Лекция 37-38 Система показателей рентабельности организации

2.

Система показателей рентабельности организации.

Данные об использовании чистой прибыли, тыс. руб.

Таблица 11.6

Показатель По отчету По бюджету +/-
1. Нераспределенная прибыль прошлых лет      
2. Чистая прибыль отчетного года      
3. Использование прибыли в отчетном году: на выплату дивидендов, на инвестиции и т.д.      
4. Доля в распределяемой прибыли: выплаченных дивидендов капитализированной прибыли и т.д.      
5. Нераспределенная прибыль на конец года (п. 1 + п. 2 – п. 3)      

При этом необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на выплату дивидендов держателям акций предприятия и самофинансирование предприятия (реинвестированная прибыль), а также динамику таких показателей, как сумма реинвестированной прибыли на одного работника, сумма выплат из прибыли на одного работника, процент обновления материально-технической базы предприятия. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях, или выше среднего уровня для данной отрасли, то для развития предприятия существуют перспективы.

Особое внимание необходимо уделить дивидендной политике предприятия, которая оказывает большое влияние не только на структуру капитала, но и на инвестиционную привлекательность субъекта хозяйствования. Если дивидендные выплаты достаточно высокие, это один из признаков того, что предприятие работает успешно и в него выгодно вкладывать капитал. Но если при этом малая доля прибыли направляется на обновление и расширение производства, то ситуация может измениться.

В процессе анализа изучают динамику дивидендных выплат, курса акций, чистой прибыли на одну акцию за ряд лет, определяют темпы их роста или снижения, а затем производят факторный ана­лиз изменения их величины.

Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия еще как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

- показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

- показатели, характеризующие рентабельность оборота;

- показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (Rп) исчисляется путем отношения прибыли от реализа­ции (Прп) к сумме затрат по реализованной продукции (3рп):

3. .

Она показывает, какую прибыль предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, по отдельным его сегментам и видам продукции.

Аналогично определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность оборота (коммерческая маржа) (Лоб) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: какую прибыль имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (Ки) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, операционного капитала и т.д.:

4. .

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами, после чего определить факторы, формирующие их уровень.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка:

· изменения структуры продаж;

· уровня себестоимости реализованной продукции;

· средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид

5. .

6. Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки:

7. ,

8. ,

9. ,

10. ,

11. .

Общее изменение уровня рентабельности:

12.

в том числе за счет:

– объема продаж

13. ,

– структуры продаж

14. ,

– отпускных цен

15. ,

– себестоимости продукции

16. .

Далее следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

17. .

Расчет влияния данных факторов производится способом цепной подстановки:

18. ,

19. ,

20. ,

21. ,

22. .

Результаты расчетов покажут, какие виды продукции на предприятии более доходные, как изменился уровень рентабельности и какие факторы на это повлияли.

Затем необходимо более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и рассчитать их влияние на уровень рентабельности способом пропорционального деления:

23. .

Нужно установить также, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции, и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности:

24. .

Такие расчеты производятся по каждому виду продукции (услуг), что позволяет точнее оценить эффективность операционной деятельности и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

Примерно таким же образом производится факторный анализ рентабельности оборота. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

.

Зная, из-за каких факторов изменились прибыль и выручка от реализации продукции, можно определить их влияние на изменение уровня рентабельности, последовательно заменяя базовый уровень каждого фактора данной модели на фактический отчетного периода.

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зави­сит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

.

25. Расчет их влияния производится так же с помощью приема цеп­ной подстановки, как и по модели.

26. Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности капитала. Общая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VPП), ее структуры (Удi), себестоимости (Сi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (KL) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением вы­ручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции.

Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде следующей модели:

27. .

28. Пример расчета по данным табл. 11.4.

29. Таблица 11.4

30. Исходные данные для факторного анализа рентабельности 
совокупного капитала, тыс. руб.

Показатель Базовый период Отчетный период
Прибыль от реализации 15 477 18 597
Внереализационные финансовые результаты 2783-  
Общая сумма брутто-прибыли 18 260 22 250
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала 41 700 53 955
Выручка от реализации продукции 83 414 97 120
Коэффициент оборачиваемости капитала -2,0 1,8

31.

32. Произведем расчет влияния факторов способом цепной подстановки:

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39. Общее отклонение от плана по уровню рентабельности капитала составляет:

40. .

41. В том числе за счет:

42. – структуры продаж

43. ;

44. – отпускных цен

45. ;

46. – себестоимости продукции

47. ;

48. – внереализационных финансовых результатов

49. ;

50. – коэффициента оборачиваемости капитала

51. .

52. Таким образом, уровень рентабельности совокупного капитала снизился в основном за счет роста себестоимости продукции и замедления оборачиваемости средств.

53. При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов.

54. Если рентабельность капитала рассчитывается по чистой прибыли, то при ее факторном анализе в числителе добавляется налоговый корректор (1 – Кn), где Кn – коэффициент налогообложения (отношение всех налогов из прибыли к общей сумме балансовой прибыли).

  1. Анализ показателей рентабельности различных направлений деятельности.
  2. Факторный анализ рентабельности продаж.
  1. Анализ показателей рентабельности различных направлений деятельности.

Одним из основных показателей эффективности основной деятельности является рентабельность продукции. Показывает, сколько приходится прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, а также по отдельным сегментам деятельности и видам продукции.

Рентабельность продукции (Rп) – исчисляется путем отношения прибыли от реализации к сумме затрат по реализованной продукции:

Rп= (Прп∗100)/ 3

Рентабельность операционной деятельности (окупаемость издержек) – рассчитывается в целом по предприятию как отношение прибыли от операци- онной деятельности до выплаты процентов и налогов (Под) к общей сумме за- трат по операционной деятельности:

R(од)= (П(од)∗100)/ З

Показывает, сколько прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затра- ченного на производство и реализацию продукции. Служит характеристикой эффективности управления и правильности выбранной стратегии.

Также можно рассчитать и другие влияющие факторы, выразив взаимосвязь следующей формулой:

R = [П)(од) ∗100]/З = П / (МЗ + ТЗ + АЗ + ПрЗ)

где МЗ – материальные затраты, ТЗ – трудовые затраты, АЗ – амортизационные отчисления, ПрЗ – прочие затраты.

Методом цепных подстановок рассчитывается влияние всех видов затрат на рентабельность.

Доходность инвестиционных проектов: определяется отношением полученной или ожидаемой суммы прибыли от инвестиционной деятельности к сумме инвестиционных затрат:

  1. Факторный анализ рентабельности продаж.

Рентабельность продаж показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля реализованной продукции. Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:

Рентабельность продаж (оборота) – R(пр) = Прп /РП

Рентабельность продаж для целей факторного исследования можно пред- ставить в виде следующей модели:

R1 = (В − С − КР − УР)/ В

где С – себестоимость, КР – коммерческие расходы, УР – управленческие рас- ходы.

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от реализации. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо воспользо- ваться методом цепных подстановок.

Эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации продукции, работ, услуг характеризуется показателем рентабельности затрат. Он определяется отношением прибыли от продажи продукции к полной себестоимости реализованной продукции:

k = Р/ S, (6.8.)

где k – рентабельность затрат;
Р – прибыль от продажи продукции;
S – общая сумма затрат на производство и реализацию продукции.

Данный коэффициент показывает уровень прибыли на один рубль затраченных средств и рассчитывается в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

В показателе рентабельности, рассчитанном в целом по продукции, усредняется уровень доходности отдельных видов изделий. Поэтому в ходе анализа необходимо изучать рентабельность отдельных видов изделий или групп изделий. Рентабельность единицы продукции имеет большое значение и определяется отношением разницы между отпускной ценой и себестоимостью к себестоимости одного изделия:

k=Цi –Сi /Сi, (6.9.)

где k – рентабельность единицы продукции; Цi – отпускная цена единицы продукции;

Сi – себестоимость единицы продукции.

Важность анализа показателей рентабельности отдельных видов продукции, связана с тем, что предприятие должно осуществлять контроль за затратами по ее производству и реализации. Если на рынке имеется достаточно высокий спрос на продукцию с низким уровнем рентабельности, предприятие может сделать выпуск такой продукции выгодным только сокращая затраты по ее производству.

Для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, но и за изменениями в политике ценообразования рассчитывают показатель рентабельности продаж. Он определяется отношением величины прибыли к объему продаж:

k = Р/ N, (6.10.)

где k – рентабельность продаж;
Р – прибыль от продажи продукции (прибыль до налогообложения

или чистая прибыль);
N – выручка от продажи продукции за минусом налога на

добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

В качестве величины прибыли могут быть показатели: прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Объем продаж выражается показателем выручки от продажи продукции за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности и показывает, сколько получено прибыли с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Исходя из приведенной формулы расчета рентабельности продаж, можно определить влияние на ее изменение по сравнению с предыдущим периодом изменения цен на продукцию и изменения уровня себестоимости. Если выразить прибыль от продажи как разницу между выручкой от продажи без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей и полной себестоимостью реализованной продукции, то формула расчета рентабельности продаж будет иметь следующий вид:

k = N – S / N, (6.11.)

где k – рентабельность продаж;
S – полная себестоимость реализованной продукции;
N – выручка от продажи продукции за минусом налога на

добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей. Изменение рентабельности продаж за счет изменения цен на

реализованную продукцию (N) определяется по формуле:
∆k(N)=(N1 –S0 /N1)–(N0 –S0 /N0), (6.12.)

Влияние фактора изменения себестоимости (S) на рентабельность продаж определяется по формуле:

∆k(S)=(N1 –S1 /N1)–(N1 –S0 /N1), (6.13.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: