В Индии рождается Сиддхартха Гаутама, принц. 4 страница

Север наконец законодательно оформил в Риме абсолютизм: сенат лишался права издавать законы и избирать магистратов. Разница между магистратами и императорскими управленцами окончательно исчезает. Проводится обширная административная реформа, в ходе которой, как водится, растет и ширится бюрократия. Кстати, Север ликвидировал особый статус Италии, приравняв ее к прочим провинциям и поставив в ней легион.

Стремясь повысить престиж армейской службы, Север повышает воинам жалование – в который раз: если при Августе рядовой легионер получал 225 денариев, то при Севере уже 500 – и открывает дорогу наверх: легионер теперь, дослужившись до первого центуриона, вступал в сословие всадников и мог сделать карьеру вплоть до командующего армией. Увеличивается число штатных младших командиров, что снижает конкурс на эти должности и делает карьеру более реальной. Гвардия теперь набирается не из жителей Италии, а из лучших воинов всей армии. Север решается на еще более радикальный шаг: легионер теперь может иметь семью и землю во время несения службы. Как следствие, легионы теряют подвижность, врастая в подведомственную территорию. Несмотря на все эти меры, в армию приходится все более широким потоком набирать жителей слабо романизированных земель. Возросшие расходы на армию компенсировать нечем, и Север вслед за Траяном прибегает к порче монеты, добавляя медь в динарий, в котором и так уже серебра лишь 50%. Экономика от таких мер, понятно, не здоровеет.

С середины века, на фоне войн и чумы, наблюдается мощный приток неофитов в христианских общинах, причем теперь среди них хватает и людей зажиточных. Империя достигла зенита и ощутимо клонится к упадку, наслаждаться идеей «мы римляне, мы хозяева мира» уже не получается, и не культом же «императора, воплощения Ромы» заполнять сосущую пустоту в душе. Одновременно начинается острая полемика между христианами и философами античной школы, в пылу которой куется христианское богословие. Структура общины усложняется, у нее появляется руководитель – пресвитер, с помощником диаконом. Более того, у христианских общин вследствие притока богатых неофитов и просто пожертвований накапливается солидное имущество, и для управления им появляется специальный человек – епископ. К концу века именно он становится главой общины. Что и понятно: кто девушку кормит, тот ее и танцует. Среди общин имеется серьезная конкуренция за авторитет: шутка ли, в Карфагене творит Тертуллиан, Антиохская община основана Павлом, Иерусалимская – самим Христом. Но к концу века наибольший авторитет приобретает Римская община – в силу богатства, многолюдности, столичного положения, да и апостол Петр был распят именно здесь. Впоследствии этот авторитет уже не поколеблется, из него вырастет папский престол.

В Иудее, едва оправившейся от войны, в 132-135 г.г. новое восстание – под предводительством Бар-Кохбы, объявившего себя Мессией. По итогам восстания иудеям запрещено жить в Иудее – страна пустеет, начинается великое странствие евреев и плач о потерянной родине.

III в.

В этот век Римская Империя развалится – правда, еще не насовсем. В 211 г. Северу наследуют сыновья Гета и Каракалла. По задумке отца они должны править вместе, но Каракалла вскоре убил Гету, став единовластным правителем. При нем плата рядовому легионеру составляет уже 750 денариев в год, притом что сама армия разбухла до полумиллиона. Как результат, медь составляет уже 80% сестерция.

В 212 г. Каракалла дал римское гражданство всем свободным жителям Империи (за редкими исключениями). Правда, к тому времени от этого гражданства больше обязанностей, чем прав.

В 217 г. Каракалла убит. Следом убиты еще два императора-неудачника, и в 222 г. августом провозглашен 13-летний Александр Север. Фактически правила его мать Мамея. Она попыталась реанимировать сенат как политическую силу и, опираясь на него, снизить расходы на армию. Армия откликнулась волнениями, пришлось срочно ее задабривать, а для этого портить монету еще больше. Это была воронка: расходы на армию нельзя было уменьшить ни за счет числа солдат, ни за счет размера довольствия (хотя теперь солдаты, вообще-то, могли кормиться и с земли, которую им разрешили). Ибо армия осталась, по существу, единственной политической силой, император стал марионеткой в ее руках. Тысячи вооруженных мужиков подчиняются одному безоружному, пока верят в силу приказа – а римские легионеры, сажавшие на трон еще Гальбу с Веспасианом Флавием, больше не верят (все же есть что-то в мысли, что миром правят идеи, а не мечи). Императоры знают это и боятся. Рассказывают, что Септимий Север, умирая, завещал сыновьям: «обогащайте солдат и не обращайте внимания на остальных».

Тем временем в Парфии происходит государственный переворот, новый правитель ставит себе цель ни много ни мало вернуть державу Селевкидов – для чего, естественно, попросить римлян с Востока. Тяжелая война с Новоперсидским царством, как оно теперь называется, шла с 230 по 232 г.г. и привела к восстановлению Парфии в прежних границах (потере северовских завоеваний в Месопотамии), но не более. При этом каждая сторона заявила о своей победе. В 235 г. Мамея, не уверенная в боеспособности рейнских легионов, попыталась купить у германцев мир. Оскорбленные легионеры убили ее вместе с сыном.

После убийства императора отказывают последние психологические механизмы, сдерживавшие произвол армейских группировок. Не играет роли даже происхождение – в 235 г. императором провозглашен бывший фракийский пастух (на тот момент командующий легионом). С 235 по 284 г.г. на троне побывало 29 признанных сенатом императоров, не считая непризнанных. Все они убиты в усобицах и заговорах, кроме Деция, погибшего в войне с готами. В 251 г. Деций и в 257 г. Валериан издают эдикты против христиан, пытаясь укрепить культ староримских богов. Забота о стабильности империи правой рукой через левую пятку, ага. В 260 г. вновь нападают персы, Валениан попадает в плен и продается в рабство (это римский император-то). Христиане это и посейчас толкуют как кару Божью. Но кара, видимо, постигла Империю: с этого момента она перестала существовать. Около 30 самозваных правителей управляют разными областями, не оглядываясь ни Италию. Еще в 259 г. образовалось отдельное государство из Галлии, Британии и части Испании, со своей армией и сенатом. Аналогичная ситуация сложилась на Востоке, где столицей была Пальмира – государство охватывало Сирию, Палестину, Малую Азию и Египет.

Развал денежного обращения, упадок ремесла и торговли вызвал массовое бегство голодающих горожан в деревни, к земле и хлебу. Бывшие горожане становятся колонами крупных латифундистов, добивавшихся у императоров-призраков изъятия своих земель из-под юрисдикции муниципальных и императорских чиновников. Латифундии ведут натуральное хозяйство и обносятся крепостными стенами. Так закладываются основы феодализма. Резко уменьшается роль рабов в производстве, теперь их большинство только в сфере обслуживания. В сельском хозяйстве и ремесле бал правят колоны и квазиколоны.

В этот период на ослабевший Рим сплошным потоком идут завоеватели – готы при Леции, персы при Валериане, припонтийские племена (герулы, сарматы, готы) при Галлиене, снова готы при Клавдии II, германцы, угрожавшие непосредственно Риму, при Аврелиане. Все эти атаки были отбиты без аннексий со стороны нападавших. Галлиен, сын, соправитель и наследник Валериана, реформировал верные Риму части, сместив акцент с тяжеловооруженной пехоты на легкую конницу. С помощью этой обновленной армии Аврелиан за пять лет своего правления (270-275 г.г.) восстановил целостность Империи. Он же оставил завоеванную еще Траяном Дакию – без войны, просто понял, что ее не удержать. Римское население было эвакуировано, а граница вновь прошла по полноводному Дунаю, который не так легко было форсировать. Впрочем, после смерти Аврелиана разброд продолжился, но уже в меньших масштабах.

В 284 г. к власти приходит Диоклетиан. Он окончательно подавляет сепаратизм (впрочем, Диоклетиану еще придется подавлять восстания и воевать с персами до 298 г.) и уже в 286 г. разделяет Империю на Восточную и Западную, став правителем (августом) Восточной. Восточная империя к тому времени менее культурно разнородна, более экономически развита и реже подвергается нападениям варваров, чем Западная. Августом Западной империи стал Максимиан. Рим, что характерно, не был столицей ни той, ни другой, сенат стал просто городским советом. Столицей Западной империи становится прекрасно укрепленная, затерявшаяся среди болот Равенна. Столица Восточной будет блуждать, пока не определится при Константине (угадайте, где). По инициативе Диоклетиана выделяются в отдельные территориальные единицы из Западной империи – Галлия и Британия, из Восточной – Балканы. Правят ими полководцы соответственно Диоклетиана и Максимиана, получившие титул цезарей. По замыслу Диоклетиана, через двадцать лет правления августы отрекаются, на их место становятся цезари, а новых цезарей они назначают из своих полководцев. Такая система управления получила название тетрархии. Диоклетиан, дабы противодействовать сепаратизму, вместо прежних нескольких огромных провинций дробит Империю (и Восточную, и Западную) на сотню мелких (Рим выделен в сто первую административную единицу) и отделяет в них гражданскую власть от военной (провинции, впрочем, объединялись в диоцезы по прежним границам). Мера умная, но ведущая к резкому разрастанию бюрократического аппарата – в эпоху, когда и без того не очень ясно, на что его содержать.

Диоклетиан проводит налоговую реформу: основная масса налогов теперь взимается не деньгами, а продукцией. За налоги с колонов отвечают землевладельцы, что еще больше прикрепляет колонов к земле. За налоги с ремесленников отвечают куриалы (члены городского самоуправления). С них и взыскиваются недоимки. Куриалы разоряются, центральные власти насильно превращают в куриалов зажиточных горожан. Стремясь преодолеть неповоротливость обросших землей пограничных легионов, Диоклетиан создает мобильные части, расквартированные в городах. Чтобы было кого в них набирать, он издает закон, по которому каждый землевладелец обязан предоставить определенное количество рекрутов из своих колонов. И эта мера препятствует колонам, желающим покинуть свои участки. Основная масса этих рекрутов слабо романизирована.

В Северное Причерноморье приходят готы [Вернадский, Шелов]. Начав движение с берегов Балтики, вобрали по дороге (ну чтоб не скучно) энное количество встреченных племен и в гости к сарматам пришли сильным племенным союзом. Была война. Сарматы завоеваны и включены в готский союз племен. В это время греческие колонии в глубоком экономическом упадке (во многих городах даже перестали чеканить монету). Связи с Римом прерываются, ибо Большому римскому брату теперь не до них. Готские племена вынуждают боспорцев подарить им свой флот, и, пользуясь им, грабят и разоряют города, с коими Боспор прежде торговал (в частности, Афины) [Шелов].

Славяне заселяют территории между Балтикой, Доном, Черным морем и нижним Дунаем [Вернадский].

IV в.

В Римской империи вследствие упадка производства и обесценивания испорченных медью денег к началу века цены таковы, что массам людей не хватает на самое необходимое. В 301 г. Диоклетиан издает эдикт о твердых ценах и окладах и ставит на рынках плахи, чтобы казнить спекулянтов. Но плахи плахами, а единые цены и оклады в огромной и экономически разнородной Империи – благоглупость. Эдикт с самого начала выполнялся плохо и после отставки Диоклетиана был отменен.

Отдельная песня – отношение императора к христианству, которое к тому времени исповедуют даже его жена и дочь. Церковь многочисленна, хорошо организована и богата. Видимо, нахлебавшийся сепаратизма император усмотрел в мощной неподконтрольной ему структуре опасность, тем более что христиане не признавали культа императора. В 303 г. выходит эдикт, за ним еще несколько: храмы разрушать, книги сжигать, имущество церкви конфисковывать, всем христианам публично отречься и принести жертвы императору и языческим богам, не то – тюрьмы, пытки, казни. Но христианство выдержало удар – что Империя могла предложить взамен? Официозный культ императора, в божественность коего верилось примерно как в победу коммунизма над здравым смыслом? Мешанину замшелых языческих верований с малокровным с рождения римским язычеством во главе? Как только Диоклетиан отошел от власти, все его религиозные эдикты были отменены.

В 306 г., в строгом соответствии с планом, августы торжественно отреклись, цезари стали августами и назначили новых цезарей. Однако тетрархия не сложилась: уже в 307 г. вспыхивает война за власть над всей Империей. Жаль. Может быть, в таком виде она справилась бы с транспортной теоремой как-то более цивилизованно. Но приемники Диоклетиана не обладали его мудростью, зато от недостатка властолюбия не страдали. Так или иначе, из хаоса гражданской войны вынырнул сын августа Западной Империи Констанция Хлора Константин. В 312 г. он правитель Западной империи, а к 324 г. – единовластный император Запада и Востока (деление Империи на четыре части сохранилось как административное – они теперь именуются префектурами). Вестимо, вел ряд пограничных войн.

Константин ввел твердую золотую монету, что несколько оздоровило экономику. Однако, стремясь в условиях упадка городов обеспечить империю ремесленными изделиями, он идет на чрезвычайно жесткую меру: членство в ремесленной коллегии становится принудительно наследственным. То есть сын башмачника должен быть башмачником, и не колышет. Постепенно в такую зависимость попали и не входящие в коллегии мастера. Константин принимает чрезвычайно жесткие меры к розыску колонов, сбежавших до расплаты по всем обязательствам (а фактически расплатиться в течение жизни было невозможно, и обязательства наследовались). Но он все-таки не прикрепляет, как об этом пишут в учебниках за пятый класс, колонов к земле чем-то большим, кроме подписанных ими же контрактов и долговых расписок. Впрочем, что до колонов, то буйным цветом цветет патрониций – практика добровольного перехода бывших горожан и свободных земледельцев в колоны. Так они спасались от императорских налогов и произвола местных властей. Помимо прочего, теперь еще труднее набирать добровольцев в армию – ибо колоны повязаны землевладельцами, а ремесленники коллегиями.

Гонения на христиан прекратились еще в 311 г. Эдиктами Константина 313 и 315 г.г. христианство уравнивается в правах с другими религиями, конфискованное имущество возвращается церкви или компенсируется, церковные общины получают статус юридических лиц.

Между тем в самом христианстве начинается разброд и шатания. Возникает движение донатистов – противников епископа Карфагена, (якобы?) проявившего в годы гонений недостаточную стойкость. Этими знаменами прикрываются североафриканские сепаратисты и просто бандиты. Возникает также арианство – учение, гласящее, что Христос был не Богом, а лишь посредником между Богом и человеком. Идея такого посредничества пришла из неоплатонизма, весьма известного в образованных слоях общества. В 325 г. Константин собирает Первый Вселенский собор в городе Никее, отчего собор называется также Никейским. Смешно, что Константин в ту пору сам еще язычник, поклоняется Христу вместе с Аполлоном и прочей честной компанией. Но в христианстве он видит новую государственную идеологию и обязательно хочет, чтобы его власть была освящена Богом, а не каким-то там посредником. Под давлением Константина арианство осуждено Никейским собором, Арий проклят и сослан. Ключевой вопрос христианской религии – кем был Христос – решен административными методами. Собор уточнил также церковную иерархию. Клир городов возглавляли епископы, епископы Рима, Александрии и Антиохии провозглашаются архиепископами, причем первые два получают звание пап.

В 330 г. переносит столицу в Византий, который по этому поводу назвали Константинополем. В 337 г. Константин умирает, предварительно приняв ислам христианство. По завещанию Империя разделяется между его многочисленными наследниками, что приводит к 14 годам усобицы, в коей род Константина почти полностью истреблен. К 352 г. власть в руках Констанция II, ярого арианца. Обычные христиане именуются теперь ортодоксами и никейцами и преследуются. Ко времени Констанция христианство уже фактически государственная религия. Маятник качнулся: теперь уже языческие храмы разрушаются, их земли конфискуются, христианская церковь, и без того небедная, получает государственные дотации. Кстати, о христианстве: в 354 г. рождается Августин Блаженный и начинает блаженствовать.

В 361 г. Констанцию наследует Юлиан. Он покровительствует городской верхушке, резко снижает расходы двора и несколько сокращает дворцовую бюрократию – правильные меры, но «Боржоми» пить уже поздно. Юлиан реабилитирует язычество: восстанавливает разрушенные храмы, возвращает им земли, лишает христианскую церковь госдотаций. За что и получает в веках прозвище Юлиана Отступника. Эдикты Юлиана проповедуют веротерпимость (что отличный повод вернуть из ссылки всех еретиков и ослабить церковь раздорами), вот только христиане не допускаются в школы и на высшие государственные посты.

Однако уже в 363 г. Юлиан погибает в войне с персами, и все его религиозные эдикты отменяются. Его наследник Иовиан вскоре умирает, и в 364 г. в Империи вновь два августа, родные братья Валентиниан I (на Западе) и Валент (на Востоке). Валент ревностный арианин и вновь начинает преследование никейцев. Императорам, впрочем, есть чем заняться кроме религиозных вопросов: начинаются опустошительные набеги вестготов и прочих дунайских варваров. В 365 г. вспыхивает восстание племянника Юлиана Прокопия под флагом облегчения налогов, контроля над бюрократией и поддержки курий. Захвачен Константинополь. Однако уже в 366 г. Прокопий разбит и казнен. Братья-августы предпринимают ряд полезных мер: борются с коррупцией, учреждают должность защитника плебса. В 366-369 г.г. новая война с готами с выгодным для Империи миром. В 374 г., однако, Валентиниан умирает, ему наследует полководец Грациан.

В 376 г. происходит знаменательное событие: вестготы, теснимые гуннами и аланами, попросили у Империи разрешения жить на ее землях в обмен на самих себя в качестве войск (гунны в 377 г. захватывают Паннонию, но до пришествия Атиллы на этом успокаиваются и часто нанимаются повоевать за римлян). Так до Рима докатываются волны того, что позже назовут Великим переселением народов – движение большой группы племен во главе с гуннами из прикаспийских степей на запад, начавшееся как раз тогда. А вестготов поселили во Фракии. Однако притеснения со стороны римских чиновников и перебои с доставкой продовольствия (готы не занимались сельским хозяйством) вызвали общее восстание вестготов с примкнувшими к ним беглыми рабами. В 378 г. в бою с повстанцами погибает император Валент.

Новым правителем Востока назначается полководец Грациана Феодосий. Призвав в армию всех боеспособных мужчин, кроме рабов и слуг, и одновременно заигрывая с готской знатью, он к 382 г. заключает мир. Вестготы поселяются на землях Империи (но не получают их в собственность – хотя он 1/3 до 2/3 земель у местных землевладельцев конфискуется под жизненное пространство для новоприбывших). Также они получают жалование и продовольствие, им разрешается не оглядываться на императора в религиозных вопросах (кстати, тогдашние вестготы – ариане), и вообще подчиняются они не имперским чиновникам, а своим вождям. Взамен они обязуются выставлять вооруженные дружины по приказу императора. Коренные жители, отметим, подчиняются римским законам, а с пришельцами устанавливаются определенные отношения. Вестготы были первыми федератами на римской земле, но скоро они перестанут быть единственными. Так было положено начало варварским королевствам.

В 380 г. Феодосий издает эдикт «О католической вере» (никейцы уже тогда именуют себя католиками). Арианство и язычество строго запрещаются, вновь разрушаются храмы. В 393 г. прошли последние Олимпийские игры, олимпийские храмы разрушены (да, императоры-христиане разрушали прекрасные языческие храмы с не меньшим азартом, чем варвары). В 382-387 г.г. новый узурпатор на Западе, в 392-394г.г. – еще один, Флавий Юлиан, под флагом язычества. С огромным трудом разгромлены. Грациан растворился где-то в политическом процессе, после чего Феодосий – единственный повелитель Империи. Что забавно, отлучен от церкви за беспричинное избиение жителей Фессалоников в 380 г. – и подчинился решению архиепископа. В 395 г. Феодосий умирает, в последний раз разделив Империю и завещав ее сыновьям: Восток – 18-летнему Аркадию, Запад – 11-летнему Гонорию. Регентом при Гонории ставится полководец Стилихон, вандал по происхождению.

Сожжена Александрийская библиотека. До сожжения в ней хранилось семьдесят трагедий Софокла. До наших дней сохранилось семь. Толпа прихожан Александрийского епископа Кирилла растерзала Гипатию. С этой девушки – математика, астронома, философа – заживо содрали плоть морскими раковинами. Кирилла причислили к лику святых.

Готы создают на завоеванных сарматских территориях союз племен, известный как «держава Эрманариха». Если верить готскому историку VII в. Иордану, у антов уже есть свое государство (остготы напали на антов, «вторгшись в их страну»). Однако к концу века готов (и аланов) покоряют гунны (тюркское племя, по Вернадскому), ведомые Аттилой. Боспорское царство сметено и втоптано в грязь этим нашествием. Херсонес, однако, выстоял и продолжил существование под властью Византии.

В это время в Закавказье (нынешние Грузия, Армения, Азербайджан) собственная высокоразвитая культура (письменность, наука, искусство).

В Африке, на севере нынешней Эфиопии, расцвет древнего государства Аксум.

V в.

В этот век Западная Римская империя погибнет. Власть Гонория слаба. Продолжается упадок городов и торговли, ремесло смещается в виллы землевладельцев. Латифундии магнатов, огромные, хорошо укрепленные, с запасами продуктов и ремесленных изделий, с собственной охраной – островки стабильности в гибнущей Империи. Патрониций наращивает масштабы. Богатеет церковь – она теперь владеет огромными латифундиями с собственными колонами и рабами (последнее особенно любопытно в свете христианского милосердия). Распространяется монашество, массово строятся монастыри. Светские и церковные элиты сращиваются – часто епископом становится высокопоставленный чиновник. Другой рукой церковь щедро занимается благотворительностью, обеспечивая себе политическую поддержку в низах. Авторитет церковной власти растет по мере того, как падает авторитет власти светской. Гонорию, в отличие от владык Востока, не удалось поставить церковь – единственную процветающую структуру в распадающейся Империи – под государственный контроль.

Это время коллапса. Церковные земли освобождены от налогов, как и земли тех магнатов, у кого хватает влияния (многие, как мы помним, подсуетились еще в III в.). Добавим опустошение огромных пространств варварами и масштабное казнокрадство – и все это на фоне общего упадка ремесла и торговли. Армия теперь меньше, чем в III в., но все же 140 тыс. пограничных и 125 тыс. полевых войск нужно чем-то кормить – и это еще не считая федератов. Федератов много – по готскому образцу возникают федерации франков, свевов, алеманов, вандалов и т.д. Казна пустеет, вместе с ней слабеет центральная власть. Провинциальная знать и церковь все чаще берут дело подавления восстаний и отражения набегов в свои руки. Конунги федератов все меньше оглядываются на Равенну.

Усиливается религиозное брожение. Возникает пелагианство, отрицающее догмат о первородном грехе и на этом основании – справедливость земных страданий. В провинции Африка вновь вспыхивает донатизм с его крайним крылом – агонистиками (не путать с агностиками). Они называют себя «борцами за истинную веру», но интересует их не вера, а «взять все, да и поделить». Под страхом грабежей и поджогов отпускаются рабы, уничтожаются долговые расписки. Движение подавлено лишь к концу 420-х. Вообще, V в. – время выступлений под самыми разными флагами – политическими, национальными, религиозными, и без флагов вообще, просто против. Против нищеты, налогового гнета, рабства, произвола местных чиновников, против всей тогдашней жизни как она есть.

Центральной власти не до того. В 401-402 г.г. нашествие нарушивших договоры вестготов во главе с Аларихом. В 404-405 г.г. новая волна готов, теперь уже «диких» – дошедшая до Флоренции. Для защиты Равенны от возможных новых набегов Стилихон отзывает часть войск из Галлии и Британии. Это сказывается – уже в 407 г. туда вторгаются аланы, вандалы и свевы. Местная аристократия берет оборону в свои руки, заодно провозгласив себе нового императора. Захватчики вытеснены, но не за Рейн, а в Испанию, где и хозяйничают всласть. Гонорию не до Испании: в 408 г. Стилихон отстранен от власти и убит, договор с Аларихом разорван, он снова ведет готов на Италию и осаждает Рим. Жители города платят огромный выкуп. Аларих пытается перетереть с Равенной за мир, но правящую группировку не устраивают его условия. Гордый гот обижается, и, дабы показать, кто здесь хозяин, 24 августа 410 г. берет Рим.

В 411 г. Равенна смиряется со свершившимся фактом и признает хозяйничающих в Испании свевов и вандалов федератами. В 418 г., дабы удалить из Италии опасных вестготов, их поселяют федератами в Аквитании. В 429 г. вандалы, у коих что-то не сложилось с Испанией, приглашены в Африку. Причем, в отличие от вестготов, установивших с коренным населением и его культурой в целом мирные отношения, вандалы такие вандалы. В Равенне беспомощно взирают на этот беспредел. В 435 г. Вандальское королевство официально признано союзным Империи государством. В 443 г. возникает королевство бургундов в Галлии, в 451 г. – англо-саксов (тогда это еще два племени) в Британии.

В начале 440-х г.г. гунны, ведомые Атиллой, вторгаются на Балканы, пользуясь тем, что Византия ведет тяжелые войны с персами на Евфрате и с вандалами в Африке. Однако византийцы где мечом, а где золотом отваживают гуннов – и они вторгаются в Галлию. Против них выходят полуприрученные римлянами племена – франки, аланы, вестготы, саксы и т.д., ибо гунны не разбираются, кого резать. В 451 г. гунны разгромлены, а со смертью Атиллы в 453 г. гуннский союз племен окончательно развалился. Но окончательно развалилась и Империя. Вестготы захватывают большую часть Испании, вандалы – африканских провинций. Вандалы строят собственный флот и в 455 г. берут Рим, подвергая его невиданному и бессмысленному разгрому. В Равенне тем временем жестокая и столь же бессмысленная борьба за призрачную власть. В 457 г. император Майоран, последний талантливый правитель погибшей Империи, проводит на подконтрольных территориях ряд удачных реформ, и ему удается укрепить римские позиции в Галлии и Испании. Но возвращения римского владычества там уже никто не жаждет, и в 461 г. Майоран убит. Дальше – только дыхание Чейна-Стокса. В 476 г. последний император Западной Римской Империи низложен.

VI в.

Около 500 г. племена франков объединяются в государство первым королем Хлодвигом (расположено примерно на территории современной Франции). Хлодвиг издает письменные законы.

В Англии племена бриттов – коренных жителей – под предводительством вождя Артура сопротивляются нашествию англов и саксов.

В культуру Европы входят хроники.

В Византии правит Юстиниан. При нем государство, и без того включавшее Балканы, часть Закавказья, Малую Азию, Сирию, Палестину и Египет, подчинило еще Северную Африку, Италию (королевство остготов), часть Испании. Он же возвел Софийский собор в Константинополе. В этом же веке на Византию нападают славяне, славяне же мирно расселяются на Балканах и присягают византийскому императору.

Славяне живут себе от Эльбы до Днепра и от Балтики до Черного моря. Сложилась держава волынян – первое известное государственное образование у славян. Была союзником Византии в борьбе с кочевниками (Вернадский). Росы упоминаются в сирийской хронике VI в.

В Индии в VI – VII в.в. образуется до 70 самостоятельных княжеств во главе с раджами – в каковом состоянии Индия пробудет еще долго. Арьябхата определил число «пи» с высокой точностью и высказал догадку, что Земля – шар, вращающийся вокруг своей оси. Вот так.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: