Понятие модели бизнес-процесса и IDEF-технологий

Подход к проектированию ИС основан на понятии ЖЦ ИС и построении комплекса взаимосвязанных моделей для его поддер­жания.

Наибольшее распространение получил структурный подход к проектированию ИС SA/SD (Structure Analyses & Structure Design). Сущность структурного подхода заключается в его декомпозиции (разбиении) на автоматизируемые функции: система разбивается на функциональные подсистемы, которые, в свою очередь, делятся на подфункции, т.е. на задачи и так далее до конкретных процедур. При этом автоматизируемая система сохраняет целостное представление, в котором все составляющие компоненты взаимоувязаны.

Базовым принципом является принцип «разделяй и властвуй»:

· связей между отдельными подсистемами должно быть минимум;

· связность внутри каждой подсистемы должна быть максимальной;

· подсистема должна инкапсулировать свое содержимое (скрывать его от других подсистем);

· подсистема должна иметь определенный интерфейс с другими подсистемами.

Деловой процесс – это совокупность процессов (операций, действий) и взаимодействий между ними. Результатом (выходом) которой является продукция и/или услуги, поставляемые потребителям, а входами – материальные, информационные и трудовые ресурсы, поставляемые внешними поставщиками.

ИС хранят данные, доступные различным программам. Средством хранения являются базы данных (БД) - поименованная совокупность структурированных данных, относящихся к определенной предметной области.

В технологии БД предполагается, что их создание, поддержка и обеспечение доступа пользователей осуществляются централизованно с помощью специального программного инструментария — систем управления базами данных (СУБД) - это комплекс программных и языковых средств, необходимых для создания БД, их поддержания в актуальном состоянии и организации поиска необходимой информации.

БД является основным компонентов любой ИС. При разработке БД выделяют этапы:

· изучение предметной области;

· разработка моделей предметной области;

· разработка БД.

Модель предметной области – это записанные знания об объектах, которыми необходимо управлять. Они могут быть представлены в текстовом виде с использованием методологий структурного функционального моделирования – IDEF. С помощью моделирования можно анализировать "узкие места" в управлении и оптимизировать общую схему бизнеса. Для решения задач моделирования существуют методологии и стандарты. К таким стандартам относятся методологии семейства IDEF, реализуемые инструментальными CASE-средствами. С их помощью можно эффективно отображать и анализировать модели деятельности сложных систем в различных разрезах.

Реорганизация деятельности предприятия, особенно если такая реорганизация связана с внедрением корпоративных информационных систем (ИС), связана с серьезным риском. Есть множество примеров, когда проекты по внедрению готовых или разработанных под заказ ИС оканчивались неудачей. Но существуют и опробованы в течении многих лет методики и инструментальные средства, позволяющие минимизировать риск и решать ключевые вопросы, возникающие на различных этапах реорганизации бизнес-процессов предприятия, в том числе реорганизации, сопровождающейся внедрением ИС.

Что происходит на предприятии? Прежде чем пытаться улучшить деятельность предприятия, выбрать, а затем внедрить ИС, необходимо проанализировать, как работает предприятие в настоящее время. Для анализа необходимо знать не только как работает предприятие в целом, как оно взаимодействует с внешними организациями, заказчиками и поставщиками, но и как организована деятельность на каждом рабочем месте. Один человек, как правило, не обладает такой информацией. Руководитель предприятия хорошо разбирается, как работает организация в целом, но не в состоянии знать особенности деятельности всех рядовых сотрудников. Рядовой сотрудник хорошо разбирается в своих обязанностях, но плохо знает, как работают его коллеги. Следовательно, для анализа деятельности предприятия нужно собрать знания множества в одно – создать модель деятельности предприятия.

Бизнес-модель – описание организации, как сложной системы с заданной точностью. В рамках бизнес-модели отображаются все объекты (сущности), процессы, правила выполнения операций, существующая стратегия развития, а также критерии оценки эффективности функционирования системы. Форма представления бизнес-модели и уровень ее детализации определяются целями моделирования и принятой точкой зрения.

Информационная модель – подмножество бизнес-модели, описывающие все существующие (в том числе не формализованные в документальном виде) информационные потоки в организации, правила обработки и алгоритмы маршрутизации всех элементов информационного поля.

Логическая модель данных описывает понятия предметной области и их взаимосвязи и является будущей БД. Логическая модель разрабатывается в терминах информационных понятий, но без ориентации на конкретную СУБД. Для разработки логических моделей БД используются диаграммы «сущность-связь».

Физическая модель данных строится на базе логической модели и описывает данные средствами конкретной СУБД. Отношения, разработанные на стадии логического моделирования, преобразуются в таблицы, атрибуты в столбцы, принятые в выбранной конкретной СУБД. На этапах логического и физического моделирования используется стандарт IDEF и CASE-средства.

Построение функциональной модели КАК ЕСТЬ, позволяет зафиксировать, какие информационные объекты используются в рамках деловых процессов. Функциональная модель КАК ЕСТЬ является отправной точкой для анализа, выявления проблем и "узких" мест и разработки проекта совершенствования деловых процессов.

Создание и внедрение ИС приводит к изменению условий выполнения отдельных операций, структуры деловых процессов. Функциональная модель КАК БУДЕТ позволяет на стадии проектирования определить эти изменения и сократить сроки внедрения ИС, снизить риски, связанные с невосприимчивостью персонала к информационным технологиям. Модели "как есть" и "как должно быть" отражают существующую и предлагаемую структуру бизнес-процессов организации и взаимодействие между ними.

Требования к функциональной модели:

1. должна строится с точки зрения руководства системой качества организации.

2. должна охватывать все стадии жизненного цикла ИС.

IDEF - методологии создавались в середине 70-х годов в США в рамках программы компьютеризации промышленности – ICAM (Integrated Computer-Aided Manufacturing). В ходе реализации ICAM выявилась потребность в разработке методов анализа процессов взаимодействия в производственных (промышленных) системах. Требованием к методологии IDEF была возможность обмена информацией между всеми специалистами-участниками программы ICAM (отсюда название: Icam DEFinition - IDEF). В 1993 году IDEF (Integrated Definition Function Modeling) была принята в качестве федерального стандарта в США, а в 2000 году – в качестве стандарта в РФ. Методология успешно применялась в различных отраслях, продемонстрировав себя как средство анализа, проектирования и представления бизнес-процессов. В России IDEF применялся в государственных учреждениях (в Государственной Налоговой Инспекции), в Центральном Банке и коммерческих банках России и др.

CASE-средства, позволяющие строить IDEF0 диаграммы появились на российском рынке в 1996 году:

§ Design/IDEF (MetaSoftware, США – производитель, распространитель - Метатехнология, Москва)

§ BPWin/ ERWin (Logic Works, США – производитель, распространитель - Интерфейс, Москва)

Особенности семейства IDEF:

§ способность «задавать вопросы»,

§ неразрывная связь графических средств методологии и технологии.

Семейство IDEF является единственной системой, которая предоставляет средства отображения бизнес-процессов, методологию взаимодействия "аналитик-специалист" и технологию создания проектов, охватывающую все стадии ЖЦ через создание диаграмм.

К семейству IDEF можно отнести следующие стандарты:

§ IDEF0 - методология функционального моделирования (1981 г., последняя редакция выпущена в 1993 году Национальным институтом по стандартам и технологиям США). С помощью графического языка система предстает данные в виде набора взаимосвязанных функций;

§ IDEF1 – методология моделирования информационных потоков внутри системы, позволяющая отображать и анализировать их структуру и взаимосвязи;

§ IDEF1X (IDEF1 Extended) – методология построения реляционных структур;

§ IDEF2 – методология динамического моделирования. В связи со сложностями анализа динамических систем от этого стандарта отказались;

§ IDEF3 – методология документирования процессов. IDEF3 имеет прямую взаимосвязь с методологией IDEF0 – каждая функция (функциональный блок) может быть представлена в виде отдельного процесса средствами IDEF3;

§ IDEF4 – методология построения объектно-ориентированных систем;

§ IDEF5 – методология онтологического исследования систем. Формулируются утверждения о состоянии системы, делаются выводы и производится оптимизация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: