Я-концепция и её компоненты. Реальная и идеальная Я-концепции. Формирование и развитие Я-концепции

Я-КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Кто Вы? Поскольку Вы – уникальное и сложное создание, у Вас есть много возможностей дописать предложение "Я - …". (Вы могли бы дать пять ответов на этот вопрос? Каких?) взятые вместе, эти ответы и дадут то, что называется Вашей Я-концепцией.

Я-концепция – это относительно устойчивая, осознанная система знаний и представлений индивида о самом себе, система установок относительно собственной личности, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. По выражению немецкого психолога В. Нейбауэра, Я-концепция – это "теория самого себя".

Я-концепция содержит следующие компоненты:

1) когнитивный – представления и знания о своих способностях, внешности, социальном статусе, значимости для окружающих, индивидуальных побуждениях, целях и намерениях, и т. д.

Так, девушка, "знающая" о себе, что она красива, будет уверенно вести себя с представителями другого пола, даже если это "знание" внушили ей явно необъективные любящие родители. Подросток, "знающий", что супермодные джинсы в его среде котируются как атрибут личностной состоятельности, будет ожидать своего личностного принятия от окружающих уже в силу того, что на нём соответствующая обновка.

Восприятие человеком самого себя, убеждения, с помощью которых он определяет самого себя, представляют собой шаблоны сознания – Я-схемы. Наши Я-схемы – наше восприятие самих себя как спортивных, слишком толстых, умных или каких-либо ещё – активно влияют на то, как мы обрабатываем информацию.

Если занятие спортом является центральной частью Вашей Я-концепции, то Вы, скорее всего, будете обращать внимание на то, насколько натренированы фигуры других людей и какие спортивные навыки они демонстрируют. Вы будете без труда вспоминать эпизоды, связанные со спортом, и живо интересоваться информацией, соответствующей этой Я-схеме.

2) эмоционально-оценочный – позитивные или негативные чувства (самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т. д.), сформированные в результате сопоставления эталонных ценностей с индивидуальными качествами.

3) поведенческий (волевой) – последовательность самореализации, стремление сохранять свои базовые качества независимо от ситуации, следование своей жизненной стратегии, стремление быть понятым, завоевать симпатии окружающих, укрепить их положительное отношение к себе.

В самом общем виде принято выделять две формы Я-концепции – реальную и идеальную. Однако возможны и более частные её виды, например, профессиональная Я-концепция, которая также может быть реальной и идеальной.

Понятие "реальная" отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь – представление личности о себе, о том, "какой я есть". Идеальная же Я-концепция (идеальное "Я") – это представление личности о себе в соответствии с желаниями ("каким бы я хотел быть").

Реальная и идеальная Я-концепции в большинстве случаев различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным следствиям: с одной стороны, оно может стать источником внутриличностных конфликтов, с другой стороны, может способствовать совершенствованию личности, её стремлению к развитию.

Формирование, развитие и изменение я-концепции обусловлено факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции.

Наиболее фундаментальным является влияние семьи. Причём это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или доминирующей) социальной средой ребёнка, но и в дальнейшем. С возрастом всё более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах.

Социальные факторы, влияющие на Я-концепцию:

- социальные роли, выполняемые личностью,

- социальная идентификация,

- социальные сравнения,

- успехи и неудачи личности,

- мнения окружающих о личности,

- культура, к которой принадлежит личность.

Социальная роль – совокупность действий и отношений, предписанных различным участникам в социальном окружении, представление о предписанном шаблоне поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации на основании занимаемой им в социальном или профессиональном взаимодействии позиции. Роль задаёт права и обязанности человека в соответствующих ситуациях, определённую модель поведения.

Приступая к исполнению новой роли – студента колледжа, родителя или продав­ца, - мы поначалу можем чувствовать себя "не в своей тарелке". Однако посте­пенно наше представление о себе впитывает то, что вначале было лишь игрой, ро­лью в театре жизни. Например, исполняя те или иные роли, мы можем начать высказываться в поддержку того, о чем прежде вообще не задумывались.

Я-концепция включает не только персональную идентичность (представление о своих личных качест­вах), но и социальную. Социальная идентификация (социальные определения "Я") – расовая и конфессио­нальная принадлежность, пол, будущая специальность и т. д. – подразумевают определение того, представителем каких социальных групп вы являетесь в обществе.

Будучи частью какой-либо небольшой группы, входящей в состав более мно­гочисленной группы, мы довольно часто отчетливо сознаем свою социальную идентичность; когда же наша группа является большинством, мы реже задумыва­емся над этим. И единственная женщина в группе мужчин, и единственный кана­дец в компании европейцев осознают свою уникальность. Единственный черно­кожий студент в группе, где все остальные – белые, так же как и единственный белый студент в окружении чернокожих товарищей, острее ощущает свою этни­ческую идентичность и реагирует соответственно.

Социальные сравнения – один из способов определения личностью оценки своих качеств и своей принадлежности к различным социальным группам.

Каким образом мы решаем, что можем считать себя богатыми, умными или низ­корослыми?

Окружающие нас люди помогают нам вырабо­тать некий стандарт, с помощью которого мы определяем себя как богатых или бедных, умных или глупых, высоких или низкорослых. Сравнивая себя с окру­жающими, мы решаем, чем отличаемся от них. В жизни мы на каждом шагу сталкиваемся с социальными сравнениями. В при­сутствии невзрачных людей мы чувствуем себя красивыми, в присутствии глу­пых – умными, в присутствии бессердечных – заботливыми.

Социальное сравнение помогает объяснить, почему учащиеся склонны иметь более высокое мнение о своих способностях, если среди их соучеников лишь единицы могут быть названы исключительно одаренными людьми. Исследования подтверждают, что многие выпускники средней школы, закончившие ее в числе лучших и уверенные в своих академических способностях, поступив в крупные, престиж­ные университеты, где много таких же отличников, как они сами, начинают чув­ствовать угрозу самоуважению. Лучше быть первым на деревне, чем последним в городе!

Успехи и неудачи, прежитые личностью, служат материалом для построения Я-концепции. Поставить перед собой трудные, но достижимые цели и вы­полнить намеченное –значит почувствовать себя более компетентным. Делать максимум возможного и достигать поставленных целей – значит чувствовать себя более уверенным в себе и способным.

Примеры:

- Женщины, которые овладели навыками, необходимыми для защиты себя от посягательств насильника, чувствуют себя менее уязвимыми; они более спокойны и лучше кон­тролируют ситуацию.

- Успех в научных изысканиях под­нимает самооценку студентов относительно своей пригодности для научной дея­тельности, что, в свою очередь, нередко стимулирует их работать еще усерднее и добиваться еще более впечатляющих успехов.

Принцип "успех питает самоуважение" привел неко­торых исследователей к вопросу: можно ли посредством позитивных "посланий" типа "Ты же молодец!", "У тебя все получится!" повышать самоуважение и сти­мулировать достижения?

Действительно, низкое самоуважение иногда создает проблемы. По сравнению с теми, кто недооценивает себя, уверенные в себе люди более счастливы; они об­ладают более устойчивой нервной системой, реже болеют язвой желудка и стра­дают от бессонницы, среди них меньше алкоголиков и наркоманов, и они более мужественно переносят неудачи.

Однако, считают критики подобной трактовки, по меньшей мере равновероятно и диаметрально противоположное объяснение: проблемы и неуда­чи ведут к низкой самооценке. Реальность первична, чувства – вторичны. По мере того как мы преодолеваем трудности и приобретаем навыки, наши успехи "вскармливают" более оптимистичную установку и большую уверенность в себе. Дети приобретают самоуважение не только благодаря тому, что их хвалят, но и благодаря достижениям, за которыми стоит упорный труд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: