Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

II. Изучение нового материала. I. Актуализация знаний




I. Актуализация знаний

ПЛАН УРОКА

Задачи.

Цель.

Урок

III. Закрепление материала

1. В чем заключается сущность митоза?

2. Какие клетки делятся митозом?

3. Чем характеризуются фазы митоза?

4. Начало какой фазы митоза можно непос­редственно наблюдать в микроскоп?

5. Чем определяется упорядоченное распре­деление хромосом в митозе между дочер­ними клетками?

6. Какие функции жизни обеспечивает деле­ние клеток?

7. Чем отличается амитоз от митоза?

Домашнее задание – параграф № 22

Тема: «Мейоз и его биологическое значение»

Изучить редукционный способ деления клетки – мейоз, а так же его биологическое значение.

Образовательные:

- обобщить и дополнить знания о разнообразии способов деления клеток;

- обеспечить учащихся глубокими и прочными знаниями о мейозе, как особом способе деления клетки в результате которого происходит уменьшение числа хромосом;

- показать изменения, произошедшие в процессе эволюции.

Развивающие:

- развить умения и навыки делать выводы с помощью логического мышления на основе сравнения мейоза с ранее изученными способами деления клетки;

- развивать способности к целостному интегративному мышлению на основе установления зависимости способа деления от функции клеток;

- развивать речь, мышление, восприятие увиденного, побуждая учащихся к творческой познавательной деятельности, путем постановки проблемного вопроса.

Воспитательные:

- воспитать культуру общения и умения работать в учебном коллективе;

- воспитать экологическую культуру восприятия природы в целом.

1. Что такое митоз, в чем заключается его биологическое значе­ние ?

2. Из каких фаз состоит митоз, что происходит с хромосомами в каждой фазе?

3. В чем принципиальное различие между делением клеток прокариот и амитозом эукариот? Что общего между этими типами деления?

4. Какой биологический смысл заключает­ся в том, что амитоз характерен для клеток с ослабленной физиологической активнос­тью?

Мы говорили, что биологический смысл митоза состоит в строго одинаковом распределении между дочерними клетками материальных носителей наследственности — молекул ДНК, входящих в состав хромосом материнской клетки. Как известно при оплодотворении ядра родительских клеток (гамет) сливаются, что привело бы к увеличению вдвое количества ДНК и хромосом в зиготе и соответственно во всех клетках организма (2n – 4n – 8n и т.д.). как это объяснить, если учесть, что новый организм содержит такое же количество ДНК, как и материнский?

Так, при образовании половых клеток существует механизм уменьшения числа хромосом, который компенсирует удвоение их набора при оплодотворении - мейоз(от греч. meiosis — уменьшение) — это особый способ деления клеток, в результате кото­рого происходит редукция (умень­шение) числа хромосом вдвое и пе­реход клеток из диплоидного состо­яния 2п в гаплоидное п (рис. 3.4).




Путем мейоза образуются споры и половые клетки — гаметы.Из-за редукции хромосомного набора в каждую гаплоидную спору и га­мету попадает по одной хромосоме из каждой пары хромосом, имев­шихся в материнской клетке. В ходе последующего процесса опло­дотворения (слияния гамет)орга­низм нового поколения получит также диплоидный набор хромосом, т.е. сохранит присущий данному виду организмов кариотип. Важ­нейшее значение мейоза заключа­ется в обеспечении постоянства кариотипа в ряду поколений орга­низмов данного вида.

Мейоз включает два быстро сле­дующих одно за другим деления. Перед началом мейоза каждая хро­мосома реплицируется (удваивает­ся). В течение некоторого времени две ее образовавшиеся копии оста­ются связанными друг с другом центромерой. Следовательно, в каждом ядре, в котором начинает­ся мейоз, содержится эквивалент четырех наборов гомологичных хро­мосом 4с (с-сестринские хроматиды — по две в каждой гомологич­ной хромосоме). Поэтому, для того чтобы образовались ядра гамет, со­держащие одинарный (гаплоидный) набор хромосом, необходимы два ядерных деления. Эти деления так и называются: первое деление мейозаи второе деление мейоза. Вто­рое деление мейоза следует прак­тически сразу же за первым, и син­теза ДНК в промежутке между ними не происходит (т.е., по сути дела, между первым и вторым де­лением отсутствует интерфаза).



Первое мейотическое (редук­ционное) делениеприводит к обра­зованию из клеток с диплоидным набором хромосом (2n) гаплоидных клеток (n). Оно начинается с про­фазы 1,в которой, как и в митозе, осуществляется упаковка наслед­ственного материала (спирализация хромосом). Одновременно происхо­дит сближение гомологичных (пар­ных) хромосом своими одинаковы­ми участками — конъюгация (в митозе не наблюдается). В резуль­тате конъюгации образуются хро­мосомные пары — биваленты. Каждая хромосома, вступая в мей­оз, как уже отмечалось, имеет уд­военное количество наследственно­го материала и состоит из двух хроматид, поэтому бивалент включает уже 4 хроматиды.

Когда хромосомы находятся в конъюгированном состоянии, про­должается их дальнейшая спирали­зация. При этом отдельные хроматиды гомологичных хромосом пере­плетаются между собой. В последу­ющем гомологичные хромосомы от­талкиваются и несколько отходят одна от другой. В результате этого в местах переплетения хроматид мо­жет происходить их разрыв, и, как следствие, в процессе воссоединения этих разрывов гомологичные хромосомы обмениваются соответствую­щими участками. В результате хромосома, перешедшая к данному организму от отца, включает учас­ток материнской хромосомы, и на­оборот. Перекрест гомологичных хромосом, сопровождающийся обме­ном соответствующими участками между их хроматидами, называет­ся кроссинговером. После кроссинговера расходятся уже измененные хромосомы, т.е. с другим сочетани­ем генов. Являясь процессом зако­номерным, кроссинговер приводит каждый раз к обмену разными по величине участками и обеспечивает эффективную рекомбинацию мате­риала хромосом в гаметах.

К концу профазы хромосомы в бивалентах, сильно спирализуясь, укорачиваются. Как и в митозе, в конце профазы I разрушается ядер­ная оболочка и начинает формиро­ваться веретено деления.

В метафазе Iзавершается фор­мирование веретена деления. Его нити прикрепляются к центромерам хромосом, объединенных в бивален­ты таким образом, что от каждой центромеры идет лишь одна нить к одному из полюсов клетки. В резуль­тате нити, связанные с центромера­ми гомологичных хромосом, уста­навливают биваленты в плоскости экватора веретена деления.

В анафазе I гомологичные хро­мосомы разделяются и расходятся к полюсам клетки. При этом к каж­дому полюсу отходит гаплоидный набор хромосом, состоящих из двух хроматид.

В телофазе I у полюсов веретена деления собирается одиночный, гаплоидный, набор хромосом, в кото­ром каждый вид хромосом представ­лен уже не парой, а одной хромосомой, состоящей из двух хроматид. В короткой по продолжительности те­лофазе I восстанавливается ядерная оболочка, после чего материнская клетка делится на две дочерние.

Таким образом, образование би­валентов при конъюгации гомоло­гичных хромосом в профазе I мейоза создает условия для последующей редукции числа хромосом. Формирование гаплоидного набора в гаметах обеспечивается расхож­дением в анафазе I не хроматид, как в митозе, а гомологичных хромо­сом, которые ранее были объедине­ны в биваленты.

Второе мейотическое деление следует сразу за первым и сходно с обычным митозом (поэтому его ча­сто называют митозом мейоза), но в отличие от митоза клетки, всту­пающие в него, имеют гаплоидный набор хромосом.

Профаза IIнепродолжительная. В метафазе IIснова образуется ве­ретено деления, хромосомы выстра­иваются в экваториальной плоско­сти и центромерами прикрепляются к микротрубочкам веретена деле­ния. В анафазе IIосуществляется разделение их центромер, и каждая хроматида становится самостоятель­ной хромосомой. Отделившиеся друг от друга дочерние хромосомы рас­тягиваются микротрубочками вере­тена деления к полюсам. В телофазе IIзавершается расхождение сес­тринских хромосом к полюсам и наступает деление клеток: из двух гаплоидных клеток образуются че­тыре гаплоидные дочерние клетки. Таким образом, в результате мейоза из одной диплоидной клетки обра­зуются четыре клетки с гаплоидным набором хромосом.

Как уже говорилось редукционное деление является как бы регулятором, препятствую­щим непрерывному увеличению числа хромосом при слиянии гамет. Не будь такого механизма, при по­ловом размножении число хромо­сом удваивалось бы в каждом но­вом поколении. Иными словами, благодаря мейозу поддерживается определенное и постоянное число хромосом во всех поколениях каж­дого вида растений, животных, протистов и грибов.

Другое важное значение мейоза заключается в обеспечении чрезвы­чайного разнообразия генетическо­го состава гамет в результате как кроссинговера, так и различного сочетания отцовских и материнс­ких хромосом при их расхождении в анафазе I. Это обеспечивает появ­ление разнообразного и разнокаче­ственного потомства при половом размножении организмов.

ВЫВОД

В ходе мейоза происходит об­разование четырех клеток с уменьшенным вдвое по сравне­нию с материнской клеткой коли­чеством хромосом. Мейоз пред­ставляет собой два следующих друг за другом деления — редук­ционное и митоз мейоза, в каж­дом из которых выделяют четы­ре фазы. В первом делении часто происходит кроссинговер. С помо­щью мейоза образуются гаметы и споры.





Дата добавления: 2014-02-24; просмотров: 1279; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8840 - | 8366 - или читать все...

Читайте также:

 

34.239.172.52 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.