Материализм и сенсуализм Нового времени

Важнейшей чертой эпохи Просвещения стало развитие материалистических концепций. Еще сенсуализм (от лат. sensus — «чувство, ощущение, смысл») поставил во главу угла опыт, чувство. Это хорошо выразил еще Д. Локк, который сказал: «Нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве». По мнению сенсуалистов, опыт формирует личность. Именно они сделали своим девизом высказывание Альберта Великого — «Tabula rasa» — «Чистая доска». Душа человека подобна чистой доске, которую природе только предстоит заполнить. Сенсуалисты отрицали врожденные идеи, целиком полагаясь на опыт.

Не менее значительным стало в эпоху Просвещения и материалистическое направление. Следует отметить, что материализм и сенсуализм Нового времени не находились в противоречии.

Часто материализм Нового времени характеризуют как механистический, поскольку мыслители этого периода придавали законам механики и твердых тел зачастую всеобъемлющий характер.

Одним из ярких представителей такого механистического материализма является Жюльен Ламетри. Уже в первой своей работе «Трактат о душе» (1745) он отстаивал механистический материализм, за проповедь которого был изгнан из Франции. В 1748 г. он анонимно опубликовал свой самый знаменитый труд «Человек-машина». Человек, по мнению философа, это некий автономный механизм, которого для существования необходимо лишь питание. Человек — это олицетворение непрерывного движения. Однако человек не простая машина — в отличие от механизма человек способен чувствовать. А т.к. животные (другие машины) также питаются, следовательно, подобны человеку, следовательно, способны чувствовать. Здесь Ламетри отступает от идей Декарта, отказывавшему животным в способностях чувствовать и обладать разумом и душой.

Исходя из сенсуалистских позиций, Ламетри признает существование материи. Материя — это некая субстанция, которая обладает постоянной способностью к движению. Способностью чувствовать материя начинает обладать в организованных телах. Человек — это наиболее организованное тело, а потому обладает способностью более глубоко чувствовать и говорить, в отличие от животного.

Глава французских просветителей Дени Дидро учил о материи, которая понималась им как вечная, несотворимая и единая. Исходя из позиций Локка Дидро так же утверждал принципиальную познаваемость мира. Большое внимание Дидро также уделял биологическим процессам.

Согласно Клоду Гельвецию мир материален, бесконечен во времени и пространстве и находится в постоянном движении. Сознание является высшим свойством материи, пиком ее организации.

Крупнейшим систематизатором французского материализма выступил Поль Гольбах («Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» 1770). В мире ничего не совершается без при­чины. Всякая причина производит некоторое следствие. Следствие само стано­вится причиной, порождая новые явления. Таким образом, природа — это необъят­ная цепь причин и следствий, беспрерывно вытекающих друг из друга. Общее движение в природе порождает движение отдельных тел и частей тела, а последнее, в свою очередь, поддерживает движе­ние целого. Так складывается закономерность мира. Следовательно, Гольбах пришел к выводу о всеобще материальной обусловленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: