Тема 5. Загальні та часні здібності людини

1. Понятие об общих и частных способностях.

2. Темперамент и способности.

3. Психическая активность и саморегуляция – основа общих способностей.

4. Концепция психической установки Узнадзе.

5. Структура психодинамических свойств человека.

В западной психологии в качестве общих способностей чаще всего рассматривают интеллект, причем, как способность:

1) к обучению;

2) абстрактному мышлению;

3) адаптации к новым условиям.

Кэттел допускает существование двух типов интеллекта: оперативного и стабильного. Стабильный определяет продуктивность деятельности в задачах, для решения которых необходим запас знаний, умений и навыков. Оперативный характеризует продуктивность мышления в нестандартных ситуациях и базируется на способности воспринимать отношения и устанавливать связи между предметами и явлениями.

Векслер выделяет две основные стороны интеллекта: вербальный, включающий в себя в первую очередь знания, и невербальный, обусловленный генетикой. Этот аспект интеллекта определяет исполнительские способности и зрительно-моторную координацию. С помощью методики Векслера фактически измеряют уровень умственного развития личности и тем самым получают косвенную оценку общих способностей.

В современной ДПФ общие способности рассматривают как совокупность потенциальных (генетических) психодинамических свойств человека, определяющих его готовность к деятельности вообще без ее спецификации. Частные (специальные) способности – это различные проявления общих. Совокупность психических свойств, выступающая как способность, определяется требованиями конкретной деятельности. Наличие у человека определенной способности означает его пригодность или готовность к определенному виду деятельности. Общие способности определяют пригодность (готовность) к деятельности как психофизиологической активности.

Такое понимание общих и частных способностей нашло свое подтверждение в наших многолетних исследованиях по изучению закономерностей формирования психофизиологической готовности к различным видам профессиональной деятельности. Было установлено, что вне зависимости от содержания и условий труда на первых этапах освоения профессии доминирует фактор общих способностей. По мере профессионального совершенствования значимость этого фактора уменьшается, на первый план выдвигаются специфические способности, которые полностью доминируют у профессионалов высокой квалификации.(пример с пианистками, редакторами, горноспасателями).

Следовательно, проблему частных и общих способностей следует исключительно с позиций теории деятельности (Медведев) и функциональных систем [П.К. Анохин, 1975].

До некоторых пор все биологически обусловленные свойства психодинамики в виде памяти, внимания, восприятия, эмоциональности и т.п. относили исключительно к темпераменту. При этом темперамент считали системообразующим фактором психодинамики.

По Выготскому темперамент (Т) обнаруживается в инстинктивных, эмоциональных и рефлекторных реакциях человека. Он выделяет две основные характеристики Т: 1) телесную выразительность; 2) характер и темп движений.

Павлов отождествлял Т с четырьмя свойствами ВНД, а Теплов под Т понимал индивидуальные особенности человека: 1) эмоциональную возбудимость; 2) большую или меньшую тенденцию к сильному выражению чувств; 3) быстроту движений; 4) общую подвижность человека.

Рубинштейн подчеркивал в Т его динамические характеристики – импульсивность, темп, силу, устойчивость, напряженность и амплитуду колебаний психических процессов.

Ананьев в качестве ведущих компонентов Т выделял силу, скорость и устойчивость психических процессов.

Мерлин в качестве основных показателей Т рассматривал эмоциональную возбудимость, внимание, силу эмоций, тревожность, реактивность непроизвольных движений, активность волевой целенаправленной деятельности, пластичность-ригидность, резистентность и субъективизацию. В таком понимании определенный тип Т – это специфическое соотношение указанных психодинамических свойств.

Небылицын в структуре Т выделяет три главных компонента: 1) активность как тенденцию личности к самовыражению и измерению внешней среды; 2) двигательный компонент, посредством которого реализуются психические процессы и состояния (по параметрам моторики он различал быстроту, силу, резкость, ритм, амплитуду и т.п.); 3) эмоциональность как обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения эмоций, аффектов и настроений. В качестве основных характеристик эмоциональности он выделял впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность.

Русалов, опираясь на концепцию функциональных систем Анохина, характеризует Т как систему латентных структур, которые отражают наиболее фундаментальные особенности психофизиологического обеспечения различных блоков функциональной системы. В качестве главной компоненты темперамента Русалов выделил общую психическую активность.

Психическая активность — это внутренняя потребность индивида к эффективному освоению внешнего мира, т.е. стремление к самовыражению. Этот ведущий компонент психодинамическаго уровня может быть представлен двумя относительно независимыми характеристиками: сенситивностью и общими способностями.

Сенситивность (чувствительность) рассматривают как особое свойство сенсорной организации человека и определяют по величинам абсолютных порогов в зрительном, слуховом и кожном анализаторах (тактильный порог). Эти анализаторы функционируют относительно независимо.

Независимость объясняется различиями в корковых отделах анализаторов. Регуляция анализаторов носит парциальный (частный) характер, и, следовательно, ни один из них не играет ведущей роли. Кроме того, индивидуальные различия между анализаторами у человека носят более выраженный, чем у животных, характер, в связи с большим разнообразием сфер его деятельности. Признак «ведущей афферентании» может служить одним из показателей при диагностике способностей к специфическим видам деятельности, обусловленным доминированием первой сигнальной системы: музыкальной, спортивной, художественной и т.п. Оценивают общую сенситивность по суммарному рангу трех видов чувствительности - зрительной, слуховой и кожной (тактильной) с последующей дифференциацией испытуемых на группы с высокой — средней - и низкой чувствительностью. Отсюда вывод: различия в сенситивности (чувствительности) могут быть положены в основу типологии личности.

Пригодность к деятельности определяется психической активностью и способностью к саморегуляции. Эти два механизма составляют единую основу общих способностей.

Психическую активность как черту темперамента изучают в детерминированной среде с помощью заданий различной сложности с однозначными ответами (да—нет); Оценивают психическую активность по трем аспектам: скоростному, эргическому (способность к длительному напряжению; работоспособность) и вариационному. Причем, эти аспекты относятся как к интеллектуальной, так и психомоторной деятельности и имеют свои собственные ЭЭГ-индикаторы. В частности, скоростной аспект умственной и сложной психомоторной деятельности (скорость письма) четко коррелирует с показателями пространственно-временной синхронизации и когерентностью (фазовой согласованностью) ЭЭГ-процессов. У индивидов, легко и быстро реализующих относительно сложные интеллектуальные и психомоторные задания, более высокий фоновый уровень этих процессов.

Следовательно, данные показатели интегративной деятельности мозга могут рассматриваться как индикаторы пригодности человека к быстрой и кратковременной умственной и психомоторной деятельности.

Второй основной аспект активности - эргический – отрицательно связан с энергией медленных ритмов. Низкие значения энергии медленных дельта- и тета-ритмов в лобном и затылочном отведениях, и наоборот, - более высокие значения амплитуды альфа-ритма затылочной области в фоновой ЭЭГ - можно рассматривать в качестве нейродинамической предпосылки склонности индивида к напряженной и длительной, умственной и психомоторной деятельности.

Вариационный аспект умственной деятельности отражает тенденцию индивида к новизне и разнообразию в поведении. Связан отрицательно с уровнем пространственно-временной согласованности ЭЭГ-процессов и положительно - с частотой медленных ритмов.

Переходим к рассмотрению второй составляющей общих способностей - способности к саморегуляции.

Саморегуляция — это способность индивида создавать программу и

на этой основе управлять своими действиями и состояниями. В качестве главного компонента саморегуляции чаще всего рассматривают модель установки. Установка - это бессознательное психическое состояние. Формируется в результате потребности, прошлого опыта и оценки оперативной ситуации. Определяет устойчивый целенаправленный характер деятельности человека. Причем, на всех уровнях - перцептивном, познавательном и личностном. Скорость возникновения, прочность и пластичность психической установки можно рассматривать в качестве ведущих механизмов саморегуляции. Для понимания установки как бессознательного психического состояния наиболее продуктивной является концепция функциональных систем Анохина. Концепция оперирует строго определенным числом блоков в контуре саморегуляции: блок афферентного синтеза, принятия решения, акцептора результата действия, эфферентного синтеза и т.д. Индивидуальные особенности установки (как неосознанного психического состояния) в виде скорости ее возникновения, прочности и пластичности изменяют функциональное состояние отдельных блоков системы. Следовательно, звенья функциональной системы вносят свой специфический вклад в замкнутый контур регуляции, и поэтому формирование функциональной системы идет за счет различного вклада и доминирования того или иного звена в построении деятельности.

Особенности саморегуляции интеллектуального поведении человека и его прогностические способности изучают на модели вероятностного обучения. На этой модели четко проявляются особенности ключевых блоков Ф.С.: афферентного синтеза, аппарата принятия решения и обратной афферентации.

Выводы о структуре психодинамических свойств человека

Ведущими компонентами психодинамического уровня человеческой индивидуальности являются сенситивность, темперамент и общие способности. Эти основополагающие компоненты психодинамического уровня характеризуются довольно сложным, многомерным строением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: