Пятикнижье Моесеево. Краткий курс лекций. 3 страница

года и тесно связанные с ними священные и гражданские времена.

20-23 стихи

В пятый день творения являются первые живые обитатели земли. Творческое слово

Господа, обращенное к водам, должно понимать в том смысле, что воды становятся

обиталищем живых существ, приводимых к бытию новым творческим актом Бога.

Здесь во второй раз употребляется глагол "бара", то есть творение без готового

материала, творение животной жизни "из ничего". В этот день явились

пресмыкающиеся.

Еврейское слово "шерец" имеет значение "многородящие" - наименование, вполне

приложимое к рыбам и другим водным и земноводным животным. Вторым видом живых

существ, явившихся в пятый день, были различные виды и породы птиц.

Дело творения пятого дня заканчивается благословением, которое произносит Творец

новосозданным тварям. Этим дается способность к размножению и продолжению рода.

24-25 cтихи

При творении в шестой день четвероногих животных Господь обращается с творческим

словом к земле: "да произведет земля душу живую". Это значит, что телесный

состав тварей приспосабливается к земле, как к месту их обитания.

26-28 стихи

О высоких преимуществах природы человека свидетельствует то, что во-первых,

создание человека совершается после особого божественного совета; во-вторых,

человек творится по образу и подобию Божию, и наконец, поставляется господином и

владыкою всей земли и всех сотворенных тварей. Совет Божий пред сотворением

человека, по толкованию святых отцов и учителей Церкви, свидетельствует об

особенном участии всех лиц Святой Троицы в создании человека. Словами "рече Бог"

указывается единство божества, а прибавлением "сотворим" - число лиц. Что

касается образа и подобия Божия, то между ними следует полагать различие. Образ

Божий, по учению отцов Церкви, состоит в свойствах и силах человеческой души -

ее духовности и бессмертии, разуме и свободной воле, а подобие - в направлении

этих сил и способностей к Богу, в свободном развитии и усовершенствовании данных

Богом духовных сил до уподобления Творцу (Лев. 19, 2; Мф. 5, 48).

Как образ и подобие своего Творца, как последнее и высшее создание на земле,

человек является и владыкою природы, господином земли и всего животного мира. О

самом акте творения оказано: "И, сотвори ("бара") Бог человека (евр. "адам"),

указывая этим, что создание человека было новым творческим актом: подобно

первоначальному творению (1) и животной жизни вообще (21). Благословением Бог

давал, вместе с владычеством над землею, и способность рождения подобных себе.

29-30 стихи

Господь назначает в пищу человека "всякую траву, сеящую семя", то есть хлебные

злаки, и "всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя", то есть плоды

различных деревьев; животным же назначает в пищу "всякую траву зеленую", то есть

траву в собственном смысле. Таким образом, человеку и животным была назначена

только растительная пища. Для человека разрешение употреблять в пищу животных

последовало только после потопа (Быт. 9,3).

31 стих

Дела творения каждого дня получают одобрение Творца: "и увидел Бог, что это

хорошо". Все же творение, законченное шестым днем, получает высшее одобрение:

"все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (слав. "се добро зело"). Этот

одобряющий суд Божий говорит о высочайшей мудрости и любви Творца ко всему

сотворенному. Им же Господь навечно устанавливает законы природы, обеспечивает

дальнейшее существование тварей.

6. Блаженное состояние человека в раю (Быт. 2)

1-3 стихи

Словами первого стиха "так совершенны небо и земля и все воинство их"

обозначается "все, что на земле и что на небе" (святитель Иоанн Златоуст), ибо

еврейское слово "цеваам", переведенное в славянском варианте как "украшение",

точнее передаётся словом "воинство", каковым именем в Священном Писании иногда

называются небесные воинства, то есть ангелы.

Выражение "Бог почил от дел Своих" нельзя понимать буквально. Покой, по

отношению к Богу, означает окончание дел творения. Но если дела творения

закончились шестым днем, то не кончились дела промысла Божия о мире. Только

промыслительная божественная деятельность проявляется не в созидании новых видов

творения, а в сохранении сотворенного и в премудром устроении его дальнейшего

существования.

Седьмой день - день покоя Творца, выделяется из среды других дней тем, что

Господь благословляет и освящает его. Благословением Господь усвояет этому дню

особенное значение, делает его достойным сохранения на будущие времена, как

памятник творения мира. Освящением же седьмого дня Творец сделал этот день

священным для человека, который должен в этот день особенно прославлять

премудрого, всеблагого и всемогущего Творца.

4-7 стихи

Повествование об обитании первого человека в раю бытописателем предваряется

кратким замечанием о происхождении мира. Бытописатель останавливается на

происхождении растительного царства, которое появилось на земле без оросительной

силы дождя и без содействия рук человеческих (5 стих), причем необходимая для

жизни растений влага обеспечивалась обильными испарениями, поднимавшимися с

земли (слав. -"источник" - евр. "пар" - 6 стих).

Затем повествование первой главы о сотворении человека (27-28 стихи)

Бытописатель дополняет указанием, что Господь особенным действием всемогущества

и премудрости образовал из персти тело человека и вдунул в лицо его дыхание

жизни, то есть вложил в образовавшееся из земного праха тело душу с её

многоразличными способностями.

8-14 стихи

Для обитания человека Господь назначил рай, прекрасный сад, созданный особенным

действием всемогущества Божия. Вопрос о местонахождении рая представляет предмет

самых разноречивых догадок и предположений. Однако, определенные указания Библии

на две известные реки Востока дают основание предполагать, что под Едемом нужно

разуметь местность, расположенную между реками Тигром и Евфратом. Среди

многочисленных прекрасных райских деревьев были насажены Богом два особенные

дерева - древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого древа были

предназначены для поддержания в человеке бессмертия по самому телу. Древо же

познания добра и зла были избраны Богом как орудие и средство испытания и

воспитания человека в послушании Богу.

15-17 стихи

Человек, поселенный в раю, должен был "возделывать его и хранить его", то есть

возделывать землю, иметь уход за растениями. Этот труд должен был, прежде всего

развивать и совершенствовать физические силы человека, но с другой стороны,

телесный труд имел для человека и высшее духовное значение, ибо, поставляя его в

особенную близость к предметам природы, давал ему возможность изучать ее законы.

Кроме того, изучая предметы и явления природы, человек мог опытно познавать

совершенства Творца, Его премудрость и благость и тем научаться благоговеть пред

Ним и любить Его.

Для упражнения и укрепления в добре нравственных сил, Бог преподал человеку

заповедь не вкушать от древа познания добра и зла. Исполняя эту заповедь,

человек сознательно удалялся от зла и стремился к добру, сообразовал свою волю с

волей Божией. Для человека исполнение заповеди становилось причиною и источником

его блаженства, но нарушение ее влекло наказание "в день, в которой ты вкусишь

от него, смертью умрешь".., то есть человек сделается смертным по телу.

18-20 стихи

Наречение имен животных, которых Господь привел к Адаму, было знаком владычества

человека над животным царством. С другой стороны, изучая рода и свойства

животных и, нарекая им имена, соответствующие их природе, Адам показывал

совершенство своего ума, развивая свои умственные способности, полагал начало

языку, речи, как средству сообщать свои мысли другим.

24 стих

Здесь устанавливается брачный союз между мужем и женою. Христос Спаситель

указывает в обличении фарисеев, что слова эти, сказанные Самим Богом,

устанавливают нерасторжимость брачного союза: "Итак, что Бог сочетал, того

человек да не разлучает" (Мф. 19, 6).

Блаженное состояние прародителей в раю характеризуется теснейшим отношением

человека к Богу. Этот союз или завет Бога с человеком и является первобытною

религией. В силу этого завета Бог непосредственными откровениями руководит

человеком, делает его господином земли и животного мира, поселяет в прекрасном

раю и чрез плоды древа жизни дарует ему вечную, бессмертную жизнь. Со стороны

человека требовалось только совершенное послушание своему Творцу, и в частности,

исполнение данной ему заповеди. Исполнение этого условия давало человеку

возможность совершенства и блаженства.

7. Грехопадение прародителей (Быт. 3)

В содержание этой главы входит повествование об искусительных речах змея к жене

(1-5 стихи), нарушении прародителями данной им заповеди (6-7 стихи), призвании

их Богом к покаянию и их нераскаянности (8-13 стихи), повествование о суде

Божием над змеем и первообетовании о Спасителе мира (14-15), о наказании жены

(16 стих), и мужа (17-18 стихи), наречении Адамом имени жены (20 стих),

даровании Богом людям одежд (21) и изгнании прародителей из рая (22-24 стихи).

При искушении жены через змея, хитрейшего из всех животных (Мф. 10, 16),

действовал диавол, а змей был только орудием искушения: из того обстоятельства,

что искусительные речи змея клонились к тому, чтобы соблазнить человека,

преступить заповедь Божию, поступить против воли Божия и тем увлечь человека к

греху и погибели, следует, что под змеем скрывалось существо злое и

богопротивное. Сам Спаситель называет диавола "человекоубийцею искони" и "отцом

лжи".

6 стих

Главным побуждением жены ко греху была гордость, желание сделаться равною Богу и

затем чувственные плотские влечения: предполагаемый хороший вкус плодов и

прекрасный вид древа познания добра и зла. Таким образом, в жене открывались те

греховные состояния, те похоти, которые, по Апостолу (1 Ин. 2, 16) возбуждаются

в человеке предметами мира: "похоти плоти" ("дерево хорошо для пищи"), "похоть

очей" ("оно приятно для глаз") и "гордость житейская" ("оно вожделенно, потому

что дает знание"). Увлекаемая этими похотями жена, сама вкусив от запрещенного

древа, прельстила и мужа нарушить заповедь Божию. Адам последовал примеру жены,

конечно, по тем же убеждениям, которые влекли ко греху Еву.

7-13 стихи

Следствия нарушения заповеди не замедлили обнаружиться. Повествование

бытописателя показывает, что нарушение заповеди отозвалось на всех душевных

силах человека, что грех коренным образом извратил, потемнил образ Божий,

заложенный в человеке.

14-15 стихи

Слова наказания, обращенные к змею, следует рассматривать с двух сторон: с одной

стороны, они имеют отношение к змею, а с другой, главным образом, они относятся

к диаволу. Господь обрекает змея на постоянное унижение и лишает его некоторых

естественных совершенств. По отношению к диаволу, проклятие пред всеми скотами и

зверями указывало на вечное и непрестанное отчуждение его от Бога, обречение же

диавола в виде змея на пресмыкание указывало на его будущее полное унижение.

Как начало этого будущего унижения диавола Самим Богом полагается вражда между

змием и женою, между семенем змия и семенем жены. Под змием и его семенем должно

разуметь всех врагов добра и правды, тоесть диавола и ангелов его, а также людей

злых и нечестивых. Под семенем жены следует разуметь все же прежде всего Христа

Спасителя. Результатом борьбы, положенной Богом между семенем змия и жены, будет

совершена победа над диаволом: "оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь

жалить его в пяту".

В греко-славянском тексте смысл еврейского подлинника в настоящем случае

передается не совсем точно. Вместо "блюсти (наблюдать) будет", здесь следует,

согласно с еврейским текстом, читать "разможжит", "сотрет" главу змея, глаголу

же "блюсти", толковники дают значение нападения, уязвления и всему этому

выражению дают следующий смысл: оно (то есть семя жены), будет поражать тебя в

голову, а, ты будешь жалить его в пяту, то есть диавол будет причинять семени

жены незначительный вред, а семя жены окончательно сокрушать власть диавола.

Исполнение этого обетования можно видеть в искупительной смерти Христа

Спасителя, Который пришел на землю, чтобы "разрушить дела диавола" (1 Ин. 3, 8)

и "связать дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана" (Ап. 20,2).

Таким образом, Господь, предав проклятию виновника падения прародителей, вместе

с тем дал им спасительное обетование о будущем Избавителе, Который победит

диавола. И Адам выразил свою веру в обетованного Искупителя в наименовании жены

своею Евою, то есть "жизнь" (20 стих), а Ева в наименовании трех сыновей своих -

Каина ("приобретение"), Авеля ("плач" или "суета") и Сифа ("основание").

Церковь христианская в словах суда Божия над змием видит первое обетование о

Спасителе и потому называет это обетование "первоевангелием".

16 стих

В наказание жене полагаются болезни чадорождения и подчинение мужу.

17-19 стихи

Наказание мужу, прежде всего, выразилось в проклятии земли, то есть земля, ранее

в изобилии дававшая человеку свои плоды, теперь лишается своих сил. Тяжелый

изнурительный (в поте лица) труд человека по отношению к земле не всегда будет

достаточно вознаграждаться, вместо ожидаемых плодов, земля будет приносить

"тернии и волчцы". Вместе с землею, должно думать, и царство животных лишилось

своих совершенств. Во-вторых, Господь осуждает человека на смерть и эта смерть

становится уделом всего человечества.

22-24 стихи

Пред изгнанием прародителей из рая, как при сотворении человека (1, 26) и жены

(2, 18), происходит собеседование между Лицами Святой Троицы, чем указывается на

важность имеющего совершиться события. В словах Господа, сказанных при этом:

"вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло" выражается укоризна человеку

и сожаление о его неразумии, побудившем возмечтать о равенстве с Богом.

8. Братоубийство Каина и последующие потомки Адама (Быт.4)

В первых 15 стихах заключается повествование о братоубийстве Каина. Затем с 16

по 24 стих излагается история потомства Каина. В заключение главы (25-26 стихи)

говорится, что у Адама вместо Авеля родился Сиф, а у Сифа родился Енос; с Еноса

установилось общественное богослужение "тогда начали призывать имя Господа

Бога".

9. Усиление пороков на земле. Избрание Ноя (Быт. 6)

1-3 стихи

Развращение человечества, вызвавшее наказание первого мира потопом, выразилось в

том, что люди сделались "плотью" ("потому что они плоть"), причем это состояние

человечества бытописателем поставляется в связь с браками "сынов Божиих с

дочерями человеческими". В Библии сынами Божиими нередко называются люди

благочестивые и избранные Богом (Ин. 1, 12, 1 Ин. 3, 1), называется сыном Божиим

и народ еврейский (Исх. 4, 22; Втор. 14, 1). Здесь под этим названием следует

понимать благочестивых потомков Сифа. В противоположность им, развращенные

дочери Каина именуются дочерями человеческими.

Истины веры и нравственности под влиянием последних стали забываться.

Когда разврат подавил в людях все высшие духовные стремления, тогда Господь

определил: "пусть будут дни их сто двадцать лет". Выражение это нельзя понимать

как ограничение возраста этой величины, так как даже после потопа люди жили до

500 лет (ср. XI глава). По мнению толковников, 120-летний период назначается

здесь для покаяния развратившегося человечества.

6-7 стихи

Человечество так глубоко погрязло во грехе, что оно не захотело покаяться и

обратиться к Богу; всеобщее развращение человечества не оставляло уже места

божественному милосердию. Чтобы изобразить это греховное состояние, в котором

находилось человечество, бытописатель употребляет человекообразное выражение

"раскаялся (слав. "помысли") Господь и воскорбел в сердце своем (слав.

"размыслил")". Как всеведущий и всемогущий Господь, не может, конечно, в

чем-нибудь раскаяться. Раскаяние здесь приписывается Богу для означения

конечного развращения человечества, не оставлявшего уже места Божию милосердию.

Наказание, определенное человеку, простирается и на царство животных, в силу тех

тесных таинственных уз, которые по воле Творца, существуют между человеком и

тварью бессловесной (Рим. 8, 19-22).

8-13 стихи

Благочестие Ноя, о котором свидетельствует бытописатель, тем более удивительно,

что он был благочестив "в роде своем", то есть среди всеобщего развращения своих

современников.

Этому праведнику Господь и открывает Свое определение об истреблении первого

мира.

14-16 стихи

Ной, по указанию Господа, должен был построить ковчег из трех ярусов, со многими

отделениями, которые предназначались для Ноя и его семейства (18 стих), животных

(19-20 стихи) и для запасов пищи (21 стих).

17-21 стихи

Определяя наказание развратившемуся человечеству через потоп, Господь открывает

Ною, что Он поставит с Ним Завет Свой. Завет между Богом и человеком есть

религиозный союз, условиями которого являются благодатные обетования со стороны

Бога и вера со стороны человека. В силу этого завета в настоящем случае

праведник (Евр. 11, 7) Ной со своим семейством и представителями животного мира

спасается от гибели. Но это спасение было прообразом того благодатного спасения,

которое имело получить все человечество через искупительную смерть Иисуса

Христа; завет с Ноем был, таким образом, предъизображением того Завета, который

выразился в явлении Искупителя. Отсюда ковчег является символом Церкви

Христовой, в которой верующие находят себе спасение, а воды потопа прообразовали

очистительную воду крещения (1 Петр. 3, 21).

10. Всемирный потоп (Быт. 7)

По окончании постройки ковчега Господь повелел Ною войти в ковчег и взять с

собою чистых животных по семи, а нечистых по два (1-4 стихи). Когда Ной исполнил

повеление Божие (5-10 стихи) в шестисотый год, во второй месяц, в 27 день жизни

патриарха раскрылись "источницы бездны" и полился дождь (11 стих). Через 40 дней

Ноев ковчег со всеми бывшими в нем поднялся и плавал на поверхности вод, которые

покрывали самые высокие горы на 15 локтей (12-20 стихи). Все земные обитатели

погибли в волнах потопа (21-23 стихи), воды которого поднимались все выше и выше

в продолжение 150 дней (24 стих).

11. Окончание потопа (Быт. 8)

Ной выпускает птиц - ворона и голубя, чтобы узнать состояние земли. В шестьсот

первом году, в первый день первого месяца жизни Ноя, земля осушилась (13 стих),

а в 27 день второго месяца, по повелению Господа, Ной вышел из ковчега (14-18

стихи). В благодарность за спасение Ной устроил жертвенник Господу и принес на

нем жертву (20 стих). Милостиво приняв жертву, Господь высказал Свое

определение, что Он не будет более поражать землю за грехи человека, что в

будущем строй и порядок мира не будет нарушаться явлениями, подобными потопу

(21-22 стихи).

12. Возобновление Богом благословений и обетований после потопа. Пророчество Ноя

о судьбе своих сыновей (Быт. 9)

Милостиво приняв жертву, принесенную Ноем после потопа, Господь изрекает ему и

сыновьям Свое благословение на размножение и владычество над тварями (1-2

стихи), дает законы о пище (3 стих), крови (4 стих) и убийстве (5-6 стихи) и

устанавливает особый закон с миром (7-17 стихи).

До потопа человеку было дано употреблять только растительную пищу (Быт. 1, 29),

теперь же в снедь ему назначается и "всякое движущееся", то есть животные,

несомненно чистые, которые впоследствии были точно указаны законом Моисея (Лев.

11).

В связи с этим законом Господь запрещает употреблять в пищу кровь животных.

Причины этого запрещения естественные и нравственно-религиозные. Когда Господь

называет кровь душою животного, то этим указывает, что кровь есть главное

жизненное начало животного, главный жизненный двигатель его. Отсюда естественно

причиною запрещения употреблять в пищу кровь животного является намерение

Законодателя внушить человеку отвращение от ненужного кровопролития,

предотвратить человека от излишней жестокости, внушить ему уважение к жизни

вообще. С другой стороны, этот закон, поставленный в связь с законом против

убийства человека, внушал уважение к душевной (психической) жизни, отвращение к

убийству, показывал, насколько противна Богу кровожадность: это нравственная

причина запрещения употреблять в пищу кровь животных.

8-17 стихи

Завет, заключенный Богом с Ноем, объемлет не только все человечество, но даже

животных, которые участвуют в этом завете, конечно, не сознательно, а в силу тех

тесных, таинственных уз, которые установлены Творцом между человеком и

неразумной природой (Рим. 8, 19-22). Видимым знамением завета полагается "дуга

во облацех", то есть радуга, сопутствующая обычно дождю; обещание Господа

милостиво относиться к греховному миру указывало на то полное примирение неба и

земли, которые должно было совершаться через искупительную смерть Христа

Спасителя.

24-27 стихи

Поступок Хама показывал его злое и испорченное сердце потому, что он плохо

относился к отцу, к которому от природы каждому заложены любовь и уважение.

Ной не проклинает Хама, чтя данное ему благословение Божие (1 стих) и провидя,

что он полным наследником нечестия Хама будет сын его Ханаан. Проклиная Ханаана,

Ной обрекает его на рабство своим братьям. В словах, обращенных к Симу:

"благословен Господь Бог Симов" - патриарх благословляет Того Бога, Которому

будет служить Сим и его потомство, указывая этим, что в потомстве Сима будет

сохраняться истинное богопознание и Богопочтение, что Бог вступает с потомством

Сима в ближайший союз общения, будет открывать Себя ему, устроит в среде его

Свое царство.

Действительно, пророческое благословение Ноя исполнилось на потомстве Симовом.

Прямым наследником этого благословения были происходившие от Сима в

последовательной родовой линии послепотопные патриархи. Затем, в лице потомка

Симова Авраама, как родоначальника народа еврейского, утверждается теснейший

союз Бога с человеком. Далее, с течением времени этому избранному народу был дан

закон писанный, среди его сооружена скиния и потом воздвигнут храм истинному

Богу. Пророчество включало в себя таинство домостроительства спасения, потому

что Христос вочеловечился, воспринял плоть от семени Давида и Авраама, которые

вели свой род от Сима (Лк. 3, 23-33, ср. Мф. 1, 1-16).

Предречение о рабском подчинении потомков Ханаана Симу началось исполняться при

Иисусе Навине завоеванием земли потомков Ханаана и закончилось при Соломоне,

когда все хананейские племена, жившие в Палестине, были окончательно подчинены

потомкам Сима - евреям (2 Пар. 8, 7-9).

В словах, обращенных к Иафету "да распространит Бог Иафета" указывается на

необыкновенное распространение потомков Иафета. Действительно, потомство Иафета,

заняв часть Азии, поселилось преимущественно в Европе, а потом распространилось

почти по всему миру. Дальнейшие слова пророчества Ноя об Иафете "и да вселится в

селениях Симовых" можно рассматривать в двух отношениях: политическом и

религиозно-нравственном. Политическое "вселение" Иафета в шатрах Симовых

совершилось при завоевании его потомками областей, принадлежавших Симу,

особенно, когда на историческую сцену выступили греки и римляне, неоднократно

захватывавшие земли, принадлежавшие семитам. Что касается

нравственно-религиозного вселения потомков Иафета в селениях Симовых, то

"вселение" это должно понимать в смысле участия потомков Иафета в наследии всех

тех обетований, которые были даны потомкам Сима и должны были окончательно

исполняться со времени пришествия Христа Спасителя.

13. Родословие сынов Ноевых (Быт. 10)

Данная глава заключает в себе родословие послепотопного человечества,

разделившегося на три главные ветви или группы, из которых каждая находится в

связи с одним из сыновей Ноя, как ее родоначальником. Затем каждому отдельному

народу в трех главных группах приписывается особый племенной родоначальник внук,

правнук или праправнук Ноя, причем имя родоначальника обыкновенно становится

именем происходящего от него народа.

14. Смешение языков и рассеяние народов.

Родословие послепотопных патриархов (Быт. 11)

В этой главе бытописатель описывает переселение с востока человечества,

говорившего сначала одним языком, и поселение его в Сеннааре (1-2 стихи),

построение здесь города и необыкновенно высокой башни, разрушение Богом

нечестивого предприятия смешением языков строителей (5-7 стихи), следствием чего

было рассеяние человечества по всей земле (8 стих). Имя "Вавилон" (слав. -

"смешение") было дано городу и башне в воспоминание совершившегося события.

В то время, как нечестие после потопа вновь начало распространяться среди

человечества, истинная вера и благочестие сохранялись среди послепотопных

патриархов, родословие которых бытописатель доводит до Авраама.

15. Призвание Авраама. Пребывание Авраама в Египте (Быт. 12)

В этой главе повествуется о повелении Божием, данном Аврааму (1 стих), и

обетованиях, изреченных при этом (2-3 стихи), путешествии патриарха сначала до

Харрана, а потом до земли Ханаанской (4-5 стихи), а от сюда до Сихема, где

Аврааму изречено было Богом новое обетование (6-7 стихи).

Господь явился ему и сказал: "семени твоему дам землю сию"; Аврааму была в

данном случае указана земля Обетованная. Спустя почти 1000 лет евреи, плотские

потомки Авраама, вступили в землю обетования под предводительством Иисуса Навина

и поселились в ней, истребив или подчинив своей власти обитавшие здесь языческие

племена. Но с поселением евреев в земле Обетованной или Палестине, обетование,

данное Аврааму, исполнилось только в своем ближайшем буквальном смысле (Евр. 4,

8-10), да и то не было вечным потому, что евреи владели землею обетованной

только во времена ветхозаветные, а потом, когда Израиль стал отходить от

Господа, его земля, священный город и храм подверглись опустошению и разорению.

Сам Авраам, по словам Апостола, верою поселившийся в земле обетования, ждал

"основания имущего города: ему же художник и содетель Бог" (Евр. 11, 9-10). Как

носитель истинной религии, хранитель мессианских чаяний, благ духовных, патриарх

пламенно желал пришествия спасительного семени жены, истинного упокоения своих

потомков в царстве Мессии (Евр. 4, 3-11). Но сам Авраам не дождался наступления

этого царства, он радовался, только издалека созерцая его (Евр. 11, 13-16).

Таким образом, в духовно-таинственном смысле обетование предсказывало основание

Церкви Христовой, членами которой имели сделаться верующие - истинные чада

Авраама по духу.

Далее в 12 главе описывается наступление голода в земле обетованной и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: