вом году жизни (в раннем постнатальном периоде). Наиболее час­тые случаи возникновения ДЦП связаны с поражением мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. Так, из каждых 100 слу­чаев церебрального паралича 30 возникают внутриутробно, 60 — в момент родов, 10 — после рождения.

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: