Анализ результатов эмпирического базисного знания Примеры из социологии

Вторая стадия эмпирического исследования

Анкета и тест как измерительные инструменты

Для измерения общественного мнения используются анкеты. Пресловутые рейтинги политических деятелей получаются методами анкетирования. Известный в Германии центр изучения общественно­го мнения называется институтом демоскопии («измерение народа»).

Для измерения отдельного человека, его психологических особен­ностей и способностей используются тесты.

В основе анкеты лежит гипотеза, в основе теста — ключ. Ключ дает правило пользования тестами и правило анализа и обобщения результатов тестирования.

Главная цель этой стадии эмпирического исследования со­стоит в том, чтобы обнаружить внешние взаимосвязи явлений. Достигается это методами: 1)анализа; 2)синтеза; 3)систематизации.

В каждой науке имеются свои приемы анализа, синтеза и систематизации результатов опыта. Так, в химии анализ делится на качественный и количественный.

Выявив эти взаимосвязи, можно систематизировать данные опыта.

Первые шаги анализа результатов опроса состоят в том, чтобы после получения общего результата вычислить результаты различных подгрупп и сравнить их между собой. Если выделенные группы характеризуются одним признаком (например, возрастом), то мы получаем двумерную таблицу. В одном исследовании выяснялись вопросы здравоохранения.

На вопрос: «Как Вы обычно засыпаете — легко или с трудом?» ответы, конечно, зависят от возраста опрашиваемых.

Поэтому результаты были представлены такой двумерной таблицей:

Засыпают: 18 — 29- летние 30 — 44- летние 45 — 59- летние 60-летние и старше
Легко Довольно хорошо С трудом 74% 15% 11% 62% 21% 17% 50% 23% 27% 33% 25% 42%
  100% 100% 100% 100%
N (= число: итог в абс-м выражении)        

Следующий шаг анализа состоит в том, чтобы пойти дальше в поисках связей изучаемых признаков. В каком направлении идти, подскажет программа исследования, логика, заложенная в гипотезах. Обратимся снова к примеру с проблемой засыпания. В одной из двумерных таблиц устанавливалась связь между засыпанием и полом. Вопрос: «Как Вы обычно засыпаете:— легко или с трудом?»

  Мужчины Женщины
легко 62°/, 52%
довольно хорошо 20% 21%
с трудом 18% 27%
  100%
N =    

При взгляде на эту таблицу появляется искушение сделать вывод о том, что женщинам труднее засыпать, чем мужчинам. Однако социолог должен помнить, что половозрастная структура сейчас такова, что 1) вследствие войн и 2) из-за различий в продолжительности жизни мужчин и женщин процент пожилых людей среди женщин больше, чем среди мужчин. Это обстоятельство вполне может влиять на распределение, полученное в вышеприведенной таблице. Для того, чтобы выяснить этот вопрос, необходимо перейти к трехмерной таблице, увязывающей три признака: легкость засыпания, пол и возраст,

Легкое и трудное засыпание мужчин и женщин различных возрастных групп.

Вопрос: «Как Вы обычно засыпаете, легко или с трудом?»

Мужчины женщины
  Моложе 30 лет 30 -44 года 45-59 лет 60 лет и старше Моложе 30 лет 30 -44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Легко 71% 63% 58% 50% 77% 62% 43% 21%
Довольно хорошо 17% 20% 21% 23% 14% 21% 25% 26%
С трудом 12% 17% 21% 27% 9% 17% 32% 53%
  100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%
N=                

Таблица показывает, что возраст у мужчин и женщин сильно влияет на легкость засыпания. Для того чтобы ответить на вопрос о влиянии пола на засыпание, немного преобразуем эту таблицу.

«Как Вы обычно засыпаете — легко или с трудом?»

  Моложе 30 лет 30 -44 года 45-59 лет 60 лет и старше
  муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен.
Легко 71% 77% 63% 62% 58% 43% 50% 21%
Довольно хорошо                
С трудом 12% 9% 17% 17% 21% 32% 27% 53%
  100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%
H=                

В такой таблице легко увидеть, что предположение о том, что мужчины засыпают легче женщин, справедливо лишь в некоторой степени: оно верно лишь для мужчин и женщин старше 45 лет.

После рассмотренных примеров настало время поставить вопрос о том, нет ли у математики более совершенных методов изучения связей признаков, чем те, которые достигаются с помощью таблиц, часто очень громоздких?

При ответе на этот вопрос надо иметь в виду два фактора. Первый — это возможность изучать связи между признаками другими математическими методами, в частности, методом корреляционного анализа. Второй мощный фактор — это ис­пользование ЭВМ, автоматизации вычисления связей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: