Пятикнижье Моесеево. Краткий курс лекций. 2 страница

Писания:

1) словесный или буквальный,

2) предметный или таинственный, духовный.

а) Смысл буквальный

Священные писатели, выражая свои мысли словами, употребляют эти последние иногда

в их собственном прямом значении, иногда в несобственном, переносном значении.

Например, слово "рука" по общепринятому словоупотреблению означает определенный

член человеческого тела. Но когда псалмопевец молится Господу "посли руку Твою с

высоты" (Пс. 143, 7), то слово "рука" он употребляет здесь в переносном

значении, в смысле вообще помощи и защиты со стороны Господа, перенося таким

образом первоначальное значение слова на предмет духовный, высший,

умопреставляемый.

Сообразно с такими употреблениями слов буквальный смысл Священного Писания

подразделяется на два вида - на собственно буквальный и несобственно или

буквально-переносной смысл.

Так, например, в Быт. 7, 18 слово "вода" употребляется в собственном, буквальном

смысле, а в Пс. 18, 2 - в переносном, в смысле скорбей и бедствий, или у Ис. 8,

7 - в смысле враждебного войска.

Вообще же Писание употребляет слова в переносном смысле, когда говорит о

предметах высших, духовных, например, о Боге, Его свойствах, действиях и т.п.

б) Смысл таинственный

Так как лица, вещи, действия, события, описываемые для передачи таинственного

смысла, берутся священными писателями из разных областей, ставятся в

неодинаковые отношения между собой и к выраженным понятиям, то таинственный

смысл Писания подразделяется на следующие виды: прообраз, притча, аполог,

видение и символ.

Прообразом называется такой вид таинственного смысла Писания, когда священные

писатели сообщают понятия о каких-либо высших предметах чрез

церковно-исторические лица, вещи, события и действия. Так, например,

ветхозаветные писатели, повествуя о различных событиях Церкви ветхозаветной,

весьма часто под ними раскрывают чрез них отдаленные события Церкви

новозаветной.

В этом случае прообраз есть заключенное в лицах, событиях, вещах и действиях

Ветхого Завета предъизображение того, что относится к Новому Завету, что имело

исполниться на Христе Спасителе и основанной Им Церкви. Так, например,

Мелхиседек, царь Салимский и священник Бога Вышняго (14 глава книги Бытия) вышел

навстречу Аврааму, вынес ему хлеб и вино и благословил патриарха, а Авраам со

своей стороны поднес Мелхиседеку десятину из добычи. Все, что в настоящем случае

рассказывает Писание, есть действительный церковно-исторический факт.

Но помимо этого, повествование 14 главы Бытия имеет и глубокое,

таинственно-прообразовательное значение по отношению к новозаветным временам.

Историческое лицо Мелхиседека, по объяснению апостола Павла (Евр. 7),

прообразовало Иисуса Христа: действия благословения и поднесения десятины

предуказывали на превосходство новозаветного священства пред ветхозаветным:

предметы, вынесенные Мелхиседеком - хлеб и вино, по объяснению отцов Церкви,

указывали на новозаветное таинство Евхаристии. Переход Израильтян чрез Чермное

море (Исх. 14) помимо своего исторического значения, по указанию Апостола (1

Кор. 10, 1-2), прообразовал новозаветное крещение, а само море заключало в себе,

по объяснению Церкви, образ Неискусобрачной Невесты - Девы Марии. Ветхозаветный

пасхальный агнец (Исх. 12) прообразовал Агнца Божия, вземлющего грехи мира -

Христа Спасителя. По словам Апостола (Евр. 10, 1), весь Ветхий Завет был

прообразом, тенью грядущих новозаветных благ.

Когда священные писатели, чтобы выяснить те или другие мысли, употребляют для

этого лица и события хотя и неисторические, но вполне возможные, заимствованные

обыкновенно из обыденной действительности - в этом случае таинственный смысл

Писания называется приточным или просто притчею. Таковы, например, все притчи

Спасителя.

В апологе животным и неодушевленным предметам приписываются человеческие,

невозможные для них в действительности действия - для наглядного изображения

какой-либо истины и для усиления назидательного впечатления. Таков аполог в

книге Судей (9, 8-15) - о деревьях, избиравших себе царя, или аполог у пророка

Иезекииля - о двух орлах (17,1-10), также аполог Иоаса, царя Израильского (4

Цар. 14, 8-10-2; Пар. 25, 18-19) о терне и кедре.

Есть ещё в Писании некоторые чрезвычайные виды Божественного Откровения. Так,

нередко пророки патриархи и другие избранные мужи, иногда в бодрственном

состоянии, иногда же в сновидениях, удостаивались созерцать некоторые события,

образы и явления с таинственным смыслом, указывающим на будущее событие. Эти

таинственные образы и явления называются видениями. Таковы, например, видение

Аврааму при вступлении в завет с ним Бога (Быт. 15, 12, 17), видение Иаковом

таинственной лестницы (Быт. 28, 10-17), видение пророком Иезекиилем (27) поля с

человеческими костями и др.

Таинственный смысл Писания называется символом, когда мысли Писания раскрываются

чрез особенные внешние действия, которые, по повелению Божию, совершились Его

избранниками. Так пророк Исаия, по повелению Господа, три года ходил нагим и

босым в предзнаменование грядущих бедствий египтянам и эфиоплянам, когда

Ассирийский царь отведет их в плен нагими и босыми (Ис. 20). Пророк Иеремия в

присутствии старейшин разбил новый глиняный сосуд в ознаменование разрушения,

предстоящего Иерусалиму (Иер. 19).

12. Способы изъяснения Священного Писания, заимствуемые

а) из самого Священного Писания

1) Во-первых, таковыми следует считать толкования самими священными писателями

разных мест Писания: таких толкований на Ветхий Завет в особенности много в

книгах Нового Завета. Например, на вопрос - почему ветхозаветный закон дозволял

разводы по разным случаям? Спаситель отвечал фарисеям: "Моисей по жестокосердию

вашему позволял вам разводиться с женами вашими, с начала же не было так" (Мф.

19, 8). Здесь - прямое толкование духа Моисеева законодательства, данного

применительно к нравственному состоянию ветхозаветного человека. Объяснения же

древних пророчеств и ветхозаветных прообразований в книгах Нового Завета весьма

многочисленны. Для примера можно указать Мф. 1, 22-23; Ис. 7, 14; Мф. 2, 17-18;

Иер. 31, 15; Ион. 19, 33-35; Исх. 12, 10; Деян. 2, 25-36; Пс. 15, 8-10.

2) Другой не менее важный способ есть снесение параллельных или сходственных

мест Писания. Так, слово "помазание", употребленное апостолом Павлом без всякого

объяснения (2 Кор. 1, 21), повторяется у апостола Иоанна в смысле излияния

благодатных даров Святого Духа (1 Ин. 2, 20). Так, относительно буквального и

собственного смысла слов Спасителя о вкушении плоти и крови Его (Ин. 6, 56) не

оставляет никакого сомнения апостол Павел, когда говорит, что едущие хлеб и

пиющие чашу Господню недостойно, виновны против тела и крови Господней (1 Кор.

11, 27).

3) Третий способ есть исследование состава или контекста речи, то есть

объяснение известных мест Писания в связи с предыдущими и последующими словами и

мыслями, имеющими непосредственное отношение к объясняемому месту.

4) Четвертый способ - уяснение разных исторических обстоятельств написания той

или иной книги - сведения о писателе, о цели, поводе, времени и месте написания

её. Зная цель написания послания к Римлянам апостола Павла: опровергнуть ложное

мнение иудеев о их преимущественном положении в христианской Церкви, мы

понимаем, почему апостол так часто и настойчиво повторяет об оправдании

единственно верою в Иисуса Христа без дел закона иудейского. Имея также в виду,

что апостол Иаков написал своё послание по поводу неправильно понятого учения

апостола Павла об оправдание верою, можно понять, почему он с особенною силою

учит в своем послании о необходимости для опасения дел благочестия, а не одной

только веры.

б) Из разных вспомогательных источников

К вспомогательным источникам изъяснения Священного Писания относится:

1) Знание тех языков, на которых написаны священные книги - преимущественно

еврейского и греческого, ибо во многих случаях единственным средством к

уразумению подлинного смысла того или другого места в Писании служит выяснение

его смысла по словообразованию первоначального текста. Например, в Прит. 8, 22

изречение "Господь созда мя…" точнее переводится с еврейского подлинника:

"Господь стяжал (приобрел) меня" - в смысле "родил". В Быт. 3, 15 славянское

выражение о семени жены, что оно будет "блюсти" главу змия, точнее и яснее

переводится с еврейского так, что оно "сотрет" главу змия.

2) Сличение разных переводов Священного Писания.

3) Знание древней географии, и главным образом - географии Святой земли, а также

хронологии (дат событий), чтобы иметь отчетливое познание о последовательной

преемственности исторических событий, излагаемых в Священных книгах, а также для

ясного представления тех мест, где эти события происходили. Сюда же относятся

археологические сведения о нравах, обычаях и обрядах еврейского народа.

13. Главное руководительное начало изъяснения

Священного Писания

Несмотря на то, что книги Священного Писания, как произведения Духа Истины,

содержат одну только чистую истину, она бывает нередко прикровенна. Для того,

чтобы не уподобиться невеждам и неутвержденным в слове Божием, о которых говорит

апостол Петр (2 Петр. 3, 16), следует иметь при чтении Священного Писания

основное руководительное начало. Этим началом служит, во-первых, само слово

Божие в ясных и положительно определенных местах своих, так что всякое

толкование, несогласованное с этими местами, должно признаваться ложным и

ошибочным.

Во-вторых, необходимо руководствоваться Священным Преданием, заключенным и

выраженным в древних символах веры, в правилах вселенских и поместных соборов и

в творениях святых и богомудрых отцов и учителей Церкви.

14. Настроение души, необходимое для чтения слова Божия

Приступать к чтению Священного Писания должно с благоговением и готовностью

принимать заключающееся в нём учение, как Божественное Откровение. Здесь не

должно быть места сомнениям, стремлению отыскать в Писании недостатки и

противоречия.

Должна быть искренняя вера в истинность, важность и спасительность читаемого,

так как это слово Божие, переданное при посредстве святых мужей по внушению от

Святого Духа.

Благоговение неразлучно с особым духовным страхом и радостью. Эти чувства и

следует возгревать в себе при чтении слова Божия, помня слова Псалмопевца (Пс.

118, 161, 162). По изречению Премудрого, - "в злохудожную душу не внидет

премудрость" (Прем. 1, 4). Следовательно, для успешного изучения слова Божия

необходимы непорочность сердца и святость жизни. Поэтому в молитве, читаемой

перед началом учения, просим: "очисти ны от всякия скверны".

Помня свою слабость во всем, мы обязательно должны знать, что без помощи Божией

познание слова Его невозможно.

II. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗАКОНОПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КНИГАХ

1. Первоначальная нераздельность законоположительных

книг и их название

У евреев пять книг Священного Писания - Бытие, Исход, Левит, Числа и

Второзаконие составляли одну, которая называлась Законом (евр. Тора), Законом

Моисеевым (Ис. Нав. 1, 7-8) или просто Моисеем. Так называются эти книги и в

Евангелии (Мф. 5, 17; Мр. 12, 26; Лк. 16, 29 и др.).

Наименование этих книг Законом указывает на их главное содержание, а прибавление

к этому наименованию имени Моисея указывает на их писателя.

И по языку, и по характеру изложения все пять книг совершенно согласны между

собою, что говорит о принадлежности их одному писателю. Описанные в этих книгах

события из времени Моисея, достоверность которых подтверждается многочисленными

свидетельствами открытых и прочитанных письменных памятников древнего Востока,

изображены с такою точностью и с такими подробностями, которые свойственны

только писателю очевидцу, а таким именно и был Моисей. О Моисее, как писателе

первых пяти книг Библии, говорит предание иудейской Церкви: признавали Моисея

писателем Сам Иисус Христос и апостолы.

Полагают, что название "Пятикнижие" дано книгам Моисеевым Семидесятью

толковниками. Можно думать, что им же принадлежат и те названия отдельных частей

или книг закона Моисеева, которые приняты в греческой, а от неё и в

славянско-русской Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

2. Сведения о писателе Пятикнижия

Моисей - великий пророк, законодатель и вождь народа еврейского. Он был сыном

благочестивых потомков Левия Авраама и Иохаведы (Исх. 2, 1-2; Исх. 6, 7) и

родился в самое тяжелое время страданий потомков Иакова в Египте, когда

последовало повеление фараона бросать всякого еврейского младенца-мальчика в

воду. Однако, по вере своих родителей, Моисей был спасен от смерти (Евр. 11,

23).

Усыновленный дочерью фараона, он "был научен всей премудрости египетской" (Деян.

7, 21-23) и 40 лет прожил при царском дворе. Но потом, навлекши на себя гнев

фараона заступничеством за своих угнетенных единоплеменников, Моисей оставил

Египет и укрылся в земле Мадиамской. Здесь, поселившись в доме священника Иофора

и женившись на его дочери, Моисей в уединении пустыни возрастал духовно,

подготовлялся Божественным Промыслом к делу освобождения Израиля от египетского

порабощения (Евр. 11, 24-27). Призванный к этому великому делу при Хориве, после

сорокалетнего пребывания в земле Мадиамской (Деян. 7, 30) Моисей вместе с братом

Аароном явился в Египет перед лицом фараона. Когда последний добровольно не

освободил Израиля, Моисей вывел евреев из Египта после страшных казней, которыми

последний был поражен. Затем, приведя евреев к горе Синай, Моисей явился

ходатаем, посредником (Гал. 3, 19), чрез которого заключен был с Израилем

синайский завет и даны были Богом различные законы; здесь же, под руководством

Моисея, по указанию Господа, был построен переносной храм евреев - скиния

свидения. После почти годичного пребывания у подножия Синая, Моисей повел народ

Израиля к пределам земли обетованной, на границах которой последовало возмущение

народа, вызвавшее наказание его 40-летним странствованием по пустыне. В течение

этого 40-летнего странствования Моисей явился вождем, чрез которого Бог чудесно

спасал Свой избранный народ, посылал ему Свои благодеяния и возвещал Свои

грозные суды и приговоры. Наконец, в последний год странствования под

водительством Моисея было совершено завоевание восточно-заиорданской области

Палестины. Свою жизнь великий вождь Израиля закончил около последнего стана на

восточной стороне Иордана, на горе Нево, с которой он мог созерцать

западно-заиорданскую землю.

III. ПЕРВАЯ КНИГА МОИСЕЕВА БЫТИЕ

1. Время и место написания книги Бытия

Книга Бытия, содержащая в себе повествование о происхождении мира и человека, и

историю Церкви первобытной и патриархальной до смерти патриарха Иосифа в Египте,

была написана после призвания Моисея при Хориве.

2. Название и главный предмет книги

Книга Бытия в еврейской Библии, как все книги Пятикнижия, озаглавливается первым

словом, с которого она начинается: "Бершит". В греческом переводе Семидесяти

толковников книга называется "Генезис" ("Происхождение"). Название это

заимствовано из самой книги (2, 4; 5, 1) и указывает на её содержание,

заключающее в себе повествование о происхождении мира (2, 4), человека (5, 1) и

главных родов патриархального человечества.

Главный предмет книги - история происхождения мира и человека, история

ветхозаветной Церкви в патриархальный период. Начинаясь повествованием о

творении мира, книга Бытия заканчивается рассказом о смерти патриарха Иосифа в

Египте, то есть охватывает период в 3799 лет.

3. Разделение книги по содержанию

По содержанию книгу Бытия можно разделить на три части. Первые три главы,

заключающие в себе повествование о творении мира и человека, пребывании в раю и

грехопадении прародителей, являются введением в историю ветхозаветной Церкви и

составляют первую часть книги.

Вторая часть (гл. 4-11) повествует о промыслительных действиях Бога по отношению

к падшему человеку и заключает в себе историю первобытной Церкви праотцев.

Третья часть книги (гл. 12-50) рассказывает об установлении Богом Завета с

патриархами и промыслительных действиях Бога в сохранении истинной веры и

благочестия в эпоху патриархальной Церкви.

4. Богослужебное употребление книги Бытия

Из книги Бытия берется 35 паремий. Они, большей частью, рядовые, то есть такие,

которые берутся подряд и читаются непрерывно во все дни четыредесятницы,

исключая субботы и воскресенья. Таким образом, в шесть недель Великого поста

вычитывается почти вся книга Бытия. Этим чтением Церковь хочет возбудить в

молящихся дух покаяния, соответствующий времени Великого поста через

воспоминание о невинном, блаженном состоянии прародителей в раю и о

грехопадении, через воспоминание Божьего милосердия к падшим, примеры страшного

и грозного суда Божия. В Великую или Страстную седмицу берется чтение о

жертвоприношении Исаака (Быт. 22); в праздники Богородичные - о лестнице,

виденной Иаковом (Быт. 28, 10-17) и пр.

5. Сотворение мира и человека (Быт. 1)

Первую главу книги Бытия по содержанию можно разделить на три части:

а) начало мира (1-2 стихи);

б) творение видимого мира (3-25 стихи);

в) сотворение человека (26-31 стихи).

1 стих

Словом "в начале" бытописатель указывает, что мир не безначален, призван к бытию

во времени и с самим временем. Бог поэтому является по выражению церковной

песни, "времене превышем всякого, яко временем Творец" (тропарь по третьей песни

канона утреннего воскресного 2 гласа).

Для означения творческого действия, выраженного в славянском тексте словом

"сотвори" в еврейском языке существуют три глагола: "бара", "аса" и "айцар".

Глаголам "аса" и "айцар" обыкновенно придаётся значение первому "устраивать,

созидать", а второму - "образовать", причем в обоих случаях предполагается

устроение и образование из готового материала. Глагол же "бара", по указанию

гебраистов, означает творение в собственном смысле, образование чего-нибудь

вновь "из ничего". Этот глагол и употреблен в еврейском тексте в первом стихе

книги Бытия, чем ясно указывается, что мир приведен к бытию из небытия.

Первопричиною, виновником всякого бытия является Бог. В настоящем случае в

еврейском тексте слово "Бог" выражено словом "Елогим" - "Боги": существительным

множественного числа от "Елоаг".

По мнению некоторых толковников, множественное число "Елогим" указывает на

бесконечную полноту сил, величие, могущество и превосходство Божественного

Существа, на совокупность Божественных совершенств. Но некоторые отцы и учителя

Церкви и христианские толковники усматривают в слове "Елогим" указание на

троичность Ипостасей в Божестве, причем глагол "бара", поставленный в

единственном числе, указывает на единство Божественного Существа.

Предметом начального творения является "небо и земля". Под "небом" в настоящем

случае нельзя разуметь небо в собственном смысле, потому что твердь или видимое

небо явилось на второй день (6-8 стихи), а небесные светила - в четвертый день

творения (14-19 стихи). Некоторые толковники под "небом" первого стиха разумеют

мир ангелов или бесплотных духов. Мнение это, прежде всего, основывается на том,

что бытописатель, называя ниже (2 стих) новосотворенную землю "невидимой и

неустроенной", ничего подобного не говорит о небе, представляя его, таким

образом, благоустроенным, что можно сказать только о мире светлых духов. С

другой стороны, Господь в книге Иова говорит, что Он утвердил основание земли

"при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости"

(Иов, 38, 7), указывая этим, что ангелы сотворены ранее видимого мира. Поэтому

Святая Церковь, называя ангелов началом и начатком тварей, воспевает

"Невещественные и умные ангелы прежде состави еси видимых всех" (Тропарь по

восьмой песни канона в понедельник утром, 3 глас).

Под "землею" нельзя разуметь землю в собственном смысле, ибо планета наша

явилась во второй день творения (6-8 стихи), а суша отделена от воды в третий

день (9-10 стихи). Под землею, по мнению толковников, бытописатель разумеет

первоначальное вещество, материю, из которого образованы потом предметы видимого

мира.

2 стих

Обращаясь к первоначальному состоянию новозданной материи, бытописатель называет

её, во-первых, "землею" потому, что земной шар образован был потом именно из

этой первоначальной материи, во-вторых, "бездною", указывая этим на её

беспредельность и необозримость для человеческого глаза, и наконец, "водою",

означая этим неустойчивость, неуплотненность первобытного вещества сравнительно

с землею в собственном смысле. Далее это вещество называется "невидимым", в

смысле отсутствия тех определенных признаков и качеств, с которыми явилась

впоследствии, по завершении творческой деятельности и с которыми она наблюдается

теперь; "неустроенным", - в смысле отсутствия тех законов, которыми обусловлено

существование мира впоследствии. Над этою, пока безвидною, неустроенною бездною

первозданного вещества, со всех сторон проникая и охватывая её, была тьма

совершения, полное отсутствие света.

Но в то же время первозданному веществу нельзя приписывать нестроение, борьбу и

расстройство. Неустроенным первое состояние вещества называется только

сравнительно с теми совершенствами и гармонией, которыми запечатлены были дни

творения впоследствии. Уже с самого начала Дух Божий оживотворял безжизненную

материю: "Дух Божий ношашеся верху воды". Под Духом Божиим должно разуметь,

согласно Святым Отцам Церкви, третью Ипостась Святой Троицы. Действие Духа Божия

("ношашеся") в еврейском тексте выражается словом "мерахефет", которое в своем

первоначальном значении прилагается к действию птицы, сидящей на яйцах,

согревающей их, и таким образом, дающей им жизнь. Отсюда действие Духа Божия по

отношению к неустроенному веществу можно представлять как зиждительную силу,

которая оживляла первозданное вещество, способствуя деятельности и развитию

естественных сил и законов, вложенных в него Богом.

Таким образом, по сказанию бытописателя, Бог является Творцом Мира в собственном

смысле, когда Он произвел "из ничего" самое вещество мира. Это первое творение,

когда "Все вообще создал Живущий во века" (Сир. 18, 1) затем уже из

первозданного, но ещё "неустроенного" вещества происходит второе творение,

совершившееся в течение шести дней, когда всесильная рука Божия, по словам

Писателя книги Премудрости Соломоновой, творит мир "из необразного вещества"

(11, 18).

3-5 стихи

Выражением "рече" бытописатель указывает Слово Божие, которое вызвало к бытию

свет. Под словом "рече" можно разуметь мысль, намерение, хотение божественное. С

другой стороны, в выражении "рече" можно находить указание на участие в деле

творения Ипостасного Слова, второго Лица Святой Троицы, о Котором святой апостол

Иоанн Богослов говорит: "вся тем быша и без него ничтоже бысть, еже бысть" (Ин.

1, 3). Вообще в деле творения принимали участие все три лица Святой Троицы:

"Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их" (Ис. 32, 6).

Предметом творения первого дня является свет, который по своей сущности не

зависит от солнца и потому мог явиться ранее небесных светил.

В первые три дня творения периодическая смена (слав. "разлучи между светом и

между тьмою") дня и ночи могла обуславливаться не восходом и заходом солнца, а

пульсацией света. Последовательною сменою света и тьмы, вечера и утра

определился первый день творения.

6-8 стихи

Предмет второго дня творения в еврейском тексте выражен словом "ракиа", что

значит, "простертие, пространство, шатер". В Септуагинте это слово переведено

"стереома" ("твердь"). Самое действие Творца при сотворении тверди можно

представить в следующем виде - Господь обращается со Своим всемогущим словом к

тому первозданному веществу, которое выше названо "землею", "бездною" и "водою"

(1-2 стихи). По творческому слову Господа это вещество мира распадается на

бесчисленное множество отдельных частей, которые поставляются в известное

правильное и закономерное отношение друг к другу. Пространство, образовавшееся

между этими массами, и явилось "твердию". Таким образом, во второй день творения

является наша планета Земля, называвшаяся в библейском тексте "водою", "яже бе

под твердию" и видимое небо "твердь".

9-18 стихи

Дело творения третьего дня распадается на два момента, во-первых, по слову

Творца, является "вода" и "суша", а во-вторых - земля производит различные виды

растений.

Таким образом, в третий день творения земля, составленная из первоначального

неустроенного вещества, получает более определенный вид, то есть образуются

океаны, моря, озёра, реки, и является суша с материками, островами, горами,

долинами, равнинами и пр. Затем, по слову Господа, земля производит растения.

Растительное царство бытописателем подразделяется на три отдела: "бытие травное"

(зелень, трава), растения, "сеющие семя по роду и по подобию" и "деревья

плодовитые" (высшие роды растений).

Ввиду того обстоятельства, что вторым днем деятельности Творца по отношению к

целой вселенной не заканчивается, что в четвертый день творения Господь

представляется действующим во всей вселенной, можно думать, что и в третий день

деятельность Творца не ограничивалась одною Землею.

14-19 стихи

В четвертый день творения, по слову Божию, являются "светила небесные". В

повествовании об этом писатель употребляет глагол не "бара", а "аса",

предполагая, очевидно, что самые тела светил были созданы ранее и существовали

до четвертого дня. В четвертый день творения свет, созданный в первый день, был

сосредоточен в этих массах небесных тел.

Светила, по промыслительным планам Господа, назначены, во-первых, для того,

чтобы освещать землю, полагать различие между днём и ночью таковы, в частности,

солнце и луна. Во-вторых, по назначению Творца, светила небесные должны служить

"знамениями", то есть указателями тех или других естественных явлений и перемен

в природе (Мф. 16, 2-3), свидетельствовать о присносущей силе и божестве Творца

(Рим. 1, 19-20) и быть знамениями необычайных событий в роде человеческом

(Иоиль. 2, 30-31; Деян. 2, 19-20; Мф. 2, 9; 24, 29-30, 27, 45; Лк. 21, 1, 25).

В-третьих, наконец, светила должны служить для указания времен, дней и лет,

определяя своим видимым движением годовые, месячные и суточные периоды, времена


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: