Наука как специализированная форма познания. Понятие научной рациональности

Ведущую роль в становлении и развитии современного общества, цивилизации сыграла и продолжает играть наука. При этом общество воспринимает науку неоднозначно: с одной стороны, признается несомненная заслуга науки в преодолении «цивилизационных проблем» (болезни, проблема источников энергии и т.д.), с другой стороны, современный человек отчетливо осознает антигуманные последствия НТР. Бесспорные успе­хи научного познания привели к распространению в общественном сознании неоправданно завышенных оценок возможностей науки, культа научного познания.

Одним из направлений «философии науки» является неокантианство. Неокантианство стремилось возродить некоторые важные прин­ципы философии Канта. Это философское течение зародилась в 60-х гг. XIX столетия в Германии. Пик его популярности приходится на ко­нец XIX — начало XX века. В рамках неокантианства выделяются две философские школы, получившие свое название от имени университетских цент­ров, где работали их представители: Марбургская и Баденская.

Для обеих школ присущ ряд общих установок:

1) по­ложительная оценка наследия Канта как учения, с помощью которого, можно в современных усло­виях решить насущные проблемы науки и общественной практики;

2) ориентация на исследование методов научного познания, понима­ние философии как критической теории науки;

3) приверженность трансцендентальному методу истолкования действительности, в соответствии с которым познание понимается не как отражение дей­ствительности и не как описание реальности, а как деятельность по созданию предмета познания вообще, и науки, в частности.

Видное место в разработке методологии научного познания принад­лежит позитивизму (от лат. positivus — «положительный»). Позитивисты считают, что философия ув­леклась никому не нужными, оторванными от реальной жизни ме­тафизическими изысканиями и спорами. Необходимо сосредоточить свое внимание на «позитивном» в человеческом знании и познании. Что такое позитивное? Это данное, фактическое, то, что может и должно быть подвергнуто верификации, т.е. подтверждению, проверке — связным логическим доказательством или опытом, экспериментом. Эта проверка должна носить общезначимый характер.

Позитивизм возник в 30—40-ее гг. XIX в. во Франции. Родоначальником этого философского течения является Огюст Конт (1798—1857). Идеи Конта заимствовали и развили в Англии Герберт Спенсер и Джон Стюарт Милль, в России — П. Л. Лавров, Н. К. Ми­хайловский и др. В своей истории позитивизм выявляет три этапа.

Первый этап. О. Конт сформулировалзакон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека. Первая,теологическая стадия все явления объясняет на основе религиозных представлений, вторая —метафизическая, заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Задача этой стадии критическая: разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию —позитивную. Позитивизм понимает свое предназначение как критику ненаучного знания, основное острие этой критики направлено про­тив метафизического подхода. Наука больше не нуждается в стоящей над ней философии, а должна опираться сама на себя.

Второй этап. В центре позитивизма вдруг оказываются неожиданные для него вопросы: о при­роде познания, об отношении субъекта и объекта, о взаимоотноше­нии психического и физического, о характере и истоках «опыта» и т. д. Так возник второй этап в развитии позитивизма —эмпириокри­тицизм (критика опыта). Наиболее яркими и известными представителями этого этапа являются Эрнст Мах (1838—1916) и Рихард Авенариус (1843—1896).

Третий этап в развитии позитивизма —неопозитивизм — начинается в 20-е гг. XX в. К неопозитивизму обыкновенно относятся: Мориц Шлик (1882—1936), Людвиг Витгенштейн (1880—1951), Рудольф Карнап (1891—1970), Бертран Рассел (1872—1970).

Неопозитивисты упрекают традиционную философию в неясности рассуждений, в излишней усложненности языка, в оперировании полумистическими понятия­ми типа «чистый разум», «абсолютная идея» и т. д. Философия, по мнению неопозитивистов, должна быть коренным образом преобра­зована. К ней необходимо предъявить строгие требования, которые божились в современном естествознании и математике.

Постпозитивистскую стадию в разработке проблем методологии науч­ного познания наиболее ярко представляет критический рационализм. Основные представители: К. Поппер (1902—1988), Т. Кун (род. 1922 г.), И. Лакатос (1922—1974), П. Фейерабенд (род. 1924 г.).

К. Поппер исходил из предпосылки, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и в то же время не сводимы к наблюдениям. А это означает, что эти законы не верифицируемы. Науке, по мнению К. Поппера, нужен другой принцип — не принцип верификации, а принцип фальсификации, то есть не подтверждение на истинность, а опро­вержение неистинности.Фальсификация, по Попперу, это принци­пиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого утверждения, относящегося к науке.Истинным является такое высказывание, кото­рое не опровергнуто опытом.

Кун исходит из представления онауке как социальноминституте, в котором действуют определенные социальные группы и организации. Главным, объединяющим началом сообщества ученых является единый стиль мышления, признание данным сообществом определенных фундаментных теорий и мето­дов исследования. Эти положения, объединяющие сообщество уче­ных, Кун назвал парадигмой.

Близкую по смыслу теорию развития науки представил профессор Лондонской экономической школы И. Лакатос. Основной структур­но-динамической единицей его модели науки является научно-исследовательская программа. По характеристике Лакатоса, исследо­вательские программы являются величайшими научными дости­жениями и их можно оценивать на основе прогрессивного или рег­рессивного сдвига проблем.

Наиболее радикальные позиции в критическом рационализме занимает американский философ П. Фейерабенд. Фейерабенд выдвинул методологический принцип пролиферации (размножения) теорий. Согласно этому принципу, уче­ные должны стремиться создавать теории, несовместимые с уже су­ществующими и признанными. Создание таких альтернативных тео­рий способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки.

В отечественной философии проблемы научной рациональ­ности разрабатываются в рамках исследовательских программ философии и методологии научного познания В. С. Степиным, В. С. Швыревым, П. Ф. Юдиным и др.

Эмпирический и теоретический типы познания различаются по методам исследовательской действительности. Основными методами эмпирического исследования являются наблюдения, реальный эксперимент, описание и др. В теоретическом же исследовании применяются такие методы, как идеализация (построение идеализированного объекта), методы построения теории (аксиологический, гипотетико-дедуктивный, метод восхождения от абстрактного к конкретному и т.д.).

В.С. Швырев говорит об опасности превращения теоретических конструкций из средств адекватного постижения мира в догматичес­кую преграду, что может проявиться в двух тесно связанных между собой формах:в форме то­талитаристской идеологии и в форме конформистского сознания (соглашательского, приспособленческого).

Рациональным поведением, с точки зрения конформистского сознания, является решение задач в непреложно заданных рамках внешней социальной детерминации. Рациональность при этом связы­вается исключительно с адаптивным, приспособленческим поведением.

Контрольные вопросы:

1. Какой отдел философии занимается решением проблемы познания?

2. Какие философские подходы в решении проблемы познания вам известны?

3. В чем состоит суть позитивизма?

4. Сколько этапов прошел позитивизм? Дайте им характеристику.

5. В чем суть постпозитивизма?

6. В чем разница между позициями Лакатоса, Куна, Поппера, Фейерабенда?

7. В чем специфика научного знания?

8. Какие формы познавательной деятельности вам известны?

9. В чем отличие истины от заблуждения, веры от знания?

10. Дайте определение истины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: