Полупроводники

Америка, добившаяся ранее своей национальной независимости, развивает тенденции демократизации страны. Однако Гражданская война (1861-1865) в США обусловила неравномерность художественного развития разных регионов страны. Для Америки свойственно своеобразие синтеза европейских и национальных традиций, а во второй половине 19 в. весьма значительно сказалось влияние индейскогоинегритянского фольклора. Историки отмечают в этот период рост влияния американской художественной культуры на мировой художественно-культурный процесс. Именно Америка дала миру джаз.

Философия.
В развитии философии 19 в. можно выделить три определяющих направления:

  • классическая немецкая философия,
  • диалектико-материалистическая философия,
  • философия позитивизма.

Немецкая классическая философия представляет собой важнейшее достижение буржуазной философской мысли. Формирование немецкой классической философии происходило под влиянием революционных преобразований во Франции, промышленной революции в Англии, особенностей социально-политической обстановки в Германии, которая находилась в экономическом застое. Философская мысль Германии отражала особенности мировоззрения своего времени и не представляла единого целого. И.Кант был дуалистом, И.Фихте – субъективным идеалистом, Ф.Шеллинг и Г.Гегель – объективными идеалистами, Л. Фейербах – материалистом и атеистом. Но их объединяла линия преемственности. Стержневой линией развития немецкой классической философии было исследование форм всеобщности, которые у Канта и Фихте рассматривались как формы мышления, у Шеллинга и Гегеля – как формы бытия, действительности, духовной реальности. Классическую немецкую философию объединяет идея развития, диалектика.

Значительный вклад в развитие культуры составляют марксистская философия и марксистская теория, наложившие свой отпечаток на философское и художественное мышление 19 в. В программном документе – «Манифесте Коммунистической партии» – было представлено новое миропонимание, распространяющееся на область социальной жизни. Творчески переработав идеи классической немецкой философии, английской политической экономии, французского и английского утопического социализма, Маркс и Энгельс открыли законы общественного развития, указали пролетариату научно обоснованный путь для улучшения условий его существования. Помимо этого, философия марксизма имеет историческое и культурологическое значение для развития любого научного исследования, в том числе и исследований в области культуры. На этой теории основывается метод диалектического материализма, универсальный метод исследования развивающегося природного, мыслимого или социального объекта. На основе этого метода реалистическое искусство обратилось к отражению противоречий внутреннего мира человека и его противоречивых связей с процессами общественной жизни. Судьба марксизма драматична, но его роль в культуре неоспорима.

Позитивизм.
Позитивистское сознание сложилось под влиянием позитивистской философии. Конфликт гуманистических идеалов и прозаической повседневности вылился в признание научного факта. Позитивизм опирался на философию Нового времени, на программу практического господства науки как рациональной системы опытного достоверного знания, отбросив метафизические представления и став предтечей сциентизма.

В развитии критических тенденций в культуре XIX в. было два этапа. Первый был связан с революционным движением, второй — с зарождением и распространением социалистических идей и духовным кризисом буржуазного общества, т. е. с неверием в возможность духовного прогресса, в осуществимость гуманистических идеалов. Все это привело к появлению пессимизма, апатии, безразличия, что нашло отражение в таких формах художественной культуры, как импрессионизм, натурализм, символизм, эстетизм и декаданс.

С амым существенным сдвигом в духовной культуре 19 в. и жизни общества было формирование романтизма, претендующего на целостное мировоззрение и стиль мышления наряду с другими – классицизмом и реализмом.

Романтизм – «детище» французских буржуазных революций.Исходным пунктом романтического мировоззрения осознание конфлика «поэзии сердца» и «прозы окружающей действительности».

Романтическое миропонимание охватило все сферы духовной жизни – науку, философию, искусство, религию. Оно выразилось в двух вариантах:

  1. мир представал бесконечной, безликой, космической субъективностью. Творческая энергия духа выступает здесь началом, созидающим мировую гармонию. Для этого варианта романтического миропонимания характерен пантеистический образ мира, оптимизм, возвышенные чувства.
  2. человеческая субъективность рассматривается индивидуально-личностно, понимается как внутренний самоуглубленный мир человека, находящегося в конфликте с внешним миром. Такому мироощущению свойственен пессимизм, лирически-грустное отношение к миру.

Исходным принципом романтизма было «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Одним из способов выражения этого двоемирия был символизм.

Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм объявил музыку, в которой, по мнению романтиков, звучала сама стихия жизни, стихия свободы и торжества чувств.

Романтическая тенденция оказала большое влияние в гуманитарной области, а позитивистская – в естественно-научной, технической и практической.


Реализм.
Термин «реализм» следует понимать двояко:

  1. как исторически определенное направление, тип художественного мышления;
  2. как правдивое, объективное отражение действительности.

Во второй половине 19 в. становится господствующим художественным мышлением и методом становится разновидность реализма – критический (аналитический, причинно-следственный) реализм. Это форма оппозиции к господствующей идеологии. Ведущая роль в критическом реализме принадлежит литературе.

Необходимо отметить две важные черты культуры 19 в.:
1. Утверждение ценностей буржуазного образа жизни (ориентация на потребление и комфорт) привело к появлению новых художественных стилей (ампир, академизм, псевдоромантизм и т. п.);


2. Совершенствование институционных форм культуры, т. е., объединение разрозненных прежде академических учреждений культуры: музеев, библиотек, театров, художественных выставок. Появилась художественная промышленность. Искусство превратилось в товар и структуру буржуазных экономических отношений.


Важнейшим достижением культуры 19 в. является появление искусства фотографии и дизайна.

Очень важным фактом в культуре 19 в. явилась дифференциация художественной культуры на эстетику, художественную критику, историю искусств как отдельных областей гуманитарного знания.

19 в. являлся веком взлетов и упадка, веком многостильности и противоречий, но он подготовил тот перелом в сознании и культуре человечества, который разделил традиции классической и современной эпох.


Образование.
В 19 в. возник новый взгляд на процесс образования. Песталоцци выдвинул идею развивающего обучения. Такой вид обучения призван побуждать детей к самостоятельному развитию. Суть развивающего обучения – в тесной связи умственного образования с нравственным воспитанием. Важнейшее положение педагогики Песталоцци – соединение обучения с производственным трудом.


Научные и технические достижения.

В 19 в. наука становится научной системой, изучающей процессы происхождения и развития предметов явлений, организмов и их связей. Принципиально новым являлось утверждение идеи развития и принципа взаимосвязи в природе, т. е. к появлению принципов диалектики в научном исследовании. Научный эксперимент в механике привел к установлению связи науки и производства. На базе механики, физики и математикиразрабатывалась техника и технология.

Важным открытием 19 в. является закон о клетке и клеткообразовании Т.Швенна и М.Шлейдена, создавших клеточную теорию и указавших на единство клеточной структуры растений и животных в 1838-1839 гг.
Идеи М.Ломоносова о сохранении и превращении энергии были закреплены открытиями Р. Мейера, Дж. Ленца, У.Грова. Закон был открыт в разных сферах природы. В основе открытия этого закона лежало признание единства количественных и качественных сторон движения материи. Его по праву можно считать вторым великим открытием 19 в.

Третье великое открытие 19 в. связано с именем Ч.Дарвина, издавшего в 1854 г. книгу «Происхождение видов», где была обоснована эволюционная теория. Теория естественного отбора, в ходе которого выживают сильнейшие организмы, постоянно враждующие между собой и передающие затем свои особенности по наследству, привела в дальнейшем к появлению направления генетических исследований.

Научные открытия 19 в. составили огромный по своим масштабам комплекс знаний, имеющих чрезвычайную глубину и пространство для дальнейших исследований.


.

19 век подводит итог огромному периоду европейской жизни. Потому само мышление людей 19 в. необычайно историческое. Они словно пытаются осмыслить себя в истории своего рода, род – в истории государства, а государство – в истории Европы. И история становится чуть ли не главным персонажем художественного произведения.

19 век – век перелома. Уходящая культура, уходящее мировоззрение тесно переплетены с тем, что идет на смену. Недаром это время называют не только «веком уходящего дворянства», но и «веком промышленной революции», в корне изменившей всю систему человеческих ценностей. Если в начале 19 века единственным средством общения людей на расстоянии была ямщицкая почта, то в конце века уже действовали железные дороги, телеграф и телефон. Мир начала века – это Европа, небольшая часть Ближнего Востока, самый север Африки да половина американского континента. В течение века этот мир стремительно расширяется.

К началу 20 века уже практически весь земной шар так или иначе входит в сферу интересов Европы. Такое бурное расширение обжитого пространства, освоенного с помощью истории времени и открытых средств общения не могли не изменить коренным образом мировоззрение среднего европейца

Говоря о культуре рубежа 19-20 вв., нужно отметить в ней предчувствие великих перемен и потрясений. Все деятели искусства стремятся уйти от уже существующих норм и правил, найти новые темы, адекватные средства выразительности. В связи с этим многое становится непонятным широкой публике – происходит резкое разделение культуры массовую и элитарную.

Полупроводники - это вещества, у которых проводимость сильно зависит от концентрации примесей, температуры, электрического поля, света и других факторов: германий Ge, кремний Si, окислы, сульфиды, нитриды, карбиды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: