Истина и заблуждение, знание и вера

Проблема истины — центральная в гносеологии. Интерпретация этой темы требует ответа на два вопроса: 1) о средствах и путях достижения истины, т.е. о познавательных способностях человека; 2) о формах существования истины.

Общепризнанной в рамках гносеологизма является классическая концепция, в которой истина понимается как соответствие знаний действительности. Классическое представление об истине разделяют и материалисты, и идеалисты. Различие в материалистической и идеалистической трактовках проходит по вопросу о том, что такое действительность. Если бытие понимается как материя, то реализуется материалистический вариант классической концепции истины, если бытие понимается как сознание, дух, то — идеалистический.

В классической концепции истине приписывается ряд характеристик.

Объективность истины предполагает независимость содержания истинного знания от познающего субъекта. Если по содержанию истина объективна, то по форме она всегда субъективна. Истинное знание существует только через человека и выражается в субъективной, индивидуальной форме. Субъективность истины связана с пониманием ее как свойства знания, а не самого бытия, существующего вне субъекта.

Абсолютность истины понимается как ее полнота, безусловность и окончательность. Абсолютно истинным считается такое знание, которое сохраняет свое содержание в любую историческую эпоху. Это идеал знания. В качестве такого идеала абсолютная истина существует как нормативный, регулятивный принцип познавательной деятельности, но не как реальное содержание знания.

В реальном познании истина существует в относительной форме. Относительность истины означает ее неполноту, незавершенность, условность. В истине есть такие компоненты, которые в процессе развития знания устраняются или ограничиваются определенной сферой своего применения.

Единство относительности и абсолютности, объективности и субъективности в знании определяет еще одно свойство истины — динамичность. Истина динамична, поскольку абсолютное в ней существует через относительное, а объективное через субъективное. Поэтому следующее свойство истины — процессуальность. Истина существует в движении — не как окончательный результат познания, а как сам процесс познания, последовательное преемственное движение познания от менее совершенных форм к более совершенным.

Конкретность истины означает, что не существует неизменной для всех ситуаций истины, истинное знание спроецировано на те обстоятельства, в которых оно получено, на условия места и времени. Конкретность истины связана с ее относительностью.

Тема разграничения истины и знания чрезвычайно важна для гносеологии. Понятия «знание» часто неправомерно отождествляется с понятием «истинное знание».

Конечно, всякая истина есть знание, но не всякое знание есть истина. Знание может существовать и в форме заблуждения. Категория «знание» характеризует принадлежность определенной информации человеку и частичную осознанность этой информации. Знание в форме заблуждения это информация о том, чего нет в действительности, но что человек мыслит или представляет как действительное. Понятно, что знание в форме заблуждения не имеет отношения к истине, противостоит ей, но при этом остается знанием.
Отождествление истинного знания и научного знания также неправомерно. Наука, ориентируясь на получение объективного истинного знания, включает в себя массу неистинного. Неистинным или недоказанным является гипотетическое научное знание, недоказанные теоремы, парадоксы и т.п. Однако такого рода знание, несмотря на свою возможную неистинность, не может быть исключено из науки. Как раз за счет гипотетического, парадоксального знания, требующего дополнительной проверки и уточнения, происходит развитие науки. Стоит добавить, что истина может существовать не только в форме научного знания, но и во вненаучной форме: в обыденном знании, религии, искусстве, философии.

Отдельно следует затронуть комплекс таких понятий как вера и убеждение.

Проблема роли веры и убеждения в познании может рассматриваться, прежде всего, с позиций места в познавательном процес­сесубъективно-личностных факторов.

Убеждение и вера с психологической точки зрения проявляет­ся одинаково. Они представляют собой субъективно-личностное отношение человека к объективно неоднородному знанию. Вера и убеждение предполагают определенное эмоцио­нально-волевое отношение к познаваемому объекту: в каждой из этих форм наличествует момент волевого выбора, преодоление со­мнения, обретения состояния психологической стабильности. Это проявляется, например, в готовности человека отстаивать свои убеждения, принимать практические решения.

Но наряду с общими психологическими характеристиками убеждение и вера различаются как по предмету применения, так и по основаниям принятия решения.Убеждение — это выражение внутренней уверенности субъекта в истинности идеи.Предметом убеждения являются логически обоснованное и практическипод­твержденноезнание о действительности.

Знание и убеждение — однопорядковые явления. Знание в теоретической форме выражает объект действительности. Убеждение же переводит этот объект в практическую сферу. Оно служит необходимым средством реали­зации знаний, создает целеустремленность, эмоциональное возбуж­дение, которое необходимо для практической реализации идеи. В случае убеждения объективно истинное знание переходит во вну­треннюю уверенность человека, которая толкает, психологически настраивает его на практическое действие. Таким образом, убежде­ние можно истолковать как объективную истину, оплодотворенную волей, чувствами и стремлениями человека.

Предметом же веры могут быть только те идеи, которые еще не получили достаточного логического обоснования и не подтверждены практикой, т. е. не имеют значения объективных истин. Таким образом,вера,в отличие от убеждения,имеет в качестве своего предмета гипоте­тические положения. Однако между логи­ческими и эмпирическими предпосылками веры и содержанием самой веры имеется разрыв, преодоление этого разрыва осуществля­ется на основе волевого выбора, интуиции и других нерациональных форм познания. Проблема состоит в том, как объяснить основание выбора, дать ему естественное или сверхъестественное толкование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: