Приведем без доказательства следующее положение. Если функция спроса линейна, то коэффициент эластичности спроса по цене в точке C по модулю равен отношению отрезков ВС и АС:
(рис. 4-1).
Рис. 4-1. Геометрическая интерпретация эластичности спроса по цене
Отсюда вытекает (рис. 4-2):
Рис. 4-2. Эластичность спроса по цене в разных точках
1) Эластичность в центральной точке по модулю равна единице (единичная эластичность);
2) Эластичность во всех точках, расположенных выше центральной точки (интервал от т. А до т. С), по модулю больше единицы (спрос эластичен по цене);
3) Эластичность во всех точках, расположенных ниже центральной точки (интервал от т. С до т. В), по модулю меньше единицы (спрос не эластичен по цене);
4) Эластичность в точке А по модулю равна бесконечно большой величине (спрос бесконечно эластичен по цене);
5) Эластичность в т. В равна нулю (нулевая эластичность спроса по цене).
Из вышесказанного вытекает, что чем положе наклон кривой спроса в данной точке, тем эластичнее спрос по цене.
Так в т. С, относящейся к кривой спроса D1 (рис. 4-3), эластичность спроса по цене выше, чем в той же точке, относящейся к кривой спроса D2, поскольку ВС/АС>В¢С/А¢С.
Рис. 4-3. Эластичность спроса по цене и наклон кривой спроса
Соответственно существуют и крайние случаи (рис. 4-4):
Рис. 4-4. Крайние случаи эластичности спроса по цене
Эластичность во всех точках на кривой спроса D1 бесконечно велика по модулю. Эластичность во всех точках на кривой спроса D2 равна нулю.
13. Предпочтения потребителей.
Предпочтения - один из факторов, воздействующих на выбор конкретных благ отдельными потребителями.
Благо в теории потребления - любой объект потребления, доставляющий определенное удовлетворение потребителю. Блага потребляются, как правило, в определенных наборах.
Набор благ - совокупность конкретных видов благ в определенных объемах, потребляемых в данный период.
При выборе благ с целью их покупки потребитель исходит из достижения наибольшей выгоды при имеющихся возможностях, которая представляет собой меру удовлетворения потребностей индивида, т. е. полезность.
Покупатель при выборе приобретаемых благ обладает определенными индивидуальными предпочтениями, но он ограничен в удовлетворении своих предпочтений бюджетным ограничением. Что же покупатель делает в данных условиях, какой выбор обеспечивает максимально возможную полезность?
Необходимыми предпосылками теории потребительского выбора являются следующие аксиомы.
1. Аксиома полной упорядоченности предпочтений потребителя. Эта аксиома предполагает, что потребитель сам должен принимать решения относительно потребления и осуществлять их.
2. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя. Чтобы принять определенное решение и реализовать его, потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Предположение о транзитивности гарантирует рациональность (согласованность) предпочтений. В ином случае поведение потребителя противоречиво. В этой связи говорят, что "предпочтения свернулись в кольцо", т. е. изменились вкусы.
3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему (или, короче, "больше всегда лучше").
Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, ибо они понижают уровень благосостояния данного потребителя.
Эти три предпосылки необходимы для того, чтобы определить функцию полезности.
Функция полезности - это соотношение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемом при этом потребителем, т. е. показывает предпочтения потребителя.
Функция полезности - это своего рода целевая функция действий потребителя в потребительском выборе, выражающая процесс упорядочивания выбираемых потребителем наборов благ до уровня удовлетворения потребностей.