Первая стадия эмпирического исследования

Два уровня научного познания

Два уровня научного исследования

Две особенности научного познания, о которых мы ска­зали выше, отметим еще раз:

1) научное познание отличается от обыденного и философского своими методами познания;

2) наука отличается от них своим языком.

Первый — это эмпири­ческий уровень научного познания, на котором исследователь непосредственно взаимодействует с изучаемым объектом.

Ко­нечно, слово «непосредственно» надо понимать здесь не бук­вально, ибо биолог через микроскоп смотрит на микроорга­низмы, физик пользуется рентгеновским аппаратом, а социо­лог общается с респондентом с помощью анкеты. Однако в каж­дом случае свои приборы или измерительные инструменты ис­следователь направляет непосредственно на объект.

Есть люди, по характеру темперамента, по направленности миро­восприятия склонные к эмпирическим исследованиям, так же как есть люди, по складу ума более склонные к теоретическому познанию. Часто между ними наблюдается и психологическая несовместимость. Эмпирик-экспериментатор и теоретик — вот два вечных оппонента, спор которых и определяет во многом развитие науки.

Итак, второй уровень научного познания — это теорети­ческий уровень.

Теоретический и эмпирический уровни познания проходят определенные стадии, которые выделены ниже:

I. Эмпирический уровень исследования:

1) формирование эмпирического базисного знания;

2) систематизация, классификация, типологизация;

3) установление устойчивых связей, установление эмпири­ческого закона.

II. Теоретический уровень исследования:

1) формирование теоретического базисного знания; выдви­жение гипотез и концепций;

2) создание теории через выбор из конкурирующих гипотез;

3) проверка теории на практике.

Есть методы исследования, которые применяются только на эмпирическом уровне исследования: это наблюдение, изме­рение, эксперимент.

Есть методы, применяемые только на тео­ретическом уровне исследования - это идеализация, логический и исторический методы.

Есть методы, применяемые и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях исследования - э то ана­лиз и синтез, дедукция и индукция.

Перейдем к углубленному рассмотрению эмпирического и теоретического уровней научного познания.

Особенность научного опыта будет ясна, если мы выделим его следующие составные части: 1) разработ­ка плана и подготовка опыта; 2) проведение опыта; 3) предва­рительная проверка истинности данных опыта; 4) оценка сте­пени точности отражения изучаемых явлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: