Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа

Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ

Конституционно-правовой статус Российской Федерации

Принципы гражданства Российской Федерации

Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации

Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте. Для этого важно проследить динамику развития правового регулирования различных сторон отношений гражданства.

В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых, феодальных начал, не основывалось, в отличие от законодательства демократических государств того времени, на юридическом равенстве подданных.

В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:

1) природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись: а) дворяне (потомственные и личные); б) духовные лица (делились по вероисповеданиям); в) городские обыватели (разбивались на группы: почетные граждане, купцы, мещане и цеховые); г) сельские обыватели;

2) инородцы (евреи и восточные народы);

3) финляндские обыватели.

Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.

Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г.

В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.), титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование - граждан Российской Республики.

1 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет "О приобретении прав российского гражданства". Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.

Конституция РСФСР 1918 г. отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики. За местными Советами Конституция закрепила полномочия предоставлять права российского гражданства тем иностранцам, которые проживали в РСФСР для трудовых занятий, принадлежали к рабочему классу или к трудовому крестьянству.

С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7 Конституции СССР 1924 г. закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзных республик.

29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Утратившими советское гражданство считались лица, лишенные его на основании декретов, принятых до Конституции СССР 1924 г.; не возвратившиеся из-за границы; лишенные гражданства по приговору суда. Положение регламентировало вопрос о гражданстве детей в случае изменения гражданства родителей.

Новое Положение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и было закреплено в Положении о гражданстве Союза ССР 1931 г.

Это Положение, исходя из конституционного принципа единого союзного гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица гражданином СССР, с порядком принятия в гражданство и выхода из него, с гражданством детей. Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином Союза ССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в пределах которой постоянно проживает. Если же он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.

В соответствии с Положением 1931 г. принятие иностранных граждан в гражданство одной из союзных республик и тем самым в гражданство СССР осуществлялось Постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той союзной республики, в которой они проживали. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать в гражданство СССР иностранных граждан, проживающих за границей, если от них поступали заявления в эти органы.

Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но и президиумами ЦИК союзных республик (если лицо, ходатайствующее о выходе, проживало в пределах СССР).

Лишение гражданства СССР осуществлялось в аналогичном порядке. Согласно Положению 1931 г., иностранные граждане - рабочие и крестьяне, проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правами граждан СССР.

Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства СССР и выхода из него в отношении: а) иностранцев - рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР для трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся правом политического убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность; б) лиц, меняющих гражданство в связи с вступлением в брак.

В этих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись по постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР или исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на территории СССР (если же он проживал за границей, вопрос решался постановлением полномочного представителя СССР).

Конституция СССР 1936 г., как и предшествующая, закрепила принцип единого союзного гражданства. Она сохранила отнесение к ведению Союза ССР законодательства о союзном гражданстве и о правах иностранцев.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. Верховным Советом 19 августа 1938 г. был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя сложившиеся принципы гражданства, Закон закрепил ряд новых положений. Он установил, что гражданами СССР являются: а) все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г. в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства; б) лица, которые приобрели гражданство СССР в установленном законом порядке.

Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами). Закон изменил и порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Это отражало развивающиеся процессы усиления централизма советского союзного государства.

В последующие годы принимались многочисленные акты, связанные с решением отдельных вопросов приобретения гражданства СССР и восстановления в гражданстве. К ним относятся указы Президиума Верховного Совета СССР "О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик" (1940 г.), "О восстановлении в гражданстве СССР жителей Бессарабии и о приобретении советского гражданства жителями Северной Буковины" (1941 г.), "О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Маньчжурии" (1945 г.) и ряд других актов, аналогичных последнему, в отношении лиц, проживающих на территории Франции, Югославии, Болгарии, Японии, Чехословакии, Бельгии.

Конституция СССР 1977 г. более широко урегулировала сферу отношений, связанных с гражданством СССР. Получил конституционное выражение важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством советского государства.

Согласно Конституции 1977 г., принятие в гражданство СССР, решение вопросов о выходе из гражданства и о его лишении входило в компетенцию Президиума Верховного Совета СССР.

В соответствии с конституциями союзных республик 1978 г. право принимать в гражданство СССР закреплялось и за Президиумами Верховных Советов союзных республик.

На основании ст. 33 Конституции СССР 1 декабря 1978 г. был принят новый Закон о гражданстве СССР, что вызывалось необходимостью совершенствования законодательного регулирования отношений, связанных с гражданством.

Закон по-иному сформулировал условие принадлежности к гражданству СССР, применив так называемый нулевой вариант.

Исходным началом в определении принадлежности лица к гражданству СССР признавалось его состояние в гражданстве Союза на день вступления в силу настоящего Закона (а не в подданстве бывшей Российской империи). Такое изменение было закономерным, ибо за прошедшее время выросло несколько поколений людей, родившихся после октября 1917 года. Число лиц, бывших ранее подданными Российской империи, составляло незначительный процент населения.

Новый этап развития государства, охарактеризованный как перестройка, учреждение поста Президента СССР вызвали необходимость изменений союзного законодательства о гражданстве. 23 мая 1990 г. был принят Закон о гражданстве СССР, знаменовавший некоторые шаги вперед по пути демократизации правового регулирования отношений гражданства.

В нем появились разделы об органах, принимающих решения по вопросам гражданства, о производстве по рассмотрению заявлений и представлений по этим вопросам, об исполнении и обжаловании решений. Тем самым Закон восполнил некоторые пробелы, имевшиеся в прежнем законодательстве и оставлявшие широкий простор для произвольного применения правовых установлений.

Полномочия принятия решений по вопросам гражданства, которые прежде возлагались на Президиум Верховного Совета СССР, перешли к Президенту СССР.

Таково в основных чертах правовое регулирование отношений гражданства в СССР, предшествовавшее становлению собственного законодательства о гражданстве Российской Федерации.

Принятие Декларации о государственном суверенитете России предопределило необходимость принятия Закона о гражданстве Российской Федерации (1991 г.). Он впервые обстоятельно урегулировал все отношения, связанные с российским гражданством.

Рассмотрим его основные положения, учитывая, что в соответствии с Конституцией РФ должен быть принят федеральный закон о гражданстве.

Конституция РФ и Закон о гражданстве устанавливают, прежде всего, те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.

1. Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип - один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6).

Единое гражданство в федеративном государстве - необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер.

Во-первых, это выражается в том, что, согласно Закону, в РФ каждый человек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную политику, поощряя приобретение гражданства Российской Федерации проживающими на ее территории лицами без гражданства и не препятствуя приобретению ими иного гражданства.

В Законе установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является ее гражданином.

Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации выражается в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен. Присущая гражданству устойчивость связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства.

Все предшествующее советское законодательство, вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 г., закрепляло лишение гражданства как форму его утраты. Лишение гражданства − это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.

Лишение гражданства широко использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, являлось средством борьбы с инакомыслием, формой репрессий, непризнания за советскими гражданами права проживать за границей. Характерно, что законодательные акты о гражданстве до Закона СССР 1978 г. не содержали никаких указаний на основания, по которым могло применяться лишение гражданства, оставляя полный простор в решении этих вопросов компетентным органам.

Закон о гражданстве СССР 1978 г. впервые установил такие основания. К ним относились "действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР".

Закон о гражданстве СССР 1990 г., закрепляя положение о лишении гражданства, ограничил возможности его применения - только к тому гражданину, который проживает за границей, устранил такое расплывчатое основание, как "действия, порочащие высокое звание гражданина", и решил не регулируемый ранее вопрос о том, кто вносит представление о лишении гражданства.

Практика лишения гражданства в первые годы существования советского государства имела свою специфику. Лишение гражданства распространялось не на конкретных лиц, а на целые категории граждан. Гражданства лишались подданные бывшей Российской империи, покинувшие пределы государства без разрешения компетентных государственных органов, так называемые невозвращенцы и др. Когда окончательно опустился "железный занавес", подобного рода основания для массового лишения гражданства утратили значение. Стал применяться в основном индивидуальный подход к решению вопросов о лишении гражданства. Оно касалось по преимуществу так называемых диссидентов. Однако в период "оттепели", когда "железный занавес" немного приоткрылся и советские граждане получили право выезжать на постоянное место жительства за границу, лишение гражданства в массовом порядке было реанимировано, хотя и под видом "выхода" из гражданства.

Президиум Верховного Совета СССР в 1967 году принял Указ "О выходе из гражданства лиц, переселяющихся из СССР в Израиль". Они считались выбывшими из гражданства с момента их выезда из СССР. Указ носил закрытый характер, не был опубликован, на него нельзя было ссылаться. Покровы секретности с этого Указа были сняты только в начале перестройки по заключению Комитета конституционного надзора СССР, на основе которого упомянутый Указ был официально опубликован через 24 года после его принятия.

Запрет в Конституции РФ и в Законе о гражданстве лишать человека гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.

5. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции РФ).

Ранее такое право в Советском государстве отвергалось. Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически, хотя основания возникновения у гражданина Российской Федерации иностранного гражданства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего родившихся своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на его жену и т.д. Подобного рода двойного гражданства российское законодательство не признает. В Законе указывается, что за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет прекращения его российского гражданства.

Граждане РФ, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации. Прохождение ими военной или альтернативной службы регулируется международными договорами РФ и федеральными законами.

6. Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.

7. Гражданство Российской Федерации основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допускающим, чтобы жена (муж) безусловно следовала гражданству мужа (жены). В равной мере брак, заключенный гражданином Российской Федерации с иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.

8. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Этот принцип закреплен в Конституции РФ (ст. 61) и в Законе о гражданстве. Государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы ее гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан России. Конституция устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражаются ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе.


Тема № 6 «Государственно-территориальное устройство РФ»

1. Конституционно-правовой статус Российской Федерации

2. Конституционно-правовой статус республики в составе РФ

3. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения

4. Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа

Российская Федерация − это федеративное государство [10], созданное по воле ее многонационального народа.

Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

РФ является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории.

РФ имеет свою Конституцию, которая устанавливает:

· основы конституционного строя государства,

· основы взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством,

· форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами,

· форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами.

Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса РФ является ее территориальное единство. На эту территорию распространяется суверенитет РФ.

РФ обладает высшей властью в отношении своей территории. Ее Конституция, федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории.

РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Режим государственной границы устанавливается Законом РФ от 1 апреля 1993 г. " О Государственной границе РФ " (в ред. от 30.12.2008 г.), а также иными федеральными нормативными актами, международным и договорами и соглашениями РФ с сопредельными государствами.

30 ноября 1995 г. принят ФЗ " О континентальном шельфе РФ " (в ред. от 3 декабря 2008 года), который определяет статус континентального шельфа России, суверенные права и юрисдикцию РФ на нем.

Важным элементом конституционно-правового статуса РФ является ее единое гражданство. Вопросы гражданства РФ регулируются ее Конституцией, Законом РФ от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009)"О гражданстве РФ".

Конституционно-правовой статус РФ означает наличие общих для всей Федерации органов государственной власти.

РФ имеет следующие органы государственной власти:

· Президента − главу государства;

· Федеральное Собрание − представительный и законодательный орган РФ;

· Правительство – исполнительную власть Российской Федерации;

· Конституционный Суд,

· Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд – высшую судебную власть.

· Систему органов прокуратуры РФ.

В ст. 5 Конституции указывается, что федеративное устройство РФ основано на:

· ее государственной целостности,

· единстве системы государственной власти,

· разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов.

Конституционно-правовой статус РФ характеризуется наличием единой федеральной системы права, которая включает такие нормативные правовые акты, как:

· федеральные;

· государственных органов субъектов Федерации;

· местных органов государственной власти и органов местного самоуправления;

· некоторые законодательные акты бывшего Союза ССР;

· общепризнанные принципы и нормы международного права;

· ратифицированные международные договоры РФ.

В число федеральных НПА входят:

· Конституция Российской Федерации;

· федеральные конституционные законы;

· Федеративный договор;

· федеральные законы;

· кодексы;

· нормативные акты Президента РФ;

· нормативные постановления СФ и ГД РФ, Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов и других ведомств;

· соглашения о делегировании полномочий РФ ее субъектам;

· межгосударственные договоры и межправительственные соглашения РФ и т.д.

Единство федеральной системы права обеспечивается верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории.

В свою очередь это единство обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие федеральных нормативных актов, нормативных актов субъектов Федерации, местных и муниципальных нормативных актов.

Ядром системы права РФ служит ее Конституция, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории РФ.

Конституционно-правовой статус РФ характеризуется наличием собственности РФ.

В соответствии с Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. (ред. от 24.12.1993) " О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к объектам исключительно федеральной собственности относятся объекты:

· составляющие основу национального богатства страны (ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ, Государственный академический Мариинский театр);

· необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач (государственная казна Российской Федерации, имущество Вооруженных Сил);

· объекты оборонного производства (все предприятия, производящие системы и элементы вооружения);

· объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, и прочие объекты (предприятия добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, электроэнергетики, газификации).

Статус земли, недр, вод, лесных и других федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти ее субъектов.

В федеральной собственности находятся земельные участки и иные природные объекты, предназначенные для обеспечения деятельности Президента РФ, других федеральных органов государственной власти, Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск РФ.

Конституционно-правовой статус РФ характеризуется наличием единой денежной и кредитной системы.

Денежная система РФ включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Согласно ФЗ от 2 декабря 1990 г. "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" в редакции ФЗ от 26 апреля 1995 г. официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. Введение на ее территории других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

В составе РФ в качестве ее субъектов в настоящее время находится 21 республика.

Эти республики существенно отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения и т.д., которые не оказывают влияния ни на место республик в составе Российской Федерации, ни на объем их полномочий. Все республики имеют равный к онституционно-правовой статус в составе РФ.

Республика в составе РФ − это демократическое правовое государство, созданное в рамках РФ.

Согласно Конституции РФ (ст. 66) статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики.

Республика является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме полномочий отнесенным в ведение федеральных органов государственной власти.

Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государствав составе РФ.

Каждая республика имеет свою территорию, которая, например, согласно Конституции Якутии принадлежит ее народу и является исконной землей традиционного расселения ее коренных народов. Пределы территории республики определяются государственной границейреспублики (внутренняя и внешняя – гос. граница РФ, определяется международными договорами и соглашениями РФ с иностранными государствами).

Республика обладает территориальным верховенством. Ее территория является пространственным пределом ее власти.

Территория республики не может быть изменена без ее согласия.

Границы между республикой и другими субъектами РФ согласно Конституции РФ (ст. 67) могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов (путем референдума в Конституции Бурятии).

Каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с РФ, с другими субъектами РФ, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий.

Конституции республик устанавливаются ими самостоятельно и принимаются в порядке, определенном самой республикой, и не нуждаются в последующем их утверждении органами государственной власти РФ (например, Палатой Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия).

Республика самостоятельно разрабатывает и принимает также другие республиканские нормативные правовые акты.

Являясь относительно самостоятельной, республиканская конституционно-правовая система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части и их НПА не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае противоречия в пределах полномочий РФ действует федеральный закон. В случае противоречия вне пределов полномочий РФ действует нормативный правовой акт республики.

Республика в составе РФ пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ. Республика вправе участвовать в разработке федеральных нормативных правовых актов по предметамсовместного ведения Федерации и республик. В случае нарушения федеральными властями прерогатив нормотворчества республика вправе обратиться в Конституционный Суд РФ.

Республики с амостоятельно определяют систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в РФ и з аконодательством республики.

Каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган − парламент; главу исполнительной власти или главу республики (Президента); свое правительство; Верховный суд и Высший арбитражный суд. Многие республики имеют также свой Конституционный суд. Систему органов прокуратуры в республике возглавляет прокурор республики, подчиненный Генеральному прокурору РФ.

В составе РФ 6 краев, 49 областей и два города федерального значения − Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Федерации и имеют статус ее субъектов (ст. 65 Конституции РФ).

Их статус определяетсяКонституцией РФ (гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий; другими федеральными актами.

Края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав закрепляет:

· конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения;

· организацию государственной власти;

· порядок нормотворческой деятельности;

· административно-территориальное деление;

· организацию местного самоуправления.

Края, области, города федерального значения располагают своей территорией, которая, как и ее граница, не может быть изменена без их согласия.

Каждый субъект образует органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов края, области, города федерального значения.

Следует отметить, что органы власти краев, областей, городов республиканского значения являются органами государственной власти субъектовФедерации (раньше относились к органам местной власти).

Каждый субъект вправе иметь свою символику (герб и флаг в Иркутской области). Порядок использования символики области определяется ее законом.

Все субъекты являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами РФ, если это не противоречит Конституции и законам РФ.

Координация международных и внешнеполитических связей осуществляется федеральными органами государственной власти РФ совместно с органами власти субъектов.

Статус края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта, согласно ФКЗ (путем референдума в Краснодарском крае).

Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ (депутаты в Государственной Думе и по два представителя в Совете Федерации).

Представительные органы власти краев, областей и городов федерального значения обладают правом законодательной инициативы в федеральном парламенте.

Кроме того, представительные органы и администрация края, области, города федерального значения вправе вносить на рассмотрениепроекты актов, принятие которых относится к компетенции Президента и Правительства РФ.

Края, области имеют свои административные центры.

Конституция РФ, Федеративный договор и уставы краев, областей и городов федерального значения определяют их предметы ведения (совместного ведения и находящиеся в исключительном ведении субъектов).

В совместном ведении в сфере государственного строительства находятся:

· обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Конституции РФ и федеральным законам;

· защита прав и свобод человека и гражданина;

· защита прав национальных меньшинств;

· обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

· режим пограничных зон.

· широкий круг вопросов законодательного регулирования (административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды).

· кадры судебных и правоохранительных органов;

· адвокатура и нотариат;

· установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

В области экономического и социально-культурного строительства в совместное ведение входят вопросы:

· владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

· разграничение государственной собственности;

· природопользование;

· охрана окружающей среды и обеспечение экономической безопасности;

· особо охраняемые природные территории;

· установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.

Вопросы владения, пользования и распоряжения регулируются законами РФ и правовыми актами субъектов. По взаимной договоренности определяется статус федеральных природных ресурсов.

К совместному ведению также отнесены:

· общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

· охрана памятников истории и культуры;

· защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

· координация вопросов здравоохранения;

· защита семьи, материнства, отцовства и детства;

· социальная защита, включая социальное обеспечение;

· осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.

Согласно Конституции РФ (ст. 76) по предметам совместного ведения издаются ФЗ, в соответствии с которыми субъекты принимают свои нормативные правовые акты.

Законопроекты по предметам совместного ведения направляются субъектам для обсуждения и представления предложений.

Все полномочия, не относящиеся к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению осуществляются субъектами самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов могут передавать часть своих полномочий субъектам, и наоборот, если это не противоречит Конституции.

Определенными особенностями характеризуется статус г. Москва (Закон РФ от 15 апреля 1993 г. "О статусе столицы РФ") в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы РФ органы государственной власти города Москвы:

· предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти, представительствам субъектов РФ, дипломатическим представительствам иностранных государств земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги;

· обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий;

· участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития города Москвы;

· участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москвы;

· согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с федеральными органами государственной власти РФ.

Затраты города Москвы должны полностью компенсироваться за счет субвенций из республиканского бюджета, платежей за услуги, вносимых федеральными органами, представительствами субъектов, дипломатическими представительствами иностранных государств в РФ.

Земельные участки приобретаются федеральными органами в федеральную собственность или предоставляются им в аренду.

Здания, строения, сооружения и помещения предоставляются федеральным органам, представительствам субъектов Федерации в аренду. В таком же порядке решается этот вопрос и с дипломатическими представительствами иностранных государств, если иное не установлено международными договорами.

В составе РФ в качестве ее субъектов находились и находятся:

· Еврейская автономная область;

· Ненецкий, Ханты -Мансийский,

· Чукотский (единственный автономный округом, не входящий в состав другого субъекта РФ),

· Ямало -Ненецкий автономные округа (Агинский Бурятский[11], Коми-Пермяцкий[12], Корякский[13], и Эвенкийский[14], Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский[15])[16].

Еврейская автономная область является одной из форм национальной государственности народов РФ − национально-государственным образованием. Прежде она входила в состав Хабаровского края. В настоящее время в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" она была выведена из состава края и включена в РФ непосредственно.

Автономный округ − национальное государственное образование с особым национальным составом и бытом населения.

Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. До 1990 г. автономные округа находились в составе краев или областей.

Законом от 15 декабря 1990 г. автономным округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в состав Федерации - через край, область или непосредственно. Однако действующая Конституция РФ такой возможности не предусматривает. В (ч. 4 ст. 66) указывается, что отношения автономных округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно,органами государственной власти края или области. В ней также указывается (ч. 3 ст. 67), что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Автономные округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения (Ненецкий до 860,2 тыс. кв. км, но только в Ханты-Мансийском более полумиллиона человек).

В каждом автономном округе проживает, как правило, несколько народностей (например, в Чукотском − чукчи, эскимосы, эвены, коряки и юкагиры).

Статус автономной области и статус автономного округа определяются Конституцией РФ, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе РФ; другими федеральными актами.

Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав в соответствии с Конституцией РФ и Федеративным договором закрепляет за автономной областью, автономным округом право решать все вопросы их компетенции, иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Автономная область, а также каждый автономный округ имеют свой административный центр.

Являясь субъектами РФ, автономная область и автономные округа располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены с согласия автономной области, автономного округа.

Статус автономной области и автономного округа может быть изменен по взаимному согласиюРФ и автономной области или автономного округа в соответствии с ФКЗ.

Автономная область, автономные округа образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции РФ, Федеративного договора, уставов автономной области и автономных округов.

Действующая Конституция РФ обеспечивает непосредственное участие представителей автономии в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ (депутаты в Государственной Думе и по два представителя в Совете Федерации). Представительные органы власти автономной области и автономных округов пользуются правом законодательной инициативы в федеральном парламенте.

Автономная область и автономные округа являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений со всеми субъектами РФ. Координация международных и внешнеэкономических связей автономной области и автономных округов осуществляется федеральными органами государственной власти РФ.

Взаимоотношения между автономными округами, находящимися в составе краев или областей, определяются уставами этих краев, областей и уставами соответствующих автономных округов.

Конституция РФ и уставы автономной области и автономных округов определяют предметы ведения автономной области и автономных округов. Часть из них составляет предметы совместного ведения Федерации и автономий в ее составе. Вопросы, находящиеся вне пределов ведения и полномочий РФ, решаются ими самими.

Перечень вопросов совместной компетенции в области государственного строительства, экономического и социально-культурного строительства, владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами и других вопросов аналогичен перечню вопросов совместной компетенции РФ и краев, областей, городов федерального значения.

Аналогично соотношение и в вопросах участия автономных областей и округов в решении вопросов отнесенных к компетенции федеральных органов власти. При этом следует отметить особенность, обусловленную тем, что автономные округа, входят в состав краев и областей, что требует еще и согласования с их органами государственной власти при регулировании вопросов отнесенных к совместной компетенции РФ и автономных округов.


Тема № 7 «Правовой статус Президента Российской Федерации»

1. Порядок выборов Президента РФ и его вступления в должность

2. Правовой статус Президента Российской Федерации

3. Полномочия Президента Российской Федерации

4. Правовые акты Президента и основания досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: