Региональные и муниципальные органы власти часто выступают в качестве активных участников корпоративных отношений, отстаивающих свои интересы (социальная стабильность, жизнеспособность жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры, рост налоговых поступлений). В поле их зрения попадают прежде всего крупные и средние предприятия. Предприятия, находящиеся в благополучном финансовом положении, могут рассчитывать на невмешательство во внутренние дела, а также на косвенную нефинансовую поддержку. Средние и небольшие предприятия с неустойчивым положением могут рассчитывать на общие льготы, которые региональные и муниципальные власти зачастую предоставляют всем производственникам.
Наиболее часто встречаются конфликты между властями и компаниями, происходящие на почве негативного влияния деятельности компании на их территорию. Это касается несоблюдения экологических норм, не выплаты налогов, не соблюдения трудового законодательства, не своевременной выплаты заработной платы сотрудникам, обеспечения занятости.
|
|
Еще одна причина конфликтов – то, что власти считают недостаточным вклад компании в социальное развитие территории, настаивают на увеличении их вклада в финансирование социальных программ.
Часто причина конфликтов заключается в том, что власти пытаются противостоять приходу на подведомственную территорию «чужих» компаний из других регионов, поддерживая местные компании.
Власти употребляют как формальные механизмы воздействия на развитие предприятия (участие в собственности, членство в совете директоров, принятие регионального законодательства), так и неформальные (прямые указания, договоренности).
Мажоритарные акционеры российских компаний довольно активно используют такой инструмент корпоративного управления в отношениях с властями, как избрание своими голосами представителей власти в советы директоров.
В отношении федеральных властей избрание характерно для компаний, производящих оборонную продукцию и остро заинтересованных в получении государственных заказов.
Партнеры (поставщики, регулярные потребители, иные клиенты)
Партнеры компании могут оказать помощь основным акционерам компании в противодействии попыткам враждебного поглощения. Российская практика знает примеры включения голосов контрольных акционеров в составы советов директоров компаний представителей партнеров.
Представители трудового коллектива.
Участие представителей трудового коллектива не получило развитие в определении основных направлений развития российских компаний. Случат избрания представителей трудовых коллективов в советы директоров редки и имеют тенденцию к снижению. По общем правилу в случае избрания в состав совета директоров компании представители персонала действуют в соответствии с инструкциями высших менеджеров и основных акционеров.
|
|
Местные сообщества.
Обычно российские компании взаимодействуют с ними через посредничество местных или региональных властей. Основной предмет такого взаимодействия – благотворительные акции или реализация социальных проектов.
Вывод: компаниям полезно вести постоянный анализ существующего состава заинтересованных групп компании с точки зрения их интересов, факторов, влияющих на их интересы и поведение, позитивного и негативного потенциала каждой из групп для долгосрочного успешного развития компании или реализации ее наиболее важных проектов, отношений между группами, необходимости и путей изменения, состава названных групп. Такая работа может вестись службой по связям с инвесторами, департаментом корпоративного управления, аппаратом совета директоров и корпоративным секретарем компании, а результаты периодически заслушиваться на заседаниях совета директоров, учитываться в информационной политике компании.