Диалектико-материалистическая концепция мира

Диалектико-материалистическая концепция мироздания получила свое наиболее яркое и всестороннее развитие в марксистско-ленинской философии. Марксистско-ленинская философия продолжает традициюматериалистического монизма. Это значит, что она при­знает в качестве основы бытия материю.

С самого зарождения европейской философии мыслителей интересовала природа материи. Первые философы Древней Греции пытались выявить какое-либо одно первоначало мира (вода, воздух, огонь, земля, апейрон). Отличие диалектического материализма от предыдущих философских систем заключается в совершенно ином определении материи. Еще Ф. Энгельс в «Диалектике природы» говорил о том, что материя — это философская абстракция, понятие, посредством которого обозна­чается многообразие природных явления и процессов. Наиболее устойчивое определение материи дал В.И. Ленин в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя есть философская ка­тегория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Категория материив диалектическом мате­риализме возведена на уровень субстанции. Все многообразие бы­тия диалектический материализм рассматривает как производные от материи виды и формы ее проявления.

Неотъемлемые свойства субстанции в философии называютсяатрибутами. Диалектический материализм в качестве атрибутов материи рассматривает движение, пространство и время. Рассмотрим эти атрибуты материи поподробнее.

Диалекти­ческий материализм рассматриваетдвижение как способ существования материи. В мире нет и не может быть движения без материи, как и материи без движения. Быть — значить быть в движении. Неподвижное бытие невозможно. Мы можем говорить только об относительном покое, об относительном устойчивом состоянии материального мира. Например, камень, лежащий на земле, находится в состоянии покоя по отношению к Земле, но он находится в состоянии движения вместе с Землей. Кроме того, камень не просто лежит на земле — он давит на нее, т.е. воздействует на нее (равно как и она на него). Поэтому по­кой относителен, ибо его проявление зависит от системы отсчета, в то время как движение абсолютно.

В диалектике движение понимается как абсолютный способ существования материи, которая существует в бесконечно многообразных видах и формах. Материя находится в постоянном движении, значит, находится в процессе не­прерывного изменения. Следовательно, источник движения следует искать не вне материи, ав ней самой. Мир, Вселенная при таком подходе представляет как самоизменяющаяся, саморазвивающаяся целостность.

Для уточнения вопроса об изменении в диалектическом материализме строится концепция типов изменчивости. Выделяются количественные и качественные изменения.

Количественные изменения связаны с переносом материи или энергии, однако не предполагают изменения структуры объектов, при количественных изменениях качество объекта остается неизменным для внешнего наблюдателя.

Качественные изменения, напротив, связаны с преобразованием внутренней структуры объекта.

Последовательные, необратимые качественные изменения называются развитием. Развитие, в свою очередь, может быть одноуровневым, прогрессивным или регрессивным.

Прогресс — развитие, сопровождающееся повышением уровня организации объекта или системы, переход от менее совершенного к более совершенному, от низшего к высшему.

Регресс — развитие, сопровождающиеся понижением уровня организации объекта или системы, переход более совершенного к менее совершенному, от высшего к низшему.

Диалектический материализм, как в период своего формирования, так и в настоящее время, опирается на определенную научную картину мира. Естественно-научной предпосылкой формирования диалектического материализма послужили три великих открытия:

1) закона сохранения энергии, утверждающего неуничтожимость энергии, ее перехода из одного вида в другой;

2) установление клеточного строения живых тел, когда было доказано, что клетка является элементарной структурной единицей всего живого: растений, животных, микроорганизмов;

3) теория эволюции Ч. Дарвина, обосновавшего мысль о естественном происхождении и эволюции жизни на Земле, а также поло­жение о естественном происхождении в процессе этой эволюции че­ловека.

Ф. Энгельс в «Диалектике природы», обобщив достижения есте­ственных наук, создает свою классификацию форм движения мате­рии. Он выделяетпять форм движения материи: механическую (движение тел), физическую (движение атомов), химическую (движение молекул), биологическую (движение белков) и социальную (движение индивидов и общностей). Все формы движения материи связаны друг с другом, но отличаются по степени сложности. Более сложные формы возникают на базе менее сложных, но не являются их простой суммой, а имеют свои особенные свойства, которые придают специфику данным формам движения. При определенных условиях формы движения материи переходят друг в друга.

Развитие естествознания существенно скорректировало предложенную Ф. Энгельсом концепцию форм движения материи. Советский философ Б. Кедров исключил из классификации механическую форму движения на том основании, что механическое движение не является самостоятельной формой, а есть результат взаимодействия нескольких структурных уровней организации материи. Кроме того, механическое движение, которое Ф. Энгельсом считал самым простым, оказалось на деле не менее сложным, чем другие. В концепции Б. Кедрова физическая форма движения распалась на субатомарную и супратомную, соответствующие микро- и макроуровням физических процессов. Биологическая форма движения, в свою очередь, также преобразовалась в сложную иерархию, состоящую из нескольких уровней: доклеточного, клеточного, многоклеточных организмов, популяций, биоценозов. Изменилось также представление о материальных носителях разных форм движения.

Другими не менее важными атрибутами материи, как отмеча­лось выше, диалектический материализм признает пространство и время. Если движение материи выступает в качестве способа, то пространство и время рассматриваются в диалектическом материализме как объективные формы существования материи.

Если субъективистский подход рассматривает пространство и время как внутренние способности человека, то диалектический понимает пространство и время как объективные формы бытия, независящие от сознания человека.

Наиболее ранней версией субъективистской концепции времени были идеи Августина Аврелия, который считал, что время — это человеческий способ обозначения изменения, и поэтому в объективном смысле не существует. Именно ему принадлежит знаменитое выражение: «Пока меня не спрашивают, что такое время, я прекрасно знаю, что это такое. Но когда меня спрашивают, я не знаю, что сказать».

Самая известная субъективистская концепция пространства и времени принадлежит И. Канту, которые, по его мнению, являются априорными формами чувственности, с помощью которых познающий субъект упорядочивает хаос чувственных впечатлений: пространство — это априорная форма внешнего чувства, позволяющая систематизировать внешние ощущения, время — это априорная форма внутреннего чувства, систематизирующая внутренние ощущения.

Г. Лейбниц считал, что пространство и время — это особые отношения между объектами и процессами и независимо от них не существуют. Г. Гегель указывал на то, что движущаяся материя, пространство и время связаны друг с другом, а с изменением скорости протекания процессов меняются и пространственно-временные характеристики. Г. Гегель в частности утверждал, что мы не можем обнаружить никакого пространства, которое было бы самостоятельным пространством, любое пространство — это всегда наполненное пространство.

Первые идеи о пространстве, которые можно характеризовать как реляционные (т.е. имеющие относительный характер), связаны с именем Аристотеля. Аристотель критиковал Демокрита и отрицал существование пустоты. Пространство, по его мнению, есть система естественных мест, занимаемых материальными объектами.

В законченном виде реляционная концепция пространства и времени сложилась после создания общей и специальной теорий относительности А. Эйнштейна и неевклидовой геометрии Н. Лобачевского.

Пространство и время связаны друг с другом, составляют единый пространственно — временной континуум. Физическим пространству и времени приписываются определенные характеристики. Общими и для пространства, и для времени являются свойства объективности и всеобщности. Пространство и время объективны, так как существуют независимо от сознания. Всеобщность означает, что эти формы присущи всем без исключения формам материи на любом уровне ее существования. Помимо этого, у пространства и времени есть ряд специфических характеристик.

Пространству приписываются свойства протяженности, изотропности, однородности, трехмерности. Протяженность предполагает наличие у каждого материального объекта определенного местоположения, изотропность означает равномерность всех возможных направлений, однородность пространства характеризует отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а трехмерность описывает тот факт, что положение любого объекта в пространстве может быть определено с помощью трех независимых величин.

Трехмерность пространства является условием того, чтобы в мире существовало что-то устойчивое и равновесное, следовательно, чтобы вообще что-то существовало.

Разъясним это обстоятельство на следующем примере. Известно, что сила тяготения определяется по формуле: F = Mm/R2.

Эта формула означает, что сила притяжения прямо пропорциональна произведению масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния. Степень при расстоянии определяется по формуле n = N-1, где N - число измерений пространства. Это число равно 3, поэтому степень при расстоянии в формуле тяготения равна 2.

Теперь представим, что пространство не трехмерно, а четырехмерно. Степень при расстоянии была бы равна кубу — R3, знаменатель был бы больше, сила тяготения соответственно бы уменьшилась и не смогла бы удерживать планеты вокруг звезд, сами планеты и звезды рассыпались бы в пространстве, потому что их вещество тоже не смогло бы удерживаться вместе в виде тел определенного объема. Мир был бы пуст.

Представим также, что пространство двухмерно. Степень при расстоянии была бы равна единице — R, знаменатель бы уменьшился, а сила тяготения увеличилась, планеты упали бы на звезды, но и звезды сжались бы под действием сил тяготения в точки, которые в свою очередь стремились бы слиться в одну сверхплотную точку. В мире не существовало бы ничего определенного и устойчивого.

Таким образом, лишь в трехмерном пространстве возможно образование планетных систем, следовательно, жизни, следовательно, возможен человек с его сознанием и мышлением.

Пространство обратимо. Это означает, что можно всегда вернуться в то же самое место, разумеется, если оно уже не занято другим телом. Я могу, например, читая эту лекцию, двигаться по аудитории от стола к доске и обратно к столу.

Физическому времени приписываются свойства длительности, одномерности, необратимости и однородности. Длительность интерпретируется как продолжительность существования любого материального объекта или процесса. Одномерность означает, что положение объекта во времени описывается единственной величиной. Однородность времени, как и в случае с пространством, означает отсутствие каких-либо выделенных фрагментов. Необратимость времени, т.е. его однонаправленность от прошлого к будущему, скорее всего, связана с необратимостью некоторых фундаментальных процессов и характером законов в квантовой механике. Кроме того, существует причинная концепция обоснования необратимости времени, согласно которой если бы время было обратимо, то причинная связь оказалась бы невозможной.

3. Религиозно-идеалистическая картина мира: эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена

Диалектико-материалистической картине мира в определенной степени противостоит религиозно-идеалистическая интерпрета­ция мироздания. Наиболее показательной в этом отношении является кон­цепция«эволюционно-космического христианства» Пьера Тейяра де Шардена (1881—1955).

Концепция «эволюционно-космического христианства» Тейяра де Шардена базируется на принципах религиозно-идеоло­гического монизма, эволюционизма и универсализма. Субстанцией всего мироздания, по мнению французского мыслителя, является Бог. Бог — это средоточие, источник, центр мира, та исходная точка, от которой начинаются и к которой сходятся все реальности бытия. Каждый элемент этой реальности зарождается и пребывает в Боге. Бог настолько имманентен миру, растворен в нем, что весь мир представляет собой Божественную среду.

Мир, согласно концепции Тейяра де Шардена, постоянно на­ходится в процессе изменения, развития от простого к сложному, от низшего к высшему. Он отмечает также взаимосвязь количественных и качественных изменений и считает, что появление нового качества нельзя объяснить, если не ввести в естественную историю понятия «скачка» как критической точки изменения состояний, через который последующий этап эволюции отрицает предшествующий.

Основными критическими точками процесса развития мира выступают у Тейяра следующие этапы: неорганическая природа («преджизнь»), органическая материя («жизнь»), духовный уровень («ноосфера») и Бог («точка Омега»). Таким образом, вещество, постепенно увеличивая степень организованности и самоконцентрации, эволюционирует в мысль, а мысль, следуя этим же путем, неизбежно развивается в Дух.

Решающее значение Тейяр придает третьему этапу эволюции, свя­занному со становлением и развитием человечества. Человек, со­гласно его учению, есть звено в биологической эволюции, связанное с предшествующими этапами. Однако он занимает совершенно ис­ключительное место в мироздании, потому что на этом уровне возни­кает высшая форма в развитии мира — мысль, сознание, духовность. До появления человека с его уникальной способностью к мыш­лению все в мире было разобщено, и это разобщение постоянно уси­ливалось. Человек же через свою деятельность постоянно осуществ­ляет высший синтез всего существующего, создает новую сферу — сферу духа. Эту сферу Тейяр назы­ваетноосферой — мыслящим пластом Земли.

В ноосферном учении Человек предстаёт укоренённым в Природу, а «искусственное» рассматривается как органическая часть и один из факторов (усиливающийся во времени) эволюции «естественного». Человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную силу. Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры».

Следует отметить внутреннее противоречие в установках христианского эволюционизма. Христианский эволюционизм стремится построить картину мира на основе ис­пользования диалектической методологии. Однако диалектический подход требует признания ненаправленного бесконечного самораз­вития субстанции. В концепции же Тейяра процесс эволюции носит замкнутый характер. Он начинается в определенной точке — точке «Альфа» и завершается в точке «Омега» — христогенезе. Таким об­разом, концепция Тейяра остается в рамках основных установок христианского мировоззрения: креационизма, антропоцентризма, провиденциализма и эсхатологизма.

Контрольные вопросы:

1. В чем суть проблемы бытия?

2. Какой отдел философского знания занимается изучением проблемы бытия?

3. Вспомните и дайте характеристику учениям крупных философов относительно вопросов онтологии (античность, Средние века, Новое время, немецкая классическая философия, иррационализм).

4. Расскажите о категориях материи.

5. Что такое форма материи и способ существования материи?

6. Какой подход в решении проблемы бытия вам близок - религиозный или научный?

7. Что такое детерминизм?

8. Кто является основателем материалистического подхода в решении проблемы бытия?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: