ВЕНТИЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ
До начала 80-х годов основным приводом, использующимся в промышленных роботах и в станках с ЧПУ, был электропривод постоянного тока. Однако, электродвигатели постоянного тока имеют ряд недостатков, связанных с наличием коллекторно-щеточного узла. Среди них - малый срок службы, например, у двигателей серий ДПР и ДПМ он составляет порядка 3000 час. Решить проблему существенного повышения ресурса двигателей постоянного тока возможно только заменой щеточно-коллекторного узла полупроводниковым коммутатором, выполняющим его функции. Сейчас во всем мире наблюдается тенденция перехода на такие бесконтактные электродвигатели, получившие название вентильных двигателей (конструктивно аналогичных электродвигателям синхронного типа). Вентильные электродвигатели находят применение для промышленных роботов, для привода подач станков с ЧПУ. Вентильные электродвигатели типа ДБ120-8 используются в составе мотор-колес транспортных роботов, а ВД типа ДБ60-10-4 предназначен для привода навигационной системы автономного робота.
Первые вентильные электродвигатели выполнялись с большим числом секций замкнутой обмотки якоря, расположенной на статоре, и полупроводниковым коммутатором (коллектором) /88/. В последующем перешли к 2-м, 3-м, и многофазным (4-16 фаз) обмоткам, соединенным в звезду /35/. Ротор электродвигателя выполнен с постоянными магнитами. В настоящее время наиболее распространены бесконтактные моментные электроприводы с электродвигателями типа ДБМ, электроприводы типа ЭПБ-1, ЭПБ-2 с электродвигателями типа ДВУ, электроприводы типа ПРБ-1 и ПРБ-2 с электродвигателями типа ДСТ. Среди зарубежных фирм, выпускающих вентильные электродвигатели, следует отметить Siemens (Германия), Fanuc (Япония), Poletti (Италия),
Отличительной конструктивной особенностью вентильных электродвигателей является наличие датчика положения ротора на валу машины, по сигналам которого происходит переключение фаз обмотки якоря с помощью полупроводникового преобразователя типа инвертора. Датчик положения служит для определения относительного положения осей полюса (магнита) ротора и статорных обмоток электродвигателя.
При замене механического коммутатора (коллектора со щетками) полупроводниковым коммутатором электродвигатель становится более надежным и долговечным, создает меньше радиопомех, в то время как у двигателя постоянного тока щетки быстро изнашиваются и имеет место значительное искрение и радиопомехи.
Датчик положения ротора может быть выполнен трансформаторного типа
/32, 46,79/, на базе датчиков Холла /35,82/, магниторезисторов и управляемых дросселей насыщения /35/, фотоэлектрического типа /82, 102/, могут быть использованы индукционные машины: микро-сины, индуктосины, редуктосины, вращающиеся трансформаторы /102/.
Вентильные электродвигатели являются одними из самых перспективных для приводов роботов. Имея характеристики, аналогичные характеристикам двигателей постоянного тока, вентильные двигатели являются бесконтактными. Существуют следующие схемы соединения многокатушечных обмоток статора вентильных электродвигателей:
- замкнутые с параллельным подключением катушек к источнику питания по типу обмоток машин постоянного тока:
- с последовательным подключением катушек к источнику;
- с лучевым соединением катушек.
Сравнительный анализ вентильных двигателей с различными схемами соединения
обмоток показывает:
- наибольший КПД, наименьшую массу, наилучшее использование активных
материалов, наименьшие пульсации момента вращения и соответственно угловой
частоты вращения обеспечивают замкнутые обмотки;
- наиболее просты по устройству коммутаторы в двигателях с лучевым соединением
фаз. При этом, пропорционально числу фаз увеличивается число чувствительных
элементов датчика положения и число транзисторов в коммутаторе. На практике
наиболее распространены двигатели с тремя катушками (фазами).
Некоторые сведения о бесконтактных вентильных электродвигателях представлены в табл. 15.3. Единой теории вентильных электродвигателей нет. Так, анализ вентильных двигателей малой мощности проводится с использованием методов исследования коллекторных машин постоянного тока (работы И.Е.Овчинникова, Н.И.Лебедева, И.А.Вевюрко, Ш.И.Лутидзе) /48/. В работах Л.А.Афанасьева, А.К.Аракеляна, А.Л.Дубенского вентильные двигатели рассматриваются с позиций синхронных машин с использованием уравнений Парка - Горева /49/. В /88/ разработаны теоретические основы обобщенного вентильного двигателя. На основе уравнений обобщенного ВД можно получить математическое описание любого из известных типов ВД.