Проблемы развития прикладных психологических исследований с использованием компьютеров

Индивидуальные особенности активных пользователей автоматизированными технологиями

В результате проведенных психологических исследований сформировано определенное представление об особенностях активных пользователей ЭВМ. Им присущ ряд характерологических черт: быстрота «схватывания» сути задачи, широта информационного диапазона, повышенная нетерпеливость в обучении и консерватизм в освоении новых программ.

В мотивационной сфере полнее проявляются осознание собственных потребностей и повышение роли опыта, удовлетворение потребностей в виде «образа данных», высокая динамика потребностей, активное формирование положительных мотивов (премии, игры и т. д.). Эмоциональная сфера характеризуется динамичностью психических состояний: страхом, боязнью, гипнозом, эйфорией, уверенностью, повышенным радостным настроением, тревогой, обидой, опасениями, эффектом эмоционального сопротивления, синдром «придумано не здесь» и др. Их познавательная деятельность стимулирует творческое воображение, сообразительность, изобретательность, понимание целей, рост уровня познания, осознание потенциала компьютера и т. п. Более активно идет процесс развития способностей. В частности, растет уровень обучаемости, способности к совершенствованию системы, формируется тип индивидуальности.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий в психологическое исследование не только накладывает отпечаток на динамические процессы взаимодействия испытуемого и экспериментатора, но и отражается на конститутивных свойствах личности как одного, так и другого.

В настоящее время появился новый тип научного производства: порождение новых знаний индивидом и группой с помощью компьютера. Происходит активное включение ЭВМ в контур психологического эксперимента.

Такие информационные эксперименты имеют свои особенности. В настоящее время все активнее используется сеть ЭВМ, что позволяет увеличить объем данных эксперимента. Более того, компьютерные сети представляют собой весомый шаг к созданию «надсознательного» — «космического сверхинтеллекта Земли».

Появляется возможность выполнения длительного автоматизированного эксперимента, основанного на внедрении резидентных программ, активного компьютерного моделирования, осуществления проектирования экспериментальной деятельности на ЭВМ, подстройки компьютера под эксперимент, возможность более глубокого и объемного анализа экспериментальных данных и даже конструирования «коллективного мозга».

В этом виде эксперимента для психолога представляется наиболее важным исследование характера выполнения планов и программ с использованием ЭВМ, возникновение и разрешение проблемных ситуаций, управление научным поиском, исследование компьютера как фактора принятия решения, анализ влияния ЭВМ на восприятие результатов исследований и их интерпретацию, исследование влияния компьютера на межличностные отношения в группе испытуемых и исследователей, анализ мотивов использования ЭВМ, особенности пользователей, изучение соотношения усвоения и творчества в условиях использования ЭВМ, разрешение проблемы компьютерной грамотности как орудия познания, преобразующей саму умственную деятельность.

Нам представляется, что проблемы экспериментальной психологии и психодиагностики не могут быть разрешимы только путем активного внедрения компьютеров в процесс исследования. Автоматизация сама является источником многих теоретических и практических проблем.

Анализ работ психологов, изучающих проблемы автоматизации, показал, что в основу информационного эксперимента положено всего лишь сравнение признаков решения задач человеком и компьютером. А в результате мы наблюдаем крайние точки зрения и противоречивые методологические и методические выводы:

· важнейшие характеристики естественного интеллекта (ЕИ) не воспроизводятся в системах искусственного интеллекта (СИИ);

· системы «эвристического поиска» не сопровождаются приближением к ЕИ;

· представляется неверным приписывание компьютеру свойств человеческой психики, а также игнорирование особенностей деятельности с использованием ЭВМ;

· определено, что компьютер является лишь орудием человеческой деятельности;

· утверждение о создании ЭВМ более разумной, чем человек, является по меньшей мере легковесным;

· представляется спорным утверждение, что такие психические функции, как потребности, мотивы, целеполагания, эмоциональная регуляция деятельности, не представлены в компьютере;

· замечено, что факт «быстродействия» СИИ относится к «рутинной работе», а творческую деятельность человек выполняет быстрее компьютера, так как в процессе приобретения опыта присутствуют осознаваемые и бессознательные компоненты и обобщения;

· повышение объема памяти и внутренних связей между элементами СИИ может привести к развитию творческих способностей у ЭВМ;

· разработчики СИИ постоянно выражают неудовлетворение современным развитием психологии (В.М. Глушков). Они исходят из модели психики человека и возможности алгоритмизации человеческого разума. Однако задача состоит в переориентации исследований неалгоритмических моделей психики.

Таким образом, в современной психологии можно выделить две ориентации:

1) системное строение психики предполагает ее описание в терминах кибернетики и отождествление познавательных и информационных процессов (по крайней мере, в рамках когнитивной психологии);

2) представляется необходимым не отождествлять, а дифференцировать психологический и информационно-кибернетический подходы, различать познавательный и информационный процессы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: