ИСО 9000 обозначают группу международных стандартов по управлению и обеспечению качества, разработанных техническим комитетом ИСО/ТК 176 - независимой организацией ИСО. Идея ИСO 9000: построение управления процессом производства, которое гарантирует выпуск качественного продукта в любой момент. В стандарте заложены требования постоянного улучшения в соответствии с потребностями клиента. В эту группу входят:
· руководящие указания по выбору и применению стандартов (ИСО 9000-1 - 9000-4)
· стандарты на системы качества (ИСО 9001, 9002, 9003)
· указания по проверке систем качества (ИСО 10011-1, 10011-2, 10011-3)
· руководящие указания по разработке руководства по качеству (ИСО 10013)
· словарь терминов (ИСО 8402).
Стандарты ИСО носят рекомендательный характер, однако документы серии ИСО 9000 более чем в 90 странах приняты в качестве национальных стандартов. В России в качестве ГОСТов утверждены некоторые стандарты ИСО 9000.
ИСО 9000 представляет собой семейство стандартов. Важнейший стандарт семейства - ИСО 9001. Остальные стандарты являются его модифицированными вариантами. В ИСО 9001 перечисляются бизнес-функции предприятия, т.е. элементы качества, на которые распространяется действие стандарта.
Создание и внедрение системы качества на предприятии состоит из этапов:
· обследование организации и выдача рекомендаций по устранения несоответствий;
· организация проекта внедрения системы качества, проведение обучения;
· разработка документации и ее внедрение;
· подготовка внутренних аудиторов и проведение внутренних аудитов качества;
· подготовка к сертификации и проведение сертификационного аудита качества;
· международная сертификация системы качества.
Для внедрения системы качества необходимо задокументировать всю деятельность. Конечным этапом становится проверка соответствия разработанной системы управления требованиям ISO 9000 и сертификация системы качества аудиторской фирмой. Форма документов не имеет строгой регламентации. Инструкции представляют собой набор таблиц с указанием субъектов производства и их взаимодействия, по содержанию инструкции во многом аналогичны диаграммам. Вышеизложенное позволяет говорить о внедрении программных технологий и системы качества как о единой проблеме.
Для системы качества могут потребоваться программные продукты трех классов:
· комплексные системы управления предприятием (автоматизированные информационные системы поддержки принятия управленческих решений),
· системы электронного документооборота,
· продукты, позволяющие создавать модели функционирования организации, проводить анализ и оптимизацию ее деятельности. ПО, ориентированное на подготовку и поддержание систем качества в соответствии с ИСО 9000.
Предприятиям с числом работающих более 800 человек невозможно обойтись без информационной поддержки при внедрении систем качества.