Поведение. Деятельность

Память

Память представляет собой объект традиционно пристального внимания сторонников информационного подхода в психологии. Основным постулатом является то, что память есть система (Р. Клацки), включающая процессы приема информации, ее видоизменения (кодирования), хранения и извлечения. Память зависит от емкости, объема, кибернетических систем.

Система памяти (по Р. Клацки) состоит из ряда подсистем, которыми являются: внешний мир, сенсорный регистр, распознавание образов, внимание, подсистемы кратковременной и долговременной памяти. В частности, подсистема распознавания образов представляет собой две основные операции: а) операция сравнения, которая реализуется путем сопоставления с эталоном (гипотеза эталонов), сравнения с обобщенными схемами, конфигурациями (гипотеза прототипов) и сравнения с признаками (гипотеза признаков); б) операция принятия решения, то есть выбор решения из альтернатив по фиксированному критерию. Подсистема внимания — это частичное отбрасывание некоторой «лишней» информации.

В рамках информационного подхода реализуются и некоторые частные виды памяти, в частности, семантической и др.

К ограничениям данного представления о памяти можно отнести, то, что в нем не отражены, во-первых субъект памяти, то есть потребностно-мотивационная сфера, зависимость памяти субъекта от особенностей его деятельности; а во-вторых, такие важные виды памяти, как образная, словесно-логическая, моторная, аффективная (эмоциональная), произвольная/непроизвольная и др., а также развитие памяти.

Теория поведения Дж. Миллера, Ю. Галантера и К. Прибрама родилась как результат перенесения понятий кибернетики в область изучения поведения, абсолютизации аналогии между ЭВМ и организмом.

В отечественной психологии деятельность (поведение) понимается как феномен ориентировки, опосредствующий жизнь индивида (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин). Психологическое представление о деятельности конкретизируется через различение ее видов: теоретическая/практическая; внешняя/внутренняя; ориентировочная/исполнительская; творческая/рутинная. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что общность строения внутренней и внешней деятельности является одним из важнейших открытий отечественной психологии. Деятельность А.Н. Леонтьев связывал с мотивом, действия — с целью и условиями.

В информационном подходе единицей анализа деятельности стало действие и его дифференцирующий признак — ЦЕЛЬ. Цель в рамках информационного подхода представляет собой конечную ситуацию, полезный результат и осознанный образ. Здесь не наблюдается различий между терминами «целесообразность» и «целенаправленность». Категории «потребность» и «мотивация» в рассмотрение сторонниками информационного подхода не берутся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: