Естественнонаучные основы физической культуры

Лекции

Список вопросов

Вопросы:

1. Что такое физическая культура?

2. Функции физической культуры.

3. Ценности физической культуры

4. Компоненты физической культуры.

5. Физические качества человека.

6. Что такое физическая рекреация?

7. Что такое физическое развитие?

8. Что такое физическая подготовленность?

9. Что такое спорт?

10. Типы спорта.

11. Функции спорта.

12.Спортивная классификация.

13.Спортивные соревнования.

14. Как определяется уровень физической подготовленности студентов

15. Сколько часов отводится на физическую культуру в вузе.

1 б.Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

17.Какие бывают учебные отделения для занятий физической культурой?

18.Что такое адаптация?

19. Что такое гомеостаз?

20. Какие законы лежат в основе физического развития человека?

21. Как происходит в организме человека обмен веществ?

22. Функциональные системы, участвующие в двигательной деятельности?

23. Опорно-двигательный аппарат человека.

24. Сердечно-сосудистая система человека.

25. Дыхательная система человека.

26. Система пищеварения и выделения.

27. Как влияют физические нагрузки на опорно-двигательный аппарат?

28.Как влияют физические нагрузки на сердечно-сосудистую систему?

29.Как влияют физические нагрузки на дыхательную систему?

30.Как влияют физические нагрузки на систему пищеварения?

31. Механизмы энергообеспечения организма.

32.Что такое максимальное потребление кислорода?

33. Что такое частота сердечных сокращений?

34. Что такое мышечный насос?

35. Что такое жизненная емкость легких?

36. Факторы, влияющие на здоровье человека.

37. Критерии здоровья.

38. Основные составляющие здорового образа жизни?

39. Двигательный режим студентов.

40. Организация режима питания.

41. Формы закаливания.

42. Психофизическая регуляция организма человека.

43. Олимпийское движение и Олимпиады.

44. 0лимпийская хартия.

45. Участие Российской Федерации в Олимпийских играх.

46. Универсиады.

47. Участие Российской федерации на Универсиадах.

48. 0сновные группы видов спорта и системы физических упражнений.

49.Что такое тест Купера?

50.Виды физкультурно-оздоровительных услуг.

Физкультура.

На экзамене – 25 вопросов, 3 варианта ответа.

Физ-ра в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

1) Физ-ра и спорт как социальные феномены

2) Роль и место физ-ры в общ-ве

3) Физ-ра студента

4) Профессиональная направленность физ-ры

5) Физ-ра и спорт в ВУЗе

Физ-ра представлена в ВУЗе как учебная дисциплина, способствующая высшему развитию общества.

В России люди живут в среднем на 10 лет меньше, чем в Европе. В России – «Культ больных людей» - отражается на экономическом развитии и создаёт угрозу национальной безопасности.

1) профилактика заболеваний

2) необходимость в здоровом образе жизни (ЗОЖ), регулярных занятиях физ-рой и спортом

ЗОЖ – успех личности.

Постоянные и устойчивые тенденци ухудшения состояния здоровья

> 60% патологий

Нормы ГТО 1985 года - > 90% ненышних студентов выполняют.

Необходимость регулярных занятий обусловлена биологически.

1) доступность

2) постепенность

3) систематичность и т.д.

- повышаются резервные возможности организма

- повышаются функциональные способности => приобретается здоровье, неотъемлемая часть становления высокоинтеллектуальной личности

Федеральный закон №329 от 4.12.2007 «О физ.куль-ре и спорте в РФ», глава 3, ст. 28 – необходимость физ-ры («Развитие физ.куль-ры и спорта в образовательных учреждениях»)

Государство образовывает стандарт высшего образования – контроль «Прим. программа»

408 учебных часов – необходимый объём по госпрограмме. 1 и 2 курс – 4 часа

1) Физ-ра и спорт как социальные феномены

Физ-ра – органическая часть человеческой культуры.

1) специфический процесс и результат человеческой деятельности, ср-во и способ …

Воздействует на способности организма, полученные в качестве задатков. Удовлетворяет потребности в общении, игре, развлечении, выражении личности через деятельность.

Проблема способности физического существования человека, его двигательной активности (заложена в генах, адаптации к условиям жизни)

Дефицит движения отрицательно сказывается на развитии всех компонентов генетического развития человека (физических, интеллектуальных, эмоциональных, духовных, психических свойств человека)

Гиподинамия ребенка – снижает функционирование всех систем организма, познаваемость окружающего мира.

У взрослых – преждевременное старение и сокращение жизни.

В основе – целесообразная двигательная деятельность в форме физических упражнений позволяет эффективно формировать жизненноважные умения и навыки, состояние здоровья и т.д.

Материальные ценности физ-ры (то, что создано для занятий):

1) специальное оборудование, инвентарь, медицинское обеспечение

Духовные:

1) информация, пр. иск., этические нормы в проц. физ-ры и т.д.

Эстетические ценности (шоу, парады, выступления)

3 стороны:

1) деятельная – целевая двигательная активность в виде различных форм двигательной активности

2) предметно-ценностная – духовные и материальные ценности для обеспечения эффективности физическиой деятельности

3) результативная – совокупность достигнутых положительных результатов, которые выражаются в физической подготовленности, улучшении здоровья

Воплощается в самом человеке. Степень совершенства двигательных умений, спортивных достижениях, всестороннем развитии.

Физ-ра – особый род культурной деятельности, полезный для общества и личности во всех сферах:

1) воспитательное значение

2) образовательное -----------

3) оздоровительное -----------

4) экономическое -------------

5) общекультурное -----------

использовании, распр. и преумножении ценностей физической физ-ры

Физ.к-ра – часть общечеловеческой культуры, представляет собой совокупность ценностей, норм, знаний, созданных и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности, формировании ЗОЖ, социальной адаптации путём физического воспитания, подготовки и развития.

Спорт – расширение границ возможностей человека, популярное зрелище, средство воспитания человека.

Межчеловеческие отношения

Стремление к победе, достижение ­ результатов

Удовлетворяет многие потребности человека

Спорт – составная часть физ.куль-ры, средство и метод физ.воспитания, основанный на использовании соревновательной деят-ти и подготовки к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

Основание спорта – соревновательная деятельность.

Настрой на более ­ уровень деят-ти

Средство удовлетворения зрелищных запросов человека.

Интерес к спорту большой.))

Большое агитационное значение:

Барон Г. де Пубертен – основатель олимпийских игр.

Из 100 человек, кот. занимаются физ-рой à 50 человек занимаются спортом à 20 – спец.видами спорта à 5 показывают выдающиеся спортивные результаты.

Пед.аспект – приобщение к коллективу, самообладание, воля, самоорганизация и т.д.

Спорт:

1) массовый (для всех) – регулярные занятия и участие в соревнованиях представителей разных возрастных групп

2) высших достижений

1 – совершенствование физических качеств и двигательных возможностей, укрепление здоровья, долголетие, противостояние стрессам и т.д.

Реализация через спортивную направленность

2 - систематическая многолетняя подготовка и участие в соревнованиях отдельных видов спорта с целью достижения максимальных результатов, победы в соревнованиях. Абсолютные пределы возможностей здорового человека.

Физ.куль-ра включает следующие основные компоненты:

1) физ.воспитание

2) физ.развитие

3) проф.-прикладная ф.к-ра

4) оздоровительно-реабилитационная ф.к.

5) фоновая ф.к.

6) средства ф.к.

1) Физическое воспитание (сад, школа, университет) – педагогический процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физ.куль-ры и сп. для формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с ­ уровнем физ.куль-ры.

Решает задачи реализации потребности человека в двигательной активности, ­ работоспособности, укреплении здоровья и т.д.

Организованный процесс передачи способов и знаний для развития

Начинается с дошкольных учреждений, основа всего.

1) школа движения

2) систематические гимнастические упражнения и правила их выполнения – управление и координация движений, рациональное использование сил

2) физическое развитие – биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека, т.е. длина, масса тела, жизненная ёмкость лёгких, сила, быстрота, выносливость и т.п.

Физ.разв-е управляемо с помощью физических упражнений, режима труда и отдыха, различных видов спорта, рационального питания. Можно изменить в нужном направлении

+ В основном – биологический закон упражняемостити и закон единства форм и функций организма

+ Обусловливается и законами наследственности (факторы, благоприятствующие или препятствующие развитию)

+ Закон возрастной ступенчатости

+ связывается с законом единства организма и среды (учитывается влияние)

+ тесно связано со здоровьем человека (ведущий фактор, определяющий будущую профессиональную деятельность)

3) Ïðîô.-ïðèêëàäíàÿ ôèçè÷åñêàÿ ïîäãîòîâêà – ñïåöèàëüíîå íàïðàâëåííîå èçáèðàòåëüíîå èñïîëüçîâàíèå ñðåäñòâ ôèç.êóëü-ðû è ñïîðòà äëÿ ïîääåðæàíèÿ ↑ óðîâíÿ ðàáîòîñïîñîáíîñòè è ïîäãîòîâëåííîñòè ÷åëîâåêà ê îïðåäåë¸ííîé ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè

Óñòîé÷èâîñòü ê ãèïîêñèè (↓Î2), âåñòèáóëÿðíûé àïïàðàò, ýìîöèîíàëüíàÿ óñòîé÷èâîñòü, óñòîé÷èâîñòü âíèìàíèÿ è ò.ä.

Благодаря 3 создаются предпосылки для успешного овладения профессией.

На производстве:

- водная гимнастика

- ф-к паузы, минутки

- активный отдых (реаб.упр.)

Опр-ся особенностями трудового процесса.

4) Оздоровительно-реаб. физ.куль-ра – восстановление (в т.ч. коррекция или компенсация) нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общечеловеческой и профессиональной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями с использованием средств и методов адаптивной физ.куль-ры или адаптивного спорта, направленных на восстановление или компенсацию ограничения деятельности, вызванного нарушениями здоровья.

Лечебная физ-ра – разновидность, имеющая широкий комплекс средств и методов.

5) Фоновые виды физ-ры – гигиеническая физ-ра, включённая в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные с большими нагрузками) и рекреативная физ-ра (в режиме активного отдыха).

Оперативное влияние на текущее состояние организма, создание благоприятного фона деятельности.

Компонент ЗОЖ, соч. со всеми комп., в т.ч. базовыми.

6) Средства

- физические упражнения

- естественные силы природы (солнце, воздух, вода и их закаливающее воздействие)

- гигиенические факторы (распорядок дня, режим питания, трудовой деятельности, гигиена, отказ от вредных привычек …). Комплексное воздействие обеспечивает наибольшую эффективность.

2. Роль и место физ.куль-ры в обществе.

Ф.к. – исторически обусловленное явление. Возникновение относится к древнейшим временам. Необходимость подготовки человека к жизни, труду обусловила возникновение ф.к.

Одно из эффективных средств самосовершенствования, развития человека.

Усиливается внимание государства и власти к физ-ре и спорту:

1) ↑ ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêàÿ çíà÷èìîñòü ïîòðåáîâàëà ñîçä-ÿ æèçíåä. çàêîíîäàò. îñíîâû.

+ Федеральный Закон №329 от?.12.2007 (вступил в силу 30.03.2008) – направлен на обеспечение всестороннего развития человека, создание условий для занятий любыми видами спорта, гарантирует право заниматься физ-рой и спортом, объединяться в организации и общества, ассоциации и т.д. физкультурной направленности.

Олимпийский комитет России – прав. независимая организация.

Сущ. в гос. и общ. форм. Деятельности

+ Государство образует стандарты, программы обучения + индивидуальные программы реабилитации

+ Дополнительное образование (специальные школы, секции, клубы и т.д.)

Организации и предприятия обязаны создавать условия для реализации права занятий физ-рой и спортом.

Муниципальные организации создают условия по месту жительства

+ Создан Совет при През. РФ

+ Увеличено финансирование

+ Формируется инфраструктура

+ Рег. руководства (губернаторы, мэры …)

+ Развитие детского спорта

Функции физ-ры – свойство воздействия на человека и человеческие отношения, удовлетворение и развитие определённой потребности личности и общества:

- специфические (определённые особенности, отсутствующие у других явл. к-ры) – выражают социальное бытие физ.куль-ры как общественного явления

- общие (свойственны культуре общества в области физ.куль-ры как части общечеловеческой культуры)

4 группы функций специфического характера:

1) общее развитие и укрепление человека

2) подготовка к трудовой деятельности и защите РФ

3) удовлетворение потребности в активном отдыхе и рациональное использование рабочего времени

4) раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на определённых уровнях (реализуется и в физическом воспитании – все функции)

По степени воздействия:

1) образоват.

2) прикладн.

3) спортивн.

4) рекреативные

5) оздов.-реабилит.

1 – развитие физических качеств, форм, навыков.

2 – используется в систематической подготовке человека к конкретной деятельности

3 – сфера спорта высших достижений наиболее ярко (достижение макс.результатов)

4 – в основном – режим расшир. отдыха. Обусловлен необходимостью в средствах восстановления.

5 – направлен на восстановление или компенсацию утраченных функций.

Общесоциальные функции присущи всем сферам деятельности:

1) эстетические

2) нормативные (тесты, рекорды, требования) Ед. Всеросс. Сп. Классифик.

3) информационные

4) общевоспитательные

5) социализация личности и социальная интеграция

«Спортивная Россия» - организация

4. Проф.-прикл. направленность физ-ры

Çíà÷èòåëüíûå íåðâíî-ýìîöèîíàëüíûå íàãðóçêè, íàïðÿæåííîñòü óñèëèé, ↑ òðåáîâàíèÿ êîîðäèíàöèè è ò.ä.

Все способности нуждаются в развитии и совершенствовании.

Полноценное использование знаний и умений возможно лишь у здорового человека.

1) трудоспособность

2) адаптационные возможности организма

3) психические и психофизические качества и способности

4) стрессоустойчивость

5) двигательные умения и навыки

6) функциональные возможности

7) здоровье

и т.д.

(объективных функций орг-зам)

Психофизиологические функции – ключевые профессионально значимые функции человека.

Прямая связь занятий физ-рой и спортом и становлением важных профессиональных качеств личности.

5. В ВУЗе

Занятия распределяются по 3 медицинским группам.

1) Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.

2) Воздействие физических тренировок на функции отдельных органов и систем человека

3) Аэробные и анааэробные процессы и их характеристика

В организме человека клеточное и межклеточное вещество образует ткани. Из тканей – органы à системы.

Все клетки, ткани, органы и системы органов тесно связаны друг с другом и взаимно друг на друга влияют.

В основе жизнедеятельность клеток, тканей, органов и всего организма в целом лежит обмен веществ, включающий 2 взаимосвязанных процесса:

1) усвоение питательных веществ (ассимиляция)

2) распад органических веществ (диссимиляция)

В клетках и тканях постоянно происходит процесс расщепления сложных веществ на более простые. Одновременно осуществляется их восстановление за счёт других веществ, поступающих в клетки и ткани извне.

Диссимиляция в клетках и тканях сопровождается выделением энергии, за счёт которой совершаются все процессы в органах и тканях, в т.ч. ассимиляция.

Скелетная мышца.

Как и в других органах, происходит обмен веществ. Поэтому необходимо постоянное поступление питательных веществ и кислорода, которые доставляются кровью по кровеносным сосудам. В свою очередь, в кровь эти вещества поступают из пищеварительной и двигательной систем.

Образуемые в процессе обмена продукты распада из мышц поступают в кровь à в органы выделения à выводятся наружу.

Движение крови по сосудам происходит благодаря сокращениям сердца, работа которого регулируется нервной системой.

à организм человека – это слаженная, единая, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных, вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья.

В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автоматического поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведёт к немедленной мобилизации механизмов, восстанавливающих этот уровень.

à гомеостаз.

Гомеостаз – это совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительного динамического постоянства внутренней сферы и некоторых физиологических функций организма человека (кровообращение, обмен веществ, терморегуляции и т.д.)

Саморегуляция и самосовершенствование организма реализуются главным образом через совершенствование существующих в организме механизмов адаптации (приспособления) постоянно изменяющимися условиями внешней среды.

Физическая тренировка вместе со сбалансированным питанием обуславливает эффективность саморегуляции и самосовершенствования организма.

Адаптация – процесс приспособления строения и функций организма к условиям существования.

1) специфическая

2) общая

3) срочная

в процессе воздействия (например, холода)

4) долговременная

Адаптационные реакции направлены на устранение или ослабление функциональных сдвигов в организме, вызванных неадекватными факторами среды – КОМПЕНСАТОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ (КМ).

КМ – это динамичные, быстро возникающие физиологические средства аварийного обеспечения жизнедеятельности организма. Они мобилизуются, как только организм попадает в неадекватные условия, и затухают по мере развития адаптационного процесса.

Организм человека состоит из отдельных органов, выполняющих свойственные им функции.

Группа органов, выполняющих совместно общие функции – система органов (связаны между собой).

Взаимосвязанные, одновременно протекающие в них процессы обеспечивают жизнедеятельность организма в целом. Многие функциональные системы обеспечивают двигательные возможности человека:

1) кровеносная

2) система органов дыхания

3) опорно-двигательная

4) пищеварительная

5) органы выделения

6) железы внутренней секреции

7) сенсорные системы

8) нервная система

9) вестибулярный аппарат*

10) проприоцепция (костно-мышечная)*

В спортивной морфологии условно разделяют организм человека на 3 части:

1) органы, исполняющие движение (опорно-двигательный аппарат)

2) органы, регулирующие двигательную активность (нервная система, органы чувств, эндокринный аппарат)

3) органы, обеспечивающие двигательную активность (сердечно-сосудистая система, пищеварительная, дыхательная, выделительная)

2. Воздействие физ.тренировок на органы и системы и системы органов.

Опорно-двигательный аппарат.

Человек совершает все свои движения за его счёт.

Включает:

1) кости (скелет). У ребёнка более 300 костей, у взрослого – 206 (85 парных, 36 непарных)

2) мышцы

3) соединения костей

Кости: а) трубчатые (конечностей)

б) губчатые (рёбра, грудина, позвонки)

в) плоские (череп, таз)

г) смешанные (основание черепа)

Кости – около 14% общего веса тела (8 кг)

Кости состоят из воды и минеральных веществ, образованных на основе кальция и фосфора. Не являются застывшим органом, находятся в постоянном развитии и разрушении.

При систематическом выполнении физических упражнений кости становятся более массивными, т.к. в местах прикрепления мышц формируются утолщения (костные выступы, бугры, гребни). За счёт этого происходит внутренняя перестройка компактного костного вещества, увеличиваются количество и размеры костных клеток, кости становятся прочнее.

При правильной организации физической подготовки замедляется процесс старения костей.

Большая берцовая кость может выдержать нагрузку до 1,5 тонны.

Суставы – подвижные соединения костей.

Мышцы.

Приводят части тела в движение за счёт сокращения (сближает две части тела). Соединяются с костями с помощью сухожилий. У человека от 400 до 680 мышц.

Общий вес – у мужчины ок. 40%

у женщины ок. 30%

Портняжная мышца самая длинная (от паха к коленке)

Ягодичная – самая крупная

Существуют: 1) скелетная м. – приводит тело в движение. Состоит из пучков нитевидных клеток (мышечных волокон, в свою очередь состоящих из сократимых нитей – миофибрилл)

3) мышцы непроизвольных движений (продвигают пищу по пищеварительному тракту, регулируют ток крови), работают постоянно независимо от нашего сознания

4) мышцы сердца

КПД мышцы – ≤ 50%. КПД двигателя вн.сгорания – 35%.

Оставшаяся энергия мышцы идёт на поддержание температуры тела.

Как работает мышца.

Мышцы из пучков – укорачиваются и утолщаются.

Белковые нити из 1) актина

2) меазина

Перекрываются. На меоз. нитях есть крючочки (цепляются за актиновые нити)

Мышечные волокна:

- быстрые (большое кол-во миофибрилл – клеточных ферментов, которые развивает большую силу)

- медленные (митохондрии – активные окислительные ферменты) à выносливость.

Мышечная ткань:

1) поперечнополосатая

2) гладкая

Основные свойства:

1) сократимость

2) проводимость

3) возбудимость

Скелетные мышцы – поп.-полосатые

Мышцы непроизвольных движений – из гладкой мышечной ткани

Мышцы могут только тянуть, но не способны толкать. Образуют пары (участвующие в прямо противоположных движениях – антагонисты; выполняющие общую работу – синергисты)

НЕРВНАЯ И ГУМОРАЛЬНАЯ СИСТЕМЫ.

Нервно-гуморальная регуляция à железы (щитовидная, надпочечные, половые и т.д.) выделяют гормоны.

Гормоны обладают повышенной активностью.

Нервная система осуществляет регуляцию деятельности организма посредством биоэлектрических импульсов.

Путь, по которому движется возбуждение при осуществлении рефлекса – рефлекторная дуга.

Основные нервные процессы: 1) возбуждение

2) торможение

Возбуждение – деятельное состояние нервных клеток, при котором они передают или направляют сами нервные импульсы другим клеткам.

Торможение – активность направлена на восстановление.

СЕРДЕЧНОСОСУДИСТАЯ СИСТЕМА.

Функции крови:

1) транспортная (переносит питательные вещества и продукты распада)

2) регуляторная (гуморальная регуляция с помощью гормонов и других химических веществ; создаёт гидростатическое давление крови на нервные окончания в стенках сосудов)

3) защитная (с иммунными процессами – противостоит неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды; свёртываемость крови и заживление)

4) теплообменная (поддерживает постоянную температуру тела)

примерно 7-8% от массы тела, но 20-50% крови находится в «кровяном депо» (печень, селезёнка, мышцы, сосуды кожи) и не задействованы.

Кровь:

1) плазма (жидкая часть – 55%)

2) взвешенные в ней форменные элементы (лейкоциты, эритроциты (переносят гемоглобин), тромбоциты)

Кровь имеет слабую щелочную реакцию. Кровеносная система:

1) сердце

2) кровеносные сосуды

Малый круг – от сердца к лёгким

Большой круг кровообращения – по всему организму (+вены, капилляры)

Мышечные насосы – механизмы принудительного продвижения венозной крови к сердцу под воздействием чередования сокращения и расслабления скелетных мышц.

Сердце состоит из 2 желудочков и 2 предсердий

3 фазы: 1) сокращение (систола)

2) расслабление (диастола)

3) пауза (состояние покоя)

Частота сердечных сокращений (артериальный пульс). В покое у мужчин – 70 ударов в минуту, закалённый организм – 50-60 уд/мин. У женщин – 75-85 уд в мин, закалённых – 45-65.

Здоровое снижение пульса увеличивает паузу.

СИСТЕМА ДЫХАНИЯ.

Функция обмена газов. Участвуют лёгкие и воздухоносные пути.

Жизненная ёмкость лёгких – максимальное количество воздуха, которое может выдохнуть человек после полного вдоха.

3-3,5 л, у тренированных – ж: до 5, м: до 7 л.

Максимальное потребление О2 – наибольшее количество О2, которое организм может потребить в минуту при предельно интенсивной мышечной нагрузке.

Зависит от состояния сердечнососудистой и дыхательной систем.

Характеризует их функциональное состоянин.

Нетреннированные - ≤ 2,7-3,5 л/мин

Тренированные: м: ≤ 6 л/мин

ж: ≥ 4 л/мин

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ОРГАНЫ ВЫДЕЛЕНИЯ.

Пищеварение –6-10 часов (участвуют мышцы гладкой мускулатуры: продвигают, перемешивают)

Обеспечивают питательными веществами.

Принимать пищу за 2,5-3,5 часа до занятий физ-рой.

После тренировки через 30-60 мин.

Почки выводят жидкость.

Моча образуется из крови. Через почки в сутки протекает около 800-900 л крови à 1,5-2 л мочи

Потоотделение.

3. Аэробные / анаэробные процессы

Аэробные: выносливость, энергообеспечение организма (основной процесс) – циклические виды спорта (бег, ходьба, плавание)

Анаэробные: краткосрочные, скоростные способности: 1)алактатные

2)лактатные

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ:

1) здоровье как компонент образа жизни человека

2) содержательные характеристики составляющих ЗОЖ

Существуют различные подходы к определению понятия здоровье:

1) отсутствие болезни

2) здоровье = норма

3) здоровье – единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант.

Практически здоровый человек (возможны патологические изменения, которые существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека). Однако чаще всего не учитывается цена организма за сохранение работоспособности. Поэтому качественные и количественные характеристики как здоровья, так и болезни имеют широкий диапазон толкования.

Приобретение болезни имеет два источника:

1) состояние человеческого организма (внутренние основания)

2) внешние причины

à для предупреждения болезни, повышения жизнеустойчивости организма надо удалить внешние причины или укрепить организм. Первый способ мало надёжен, т.к. человеку, живущему в обществе, невозможно устранить все внешние источники болезни. 2й способ более результативен (по мере возможностей избегать поводов, провоцирующих болезнь + укреплять организм, приучать приспосабливаться к внешним влияниям, снижать чувствительность к действию неблагоприятных факторов,поэтому способность к адатации – один из важнейших критериев здоровья)

Здоровье – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое, социальное благополучие, обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

Результаты исследований 1980 американских учёных показали, что здоровье человека в 51% случаев напрямую зависит от образа жизни. Генетический фактор – 20%, окруж.среда – 20%, здравоохранение – 8,5% случаев.

1) влияние окружающей среды

биометрология (зависимость самочувствия от погоды) – разработан специальный календарь болезней, характерных для средних широт северного полушария.

Сухая зима – меньше гриппа

Резкие колебания температуры – эпидемии

Воспаление лёгких – январь

Язв.кровотечения – февраль-весна

Ревматизм – апрель

Сезонно работает и эндокринная железа.

Зимой – ослабление

Весна, осень – повышенная деятельность.

Íà ñàìî÷óâñòâèå âëèÿåò èçìåíåíèå ýëåêòðîìàãíèòíîãî ïîëÿ (íåðâíûå ðàññòðîéñòâà, ðàçäðàæèòåëüíîñòü, ↓ ñåðäå÷íàÿ äåÿòåëüíîñòü â ìàãíèòíî àêòèâíûå äíè)

2) Экологическая обстановка

Нарушение экологического равновесия (экологические ножницы) – опасно срывами.

Нарушение экологического баланса – следствие пренебрежения гос.стандартами гигиены, экологии, радиации.

Критичные факторы:

1) качество питьевой воды и продуктов питания

2) качество окружающей среды (водуха!)

Способность приспосабливаться к отрицательным воздействиям окружающей среды у человека в подавляющем большинстве случаев прямо зависит от уровня резервных возможностей организма.

↑ óðîâåíü ôèçïîäãîòîâëåííîñòè à óñòîé÷èâîñòü îðãàíèçìà ↑

3) генетические факторы

психическое и физическое здоровье человека

развитие организма человека находится под строгим генетическим контролем.

100 000 ДНК в ядре клетки

ДНК – определяет здоровый порядок программного развития. Все явления изменения организма имеют основу в генотипе.

Здоровье во многом зависит от наследственности и возрастных изменений.

Способность организма сопротивляться воздействию вредных факторов определяется генетическими особенностями адаптивных механизмов и характером их изменений.

Современные представления: 50% - период раннего развития (5-8 лет) – большая роль в становлении защитных механизмов.

5. Деятельность учреждений здравоохранения.

Наше здравоохранение ориентируется исключительно на больных людей (нет профилактики).

Согласно некоторым учёным, здорового населения – не более 20%.

à отсутствует медицина здорового человека.

Индивидуальный, сознательный выбор модели поведения.

ЗОЖ в максимальной степени освобождает человека от необходимости знакомства с достижениями медицины.

Условия и образ жизни людей.

Уровень здоровья и физического развития – одно из важнейших условий качества рабочей силы.

Анализ фактического материала – хаотичная организация образа жизни студентов (несвоевременный приём пищи, недосыпания, недостаток свежего воздуха, низкая физическая активность, отсутствие закаливающих процедур и пр.)

Влияние отдельных компонентов весьма значительно.

Сон – 24-30%

Питание – 10-16%

Движение – 15-30%

4000 студентов МГУ – ухудшение уровня здоровья от курса к курсу.

3 уровня ценности здоровья:

1) биологический

2) социальный

3) личностный (психологический)

ЗОЖ отражает общественную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляция и саморазвитие, направленные на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную реализацию своих сущностных сил, дарований и способностей.

Основные составляющие ЗОЖ:

1) режим труда и отдыха

2) организация сна

3) режим питания

4) организация двигательной активности

5) выполнение требований санитарии, гигиена, закаливание

6) профилактика вредных привычек

7) культура межличностного общения

8) психофизическая регуляция организма

9) культура сексуального поведения

1. Режим труда и отдыха определяет закономерности протекания биологических процессов в организме.

Устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности - человек приспосабливается лучше. Если резервы адаптации исчерпываются => испытываешь дискомфорт, утомление, => необходимо вести чётко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне; заниматься физическими упражнениями.

Режим дня – нормативная основа жизнедеятельности (организма).

Главное – обеспечить постоянство.

Проанализировать затраты времени на учёбу:

- 12 часов –учебные занятия

- 12 часов – восстановление

2. сон – обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха (человек растёт во сне). Для студента норма ночного сна – 7,5-8 часов. Меньше 5 часов – рискует состариться на 10 лет раньше.

Напряжённую учебную деятельность необходимо заканчивать за 1,5 часа до сна.

à т.к. в коре головного мозга создаются замкнутые циклы возбуждения.

3. рациональное питание – физиологически полноценный приём пищи с учётом пола, возраста, характера труда и других факторов.

1) достижение энергетического баланса

2) установление правильных соотношений между основными пищевыми веществами (белки, жиры, углеводы растительные и животные + простые и сложные углеводы)

3) сбалансированность минеральных веществ и витаминов

4) ритмичность приёма пищи

юноши – 2700 ккал в сутки

девушки – 2400 ккал в сутки

1400-1600 ккал – углеводы (354-450 гр)

700-800 ккал – жиры

400 ккал – белки (100 гр)

Сахар – не более 25% углеводов

30% углеводов за счёт овощей и фруктов

Растительные и животные:

1) ¼ - сливочное масло

2) ¼ - растительное масло

3) ½ - жиры, содержащиеся в других продуктах

белки животного происхождения –50-60% суточной нормы (половина – молочные продукты)

сессия – 3000 ккал

три подхода

1) максимальный завтрак

2) 3-4-разовый режим питания (30% - завтрак, 30% - ужин)

3) максимальный ужин (50% суточной калорийности – ужин, по 25% - на завтрак и обед). Ужин не позже 18-20 часов, 2-3 часа до сна.

18-19 часов – максимальное выделение желудочного сока и ферментов + максимальное задействование функций почек.

3-4 раза в день

2-2,5 часа до занятий физ-рой, через 30-60 минут после

4. Систематические, соответствующие полу, возрасту и состоянию физические нагрузки. Организованные и самостоятельные занятия спортом.

Гиподинамия.

Динамическая компонента: статические компоненты – 1:3

Энерготраты

1:1

Оптимальный, минимальный и максимальный двигательный режим.

Оптимальная граница – режим, при котором достигается наилучшее ….(?) наилучшее ВСЁ J

Максимальная граница – чрезмерно высокий уровень физических нагрузок.

4000 – 7300 шагов за 2 пары физ-ры в неделю.

Гиподинамическая ситуация – до 4 часов в неделю физических упражнений.

Оптимально:

Юноши – 8-12 часов/неделю

Девушки – 6-10 часов

6-8 часов – целенаправленно юношам, 5-7 – девушкам.

1,3-1,8 часа в день – оптимально.

Спорт. Индивид.

Выбор видов спорта или систем физических упражнений.

1) Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи

2) Олимпийские игры и универсиады

3) Современные популярные системы физических упражнений. Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систематических упражнений.

1. Спорт – составная часть физ-ры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

Спорт (узкий смысл) – лишь та деятельность, которая исторически выделилась и оформилась в сфере физ-ры в виде состязаний, непосредственно направленных на демонстрацию достижений в ней, став унифицированным способом выявления, сравнения и объективированной оценки человеческих возможностей (сил, способностей, умения искусно использовать их для достижения соревновательных целей)

Спорт (узкий смысл) – собственно соревновательная деятельность, отличительными чертами которой являются:

1) система соревнований с последовательно возрастающим уровнем конкуренции и требований достижения (ранга).

2) Унификация состава действий, посредством которой достигается … (?)

… способов оценки действий, что достигается официальными правилами

3) регламент проведения соревнований в соответствии с принципами неантагонистической конкуренции, которая имеет гуманный характер

Спорт (широкий смысл) – собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, складывающиеся на основе этой деятельности.

В зависимости от особенностей предмета соревновательной деятельности выделяют виды спорта.

Отдельный вид спорта – вид соответствующей соревновательной деятельности, отличающийся предметом состязания, обусловленный составом действий и способом ведения спортивной борьбы (специальная техника и тактика), регламентом состязания и критерием достижений.

5 групп видов спорта:

1) Виды спорта, представляющие собой высокоактивную двигательную деятельность, достижения в которой в решающей мере производны от физических и непосредственно связанных с ними (т.е. с физ.) способностей спортсмена

2) Виды спорта, операционную основу которых составляют действия спортсмена по управлению внешними самодвижущимися средствами передвижения (яхта, мотоцикл…)

3) Технико-конструктивные виды спорта (сопоставляются не собственно соревновательные действия спортсмена, сколько результаты, т.е. предметы технико-конструктивных видов деятельности) (кораблики)

4) Стрелковые виды спорта с использованием любого стрелкового и огнестрельного оружия, в котором главное – попасть в цель

5) Абстрактно-игровые виды спорта (зависят от абстрактно-логического мышления)

Большинство видов спорта, получивших всемирное распространение, зародилось во 2й половине 19 – 1й половине 20го века (появились соревнования, правила соревнований)

+ неолимпийские, национальные виды спорта

Более 70 всероссийских федераций

1999 – учреждены общероссийская общественная организация Комитет национальных и неолимпийских видов спорта России à реестр видов спорта (русская лапта, самбо, русский бой, якутские национальные прыжки, метание топора на дальность, северное многоборье)

Дифференциация спортивных движений по направлениям

1) массовый

улучшение фенотипа (ну, внешность: мышцы, например) индивидов, оздоровление, отдых, развлечение

2) большой (высших достижений)

ориентирован на абсолютные параметры спортивных достижений(включая достижения международного масштаба)

включает в себя:

- профессиональный (форма зрелищной индустрии, бизнеса)

- олимпийский (главная функция – миротворческая)

все виды спорта: à студенческий (массовый)

Спортивная классификация.

Реализуя цели в спорте, каждый должен иметь возможность оценить динамику, сравнить себя с другими, видеть персональное совершенствование)

à Единая спортивная классификация

(устанавливает единые, общие правила по всем видам спорта и определяет особенности конкретного вида)

Используются понятия:

- спортивный разряд (понятие уровня развитого спортивного мастерства)

- спортивное звание (почётный титул за спортивные достижения различного уровня трудности: заслуженный мастер спорта России)

- разрядные нормы (показатели спортивных достижений различного уровня трудности, установлены с учётом особенностей вида спорта, спортивного разряда, пола, возраста)

- разрядные требования (см.ниже)

1) 3,2,1 юношеские разряды

2) 3 2 1 взрослые

3) кандидат в мастера спорта

4) мастер спорта

5) мастер спорта международного класса

Разрядные нормы – показатель. Выраженный в мерах времени, расстояния, веса, очках, баллах

Разрядные требования – место, которое должен занять спортсмен, команда на соревнованиях определённого уровня или достижения/победы спортсмена над спортсменом того или иного разряда

В одних видах спорта могут использоваться как разрядные нормы, так и разрядные требования (лёгкая атлетика)

В других – только разрядные требования (все виды борьбы, спортивные игры)

Спортивные классификации постоянно совершенствуются

Обновляются раз в 4 года

Студенческий спорт

Разновидность массового спорта, смысл которого заключается в улучшении фенотипа студентов, их оздоровлении, подготовке к жизни, развлечении, отдыхе.

Спорт в вузе предполагает специализированные систематические занятия видами спорта в учебных группах спортивного совершенствования, спортивных секциях или индивидуально с обязательным участием в спортивных состязаниях с целью улучшения уровня спортивного мастерства.

25-30 видов спорта в вузе, как правило. Это зависит от материально-технической базы.

Около 10 – в МГЛУ

Планирование массовых мероприятий включает разработку программы, графиков, сборов и т.д.

Спортивные соревнования

Соревнование следует рассматривать как различное по видам деятельности, масштабу и целям специально организованное мероприятие, участники которого в соответствии с установленным регламентом борются между собой за первенство или достижение определённого результата в определённом виде спорта.

Крупные соревнования:

1) комплексные соревнования с зачётом по многим видам спорта (спартакиада народов России, Всероссийские студенческие спортивные игры, спартакиады учащихся)

2) на первенство России по всем культивирующимся видам спорта (+ кубки России)

3) соревнования всероссийского масштаба, посвящённые юбилейным датам, а также на призы, предоставляемые организацией (могут приглашаться иностранцы)

Основной закон о физ-ре и спорте à соревнования в 3 этапа (каждый гражданин, прошедший соответствующую подготовку, может принять участие):

1) в коллективах физ-ры (самая большая массовость)

2) на первенство муниципалитета, города, области, района

3) финальное соревнование на первенство России

Москва и МО

Ежегодные московские студенческие игры (примерно 127 вузов), «Буревестник» проводит (спортивный клуб)

1) в учебных группах, факультетах

2) первенство вуза

3) МСУ

Более 60 видов спорта

Российский студенческий спортивный союз (РССС) Создан в 1993 году

Возглавляет президент РГУФК О. Мотыцын (?)

Спортивные организации более 700 высших и более 1500 средних специальных учебных заведений.

Члены международных организаций студенческого спорта и европейской ассоциации студенческого спорта

Олимпийские игры и универсиады.

Истоки развития олимпийского спорта исходят от Пьера де Пубертена.

16.06.1894 – учреждён международный олимпийский комитет (МОК)

- организация современных олимпийских игр

Национальный олимпийский комитет (НОК)

Штаб-квартира МОК в Швейцарии, Лазанье

Ежегодно проводятся сессии МОК

Действующие президент – Жак Рогге.

Уставный документ – Хартия олимпийских игр (Олимпийская хартия)

Основной разработчик – Пьер де Пубертен

В 1894 году в Париже утверждён международный спортивный комитет

Определяет основополагающие принципы, цели, задачи олимпийского движения даёт определение олимпийских игр и олимпиад, утверждённые символ, флаг, девиз, эмблема, гимн, определённый статус олимпийского огня и факела, организация Олимпийских игр, церемониал, открытие и закрытие ОИ.

Ведущая роль в России – Олимпийский Комитет России (ОКР)

1.12.1989 à организован ОКР

ОКР – более 60 федераций, 89 субъектов РФ, 12 олимпийских академий, 20 других спортивных организаций.

ОКР руководит Л. Тягачёв.

1896 – первая олимпиада в Афинах. Решено проводить раз в 4 года. Участвовали 311 спортсменов-мужчин из 13 стран, 44 дисциплины.

20 век – 4 олимпиады

VI., XII., XIII. – игры не проводились

Первоначально зимние виды спорта входили в летнюю олимпиаду

1908, 1920 – фигурное катание, хоккей

1925 – МОК постановил проводить регулярные зимние олимпийские игры

1924 – первые зимние игры в Шамони, Франция

293 человека (13 женщин), 16 стран

в СССР à XXII игры в 1980

зимние – 2014

XXX в Лондоне 2012

XXI зимние в Ванкувере

IV ОИ в Лондоне 1908 – впервые российские спортсмены. 3 медали

1й олимпийский чемпион Н. Панин – Коломенкин. 1е место – фигурное катание на коньках

2 серебра – борцы классического стиля Орлов и Петров.

1912 – общее 15е место

до 1952 не выступали

1951 – МОК признал НОК СССР

зимние олимпийские игры

1956 – Италия

2008 – 3е место (72 медали)

параолимпийские игры (с 1948)

1960 – олимпиада в Риме à проводятся регулярно (видимо, параолимп. игры)

1976 – зимние рег-но

Универсиады – всемирные студенческие олимпийские игры (комплексное соревнование)

17-28 лет (студенты, аспиранты, выпускники предшествовавших спартакиаде выпусков)

каждые 2 года

1923 – международная конференция студентов утвердила

1924 – плавание, фехтование, лёгкая атлетика

Варшава – первая универсиада

Впервые мы à 1957, Париж

1959 – Всемирный студенческий союз принял нас.

XXIV. 8 – 18.08.2007 Таиланд

2е место после Китая

XXV. 2009 Сербия и Черногория, Белгород

2013 – Казань

XXIV. 2009 зимняя, Китай

Россия – 1е место (51 медаль) по количеству, 2е по качеству (после Китая)

2011 – Турция

3. Наиболее популярны оздоровительный бег, кросс, ходьба и т.п.

+ оздоровительные системы физических упражнений

Экстремальные виды спорта и отдыха

Фитнес-клубы

1) степ

2) …

Силовые занятия в тренажёрных залах.

Аквааэробика, открытие спа-салонов

1) классическая аэробика – танцевальные элементы, упражнения, бег…

2) аквааэробика

3) шейпинг (растяжение и сокращение мышц)

Экстремальные виды спорта

1) флорбол (хоккей с мячом в закрытом помещении)

2) пейнтбол

3) сноуборд

4) бейдж-джампинг

5) бодидрафтинг (сплав без спецплавсредств)

6) вейкборд (на доске, катере)

7) рафтинг (надувная лодка, 20 человек)

8) виндсёрфинг

9) грасски (гусеницы)

10) маунтэйнбайк

11) дайвинг

12) кайтинг (использование воздушных змеев для буксировки)

13) каньонинг

14) скейтбординг

15) парапланеризм

16) паркур

17) маунтинберд (сноуборд летом)

18) сендборд (по песку)

19) пересечение (GPS, цифровые фотоаппараты, карты эл.): выяснили, что на Земле 16145 позиций, где показатели долготы и широты – целое

3000 из них исследованы

Вл. Никитенко из Благовещенска придумал ханрайдинг (длительные походы на голодный желудок)

Комплексные виды спорта

По степени влияния на организм все виды физических упражнений в зависимости от структуры движения делятся на:

- циклического характера

- ациклические

- смешанные (прыжки в длину с разбега)

Циклического характера – двигательные акты, в которых длительное время повторяется один и тот же законченный двигательный акт (ходьба, бег)

Наибольшие показатели аэробной мощности, выносливость

Тест Купера – выносливость

Ациклические – структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения (гимнастические, силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры, единоборства)

Опорно-двигательный аппарат, ­ сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность суставов, лабильность нервно-мышечного аппарата.

Гигиеническая и производственная гимнастика, занятия в группах здоровья и общей физподготовки, ритмическая и атлетическая гимнастика, хатха-йога.

Аэробные:

³ 2/3 мышечной массы тела задействовать

продолжительность: 20-30 минут


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: