Рис. 14. Распределение рабочего пространства оперативной памяти
Классы памяти
Рис. 13. Связывание при идентификации указанием
Рис. 12. Связывание при идентификации именованием
Элементом хранения
Связывание – это определение взаимосвязи между идентификатором объекта (именем или указателем на объект) и элементом хранения объекта.
При идентификации именованием существует статическая связь между именем объекта и его элементом хранения (рис. 12).
При идентификации указанием существует статическая связь между именем указателя и элементом хранения указателя. Между элементом хранения указателя и тем объектом, на который он указывает, устанавливается динамическая связь (рис.13).
Т.к. элемент хранения указателя содержит адрес объекта, в процессе выполнения программы один и тот же указатель может открывать доступ к различным объектам одного и того же типа (и атрибутам этих объектов).
Var op1, op2: Point; p: PPoint; Begin | |
Op1.X:=10; op1.Y:=20; | { заполнение атрибутов объекта op1 } |
Op2.X:=100; op2.Y:=200; | { заполнение атрибутов объекта op2 } |
P:=@op1; | { установка указателя p на объект op1 } |
Writeln(p^.X, p^.Y); | { p^.X =10, p^.Y =20 } |
P:=@op2; | { установка указателя p на объект op2 } |
Writeln(p^.X, p^.Y); | { p^.X =100, p^.Y =200 } |
3. время жизни объекта. КЛАССЫ ПАМЯТИ
|
|
3.1. Понятие “времени жизни” объекта
Все объекты программы подразделяются на статические и динамические. Эти категории определяются через понятие “ времени жизни” объекта. Объекты, продолжительность существования которых равна времени выполнения программы, называют статическими, а объекты, время жизни которых меньше времени выполнения программы, - динамическими. С понятием времени жизни [ГНС2] объекта связаны его создание и уничтожение. Объекты, идентифицируемые именем, всегда являются статическими. Статические объекты создаются на этапе компиляции программы, до окончания работы программы для них сохраняется однозначное соответствие между элементом хранения объекта и именем объекта, по окончании работы программы они прекращают свое существование. Динамические объекты идентифицируются только через указатели, создаются и уничтожаются они в процессе выполнения программы.
Распределение рабочего пространства оперативной памяти не является жестким, а происходит во время выполнения программы (см. рис. 14).
В нижних адресах располагаются системные программы. Выше располагается код исполняемого файла (файла с расширением.EXE), размер которого может превышать 64 К. Выполняемому файлу придается сегмент данных, размер которого не превышает 64 К. Далее располагается область системного стека, которая необходима для работы процедур и функций. Размер стека составляет не более 64 К. Стек заполняется от своей верхней границы по направлению к началу. Размер стека может быть назначен директивой $M. Выше стека располагается буфер для работы оверлеев – перекрывающихся частей программы. В верхних адресах оперативной памяти размещается куча (heap), необходимая для работы с динамическими объектами программы. Размером кучи пользователь может управлять при помощи директивы $M, которая имеет следующий формат:
|
|
{$M < stacksize >,< heapmin >,< heapmax > } – установить размеры памяти.
¨ < stacksize > - размер стека, изменяется от 1024 до 65520 байт;
¨ < heapmin > - минимальный размер динамической памяти, изменяется от 0
до 655360 байт;
¨ < heapmax > - максимальный размер динамической памяти, изменяется от
< heapmin > до 655360 байт.
Размеры памяти по умолчанию - {$M 16384,0,655360}.
Создание объекта следует рассматривать как выделение памяти под его элемент хранения. Согласно такому подходу рабочее пространство оперативной памяти подразделяется на три класса: статическая память, автоматическая память, динамическая память.
Статической памятью является сегмент данных размером не более 64 Кбайта, который выделяется каждой выполняемой программе. Элементы хранения объектов в статической памяти располагаются подряд в порядке их объявления в глобальной области программы.