Показатели рентабельности

Методы планирования прибыли.

Планирование прибыли – составная часть финансового планирования Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия. В условиях стабильно развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период – квартал, полугодие.

Метод прямого счета. Наиболее распространенный метод, применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации товарной продукции в соответствующих ценах (за вычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью.

Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановом периоде определяется как:

Прп = Пнтп–Пк,

Прт прибыль от объема реализуемой продукции, руб.;

Пн – сумма прибыли остатков нереализуемой продукции на начало планируемого периода, руб.;

Птп – прибыль от объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода, руб.;

Пк прибыль от остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце периода, руб.

Аналитический метод. Применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, и как дополнение к методу прямого счета. Он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль (снижение себестоимости, повышение ее качества, изменение ассортимента и цен). В рамках метода прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом.

Метод совмещенного расчета. Применяются элементы первого и второго методов. Стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета. Воздействие на плановую прибыль выявляются аналитическим методом.

На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. Среди них могут быть:

– увеличение выпуска продукции;

– улучшение качества продукции;

– продажа излишнего имущества или сдача его в аренду;

– снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

– диверсификация производства;

– расширения рынка продаж и д.

Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

Основные виды показателей рентабельности:

1. Рентабельность продаж, %:

Рпродаж = (Прибыль от продаж / Выручка)*100%);

Рпродаж = (Чистая прибыль / Выручка)*100%);

2. Рентабельность продукции, %:

Рпродукции = (Прибыль от продаж / Себестоимость)*100%);

3. Рентабельность активов, %:

Рактивов =(Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость активов)*100%);

4. Рентабельность производства, %:

Рпроизводства =(Прибыль до налогообложения / Среднегодовая стоимость основных производственных фондов)*100%);

5. Чистая рентабельность собственного капитала, %:

Рск =(Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость собственного капитала)*100%);

6. Рентабельность инвестиций, %:

Рск =(Доходы от инвестиционной деятельности / Среднегодовая стоимость финансовых вложений)*100%);

Показатели рентабельности, их анализ позволяют:

– оценить динамику показателя рентабельности с начала года;

– определить степень выполнения плана;

– выявить и оценить факторы, повлиявших на показатели и их отклонение от плана;

– выявить и изучить причины потерь, убытков, вызванных ошибками в руководстве производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

– найти резервы возможного увеличения прибыли или дохода предприятия.

7. На основании данных таблицы определите прибыль (убыток) от продаж и ее отклонение (прирост, снижение). Рассчитайте удельные веса статей затрат в выручке. Сделайте выводы.

Показатели Отчетный период, Базовый период
1. Выручка от продаж продукции, тыс. руб. 2. Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. 3. Коммерческие расходы, тыс. руб. 4. Управленческие расходы, тыс. руб. 1 306 507 1 015 026 10 395 220 691 429 035 337 556 63 154

10. На основании данных таблицы рассчитайте показатели рентабельности. Сделайте выводы.

Показатели Базовый период Отчетный период Темп роста, %
1. Выручка от продаж продукции, тыс. руб. 2. Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. 3. Прибыль от продаж продукции, тыс. руб. 4. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 5. Чистая прибыль, тыс. руб. 6. Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. 7. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. 8. Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб. 9. Рентабельность продаж, % 10. Рентабельность продукции, % 11. Рентабельность активов, % 12. Рентабельность производства, % 13. Чистая рентабельность собственного капитала, %. 48 250 40 630 7 430 27 320 23 140 13 240 61 760 51 260 10 240 32 870 25 230 15 680  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: