Америка, добившаяся ранее своей национальной независимости, развивает тенденции демократизации страны. Однако Гражданская война (1861-1865) в США обусловила неравномерность художественного развития разных регионов страны. Для Америки свойственно своеобразие синтеза европейских и национальных традиций, а во второй половине 19 в. весьма значительно сказалось влияние индейскогоинегритянского фольклора. Историки отмечают в этот период рост влияния американской художественной культуры на мировой художественно-культурный процесс. Именно Америка дала миру джаз.
Философия.
В развитии философии 19 в. можно выделить три определяющих направления:
- классическая немецкая философия,
- диалектико-материалистическая философия,
- философия позитивизма.
Немецкая классическая философия представляет собой важнейшее достижение буржуазной философской мысли. Формирование немецкой классической философии происходило под влиянием революционных преобразований во Франции, промышленной революции в Англии, особенностей социально-политической обстановки в Германии, которая находилась в экономическом застое. Философская мысль Германии отражала особенности мировоззрения своего времени и не представляла единого целого. И.Кант был дуалистом, И.Фихте – субъективным идеалистом, Ф.Шеллинг и Г.Гегель – объективными идеалистами, Л. Фейербах – материалистом и атеистом. Но их объединяла линия преемственности. Стержневой линией развития немецкой классической философии было исследование форм всеобщности, которые у Канта и Фихте рассматривались как формы мышления, у Шеллинга и Гегеля – как формы бытия, действительности, духовной реальности. Классическую немецкую философию объединяет идея развития, диалектика.
Значительный вклад в развитие культуры составляют марксистская философия и марксистская теория, наложившие свой отпечаток на философское и художественное мышление 19 в. В программном документе – «Манифесте Коммунистической партии» – было представлено новое миропонимание, распространяющееся на область социальной жизни. Творчески переработав идеи классической немецкой философии, английской политической экономии, французского и английского утопического социализма, Маркс и Энгельс открыли законы общественного развития, указали пролетариату научно обоснованный путь для улучшения условий его существования. Помимо этого, философия марксизма имеет историческое и культурологическое значение для развития любого научного исследования, в том числе и исследований в области культуры. На этой теории основывается метод диалектического материализма, универсальный метод исследования развивающегося природного, мыслимого или социального объекта. На основе этого метода реалистическое искусство обратилось к отражению противоречий внутреннего мира человека и его противоречивых связей с процессами общественной жизни. Судьба марксизма драматична, но его роль в культуре неоспорима.
Позитивизм.
Позитивистское сознание сложилось под влиянием позитивистской философии. Конфликт гуманистических идеалов и прозаической повседневности вылился в признание научного факта. Позитивизм опирался на философию Нового времени, на программу практического господства науки как рациональной системы опытного достоверного знания, отбросив метафизические представления и став предтечей сциентизма.
В развитии критических тенденций в культуре XIX в. было два этапа. Первый был связан с революционным движением, второй — с зарождением и распространением социалистических идей и духовным кризисом буржуазного общества, т. е. с неверием в возможность духовного прогресса, в осуществимость гуманистических идеалов. Все это привело к появлению пессимизма, апатии, безразличия, что нашло отражение в таких формах художественной культуры, как импрессионизм, натурализм, символизм, эстетизм и декаданс.
С амым существенным сдвигом в духовной культуре 19 в. и жизни общества было формирование романтизма, претендующего на целостное мировоззрение и стиль мышления наряду с другими – классицизмом и реализмом.
Романтизм – «детище» французских буржуазных революций.Исходным пунктом романтического мировоззрения осознание конфлика «поэзии сердца» и «прозы окружающей действительности».
Романтическое миропонимание охватило все сферы духовной жизни – науку, философию, искусство, религию. Оно выразилось в двух вариантах:
- мир представал бесконечной, безликой, космической субъективностью. Творческая энергия духа выступает здесь началом, созидающим мировую гармонию. Для этого варианта романтического миропонимания характерен пантеистический образ мира, оптимизм, возвышенные чувства.
- человеческая субъективность рассматривается индивидуально-личностно, понимается как внутренний самоуглубленный мир человека, находящегося в конфликте с внешним миром. Такому мироощущению свойственен пессимизм, лирически-грустное отношение к миру.
Исходным принципом романтизма было «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Одним из способов выражения этого двоемирия был символизм.
Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм объявил музыку, в которой, по мнению романтиков, звучала сама стихия жизни, стихия свободы и торжества чувств.
Романтическая тенденция оказала большое влияние в гуманитарной области, а позитивистская – в естественно-научной, технической и практической.
Реализм.
Термин «реализм» следует понимать двояко:
- как исторически определенное направление, тип художественного мышления;
- как правдивое, объективное отражение действительности.
Во второй половине 19 в. становится господствующим художественным мышлением и методом становится разновидность реализма – критический (аналитический, причинно-следственный) реализм. Это форма оппозиции к господствующей идеологии. Ведущая роль в критическом реализме принадлежит литературе.
Необходимо отметить две важные черты культуры 19 в.:
1. Утверждение ценностей буржуазного образа жизни (ориентация на потребление и комфорт) привело к появлению новых художественных стилей (ампир, академизм, псевдоромантизм и т. п.);
2. Совершенствование институционных форм культуры, т. е., объединение разрозненных прежде академических учреждений культуры: музеев, библиотек, театров, художественных выставок. Появилась художественная промышленность. Искусство превратилось в товар и структуру буржуазных экономических отношений.
Важнейшим достижением культуры 19 в. является появление искусства фотографии и дизайна.
Очень важным фактом в культуре 19 в. явилась дифференциация художественной культуры на эстетику, художественную критику, историю искусств как отдельных областей гуманитарного знания.
19 в. являлся веком взлетов и упадка, веком многостильности и противоречий, но он подготовил тот перелом в сознании и культуре человечества, который разделил традиции классической и современной эпох.
Образование.
В 19 в. возник новый взгляд на процесс образования. Песталоцци выдвинул идею развивающего обучения. Такой вид обучения призван побуждать детей к самостоятельному развитию. Суть развивающего обучения – в тесной связи умственного образования с нравственным воспитанием. Важнейшее положение педагогики Песталоцци – соединение обучения с производственным трудом.
Научные и технические достижения.
В 19 в. наука становится научной системой, изучающей процессы происхождения и развития предметов явлений, организмов и их связей. Принципиально новым являлось утверждение идеи развития и принципа взаимосвязи в природе, т. е. к появлению принципов диалектики в научном исследовании. Научный эксперимент в механике привел к установлению связи науки и производства. На базе механики, физики и математикиразрабатывалась техника и технология.
Важным открытием 19 в. является закон о клетке и клеткообразовании Т.Швенна и М.Шлейдена, создавших клеточную теорию и указавших на единство клеточной структуры растений и животных в 1838-1839 гг.
Идеи М.Ломоносова о сохранении и превращении энергии были закреплены открытиями Р. Мейера, Дж. Ленца, У.Грова. Закон был открыт в разных сферах природы. В основе открытия этого закона лежало признание единства количественных и качественных сторон движения материи. Его по праву можно считать вторым великим открытием 19 в.
Третье великое открытие 19 в. связано с именем Ч.Дарвина, издавшего в 1854 г. книгу «Происхождение видов», где была обоснована эволюционная теория. Теория естественного отбора, в ходе которого выживают сильнейшие организмы, постоянно враждующие между собой и передающие затем свои особенности по наследству, привела в дальнейшем к появлению направления генетических исследований.
Научные открытия 19 в. составили огромный по своим масштабам комплекс знаний, имеющих чрезвычайную глубину и пространство для дальнейших исследований.
.
19 век подводит итог огромному периоду европейской жизни. Потому само мышление людей 19 в. необычайно историческое. Они словно пытаются осмыслить себя в истории своего рода, род – в истории государства, а государство – в истории Европы. И история становится чуть ли не главным персонажем художественного произведения.
19 век – век перелома. Уходящая культура, уходящее мировоззрение тесно переплетены с тем, что идет на смену. Недаром это время называют не только «веком уходящего дворянства», но и «веком промышленной революции», в корне изменившей всю систему человеческих ценностей. Если в начале 19 века единственным средством общения людей на расстоянии была ямщицкая почта, то в конце века уже действовали железные дороги, телеграф и телефон. Мир начала века – это Европа, небольшая часть Ближнего Востока, самый север Африки да половина американского континента. В течение века этот мир стремительно расширяется.
К началу 20 века уже практически весь земной шар так или иначе входит в сферу интересов Европы. Такое бурное расширение обжитого пространства, освоенного с помощью истории времени и открытых средств общения не могли не изменить коренным образом мировоззрение среднего европейца
Говоря о культуре рубежа 19-20 вв., нужно отметить в ней предчувствие великих перемен и потрясений. Все деятели искусства стремятся уйти от уже существующих норм и правил, найти новые темы, адекватные средства выразительности. В связи с этим многое становится непонятным широкой публике – происходит резкое разделение культуры массовую и элитарную.
Полупроводники - это вещества, у которых проводимость сильно зависит от концентрации примесей, температуры, электрического поля, света и других факторов: германий Ge, кремний Si, окислы, сульфиды, нитриды, карбиды.