Изучение нового материала. Варианты долгосрочной политики

План

Варианты долгосрочной политики

Итог

- Какие вопросы мы рассматривали на уроке?

- Перечислите ключевые понятия урока.

- В мире сложились различные варианты долгосрочной социальной политики. Каждая страна решает свои проблемы по-своему. Прослушав материал, обсудите каждый из вариантов социальной политики, выявите их достоинства и недостатки.

Какой из вариантов вам кажется предпочтительней. Позицию аргументируйте.

Европейский: н а с е л е н и е платит высокие налоги, большая часть из них используется г осуд а р с т в о м на р а з л и чные соц и а л ь н ы е пр о г р а м м ы: подде р ж к у м а л о и м у щ и х, м н о г о с е м е й н ы х, с т р о и т е л ь с т в о д е ш е в о г о жилья и т. д. У р о в е н ь социальных д о х о д о в высок.

Азиатский: а з и а т с к и е «тигры» п р е д п о ч и т а ю т не тратить почти ничего на с о ц и а л ь н у ю с ф е р у, рассчитывая на т е р п е н и е с в о е г о н а р о д а и е г о п р и в ы ч к у ж и т ь с к у д н о. Э т о п о з в о л я е т вкладывать о г р о м н ы е сред с тва

В р а з в и т и е п р о и з в о д с т в а, о б е с п е ч и в а я з н а ч и т е л ь н ы е т е м п ы е г о г о д о в о г о п р и р о с т а - 5 07%.

Латиноамериканский: многие страны р е г и о н а встали на путь привати з а ц и и с о ц и а л ь н о й с ф е р ы. Н а п р и м ер, в сф е р е п е н с и о н н о г о о б е с п е ч е ния часть з а р п л а т ы к а ж д о г о р а б о т а ю щ е г о идет н а н а к о п и тельные сче т а ч а с т н о й с т р а х о в о й к о м п а н и и, о д н а к о с т р а х у ю т с я э т и суммы от различных р и с к о в государством. К выходу на п е н с и ю б о л ь ш и н с т в о у с п е в а ю т н а к о пить д о с т а т о ч н о, чтобы с о д е р ж а т ь себя в с т а р о с т и.

Что к а с а е т с я образования, в Чили, например, с р е д н е е ш к о л ь н о е о б р а з о в а н и е оплачивается государством. При этом к а ж д ы й р е б е н о к школьного в о з р а с т а получает от г о с у д а р с т в а ваучер, и родители могут отдать е г о в любую школу по своему выбору. Школа, в с в ою очередь, ф и н а н с и р у е т с я в прямой зависимости от того, с к о л ь к о она н а б и р а е т ваучеров. Начинается конкуренция, что весьма б л а г о т в о р н о сказывается на уровне обр зования.

Домашнее задание: Выучите § 1, выполните задания.

Уроки 4-6. Социальные институты

Древние китайцы, задумываясь о том, что определяет судьбу человека, придумали красивую легенду, где упоминались следующие понятия: «ян» и «инь», изображенные на двух сторонах веера. «Ян» обозначало для них солнце, мужское начало и вообще все светлое, созидательное и позитивное... «Все добро происходит от мужчин, а все зло - от женщин». А вот это (веер переворачивают другой стороной) - иероглиф «инь». Он обозначал луну, а вместе с нею женщину, т. е., по мнению китайцев, «начало печальное и разрушительное».

Согласно легенде владелец этого магического предмета должен сделать выбор: повернуть веер Добром к себе, а Злом к внешнему миру. Или наоборот, Злом к себе, а Добром к внешнему миру. В первом случае желания исполняются и существование улучшится, но ухудшится окружающий мир. Во втором случае мир изменится к лучшему, но за счет того, что станет хуже человеку.

Сегодня вряд ли кто-нибудь из нас будет следовать этой легенде. Но что же направляет поведение человека в обществе? Что регулирует его поведение? Об этом мы будем говорить на нашем уроке.

1. Понятие «социальный институт».

2. Типы социальных институтов.

3. Функции социальных институтов.

4. Социальная инфраструктура.

1. Понятие «социальный институт»

Социальный институт - это широкое понятие. Социологи используют его, характеризуя современное общество. Более того,

сегодня ученые широко разрабатывают институциональный подход, который позволяет рассматривать общественную жизнь сквозь призму основных социальных институтов. Рассмотрим два определения данного понятия.

Социальный институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и отражающих систему ролей и статусов.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет общественно значимые ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

- На основании приведенных определений выделите:

1. Главные черты социального института.

2. Сформулируйте комплекс признаков, присущих социальному институту.

(По ходу работы составляется схема.)

- Авторы учебника предлагают вам провести маленькое исследование - пронаблюдать и проанализировать один день

старшеклассника с момента подъема и до отхода ко сну. При этом попробуйте определить, какие социальные институты направляли ваше поведение. (Социальные институты: семья, школа, государство.)

- По каким признакам социального института вы выявили семью, школу и государство?

- Какие роли вы выполняли в семье? В школе? На улице?

- Почему в каждом из приведенных примеров вы выбирали ту или иную модель поведения?

- Скажите, социальные институты появляются сами по себе?

Как появился социальный институт «школа»?

Итак, процесс возникновения социальных институтов, институционализация, - объективный процесс. Он проходит ряд этапов:

• возникновение насущной потребности, осознание ее обществом, формирование на этой основе общих целей;

• постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область;

• создание особой системы знаков, символов, говорящих о принадлежности к данному институту;

• возникновение соответствующей системы статусов и ролей;

• создание материальной базы социального института;

• включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения.

Разбившись на группы, проиллюстрируйте на конкретных примерах становление социального института. Выбор произвольный.

При работе можете опираться на изученный материал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: