Тема 13. Закон взаимного порождения явлений

Каждое явление порождает другие явления и порождается ими в отношениях преемственности и взаимности.


13.1. ВОЗМОЖНОЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ

Возможное (ВЗ), или потенциальное – еще не проявленное бытие некоторой сущности, а действительное (ДС), или актуальное – проявленное бытие данной сущности, “единство сущности и существования” (Гегель). ВЗ и ДС взаимно порождаются, благодаря чему в мире нет фатальной предопределенности. Против порождения новых ВЗ выступ. фатализм, против определения ВЗ со стороны ДС – “волюнтаризм” (неоднозначное слово).

ВЗ делятся на формальные (логические) и реальные (фактические), а также на абстрактные (односторонние) и конкретные. Степень конкретности ВЗ наз. вероятностью его осуществления. Абсолютно конкретная возможность, осуществление которой зависит только от времени, а вероятность = 100%, тождественна необходимости.


13.2. НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ

НД наз. то, что в данных обстоят. не может не быть, СЛ – то, что в тех же обстоят. может быть или не быть. СЛ в одном отношении может быть НД в другом, и наоборот. Действительно необходимый предмет имеет основания своего существования в самом себе (напр., животное само находит пищу), а случайный – в чем-то ином.

Закон – необходимая существенная связь явлений. Объективный идеализм (Х. Вольф и др.) склонен жестко разделять НД как абс. общее и СЛ как частное. Субъективный идеализм (И. Кант и др.) трактует НД как фикцию рассудка и счит., что мы предписываем природе ее законы. Метафизич. материализм отрицает объективное существование СЛ, что ведет к фатализму (Демокрит, Гоббс, Гольбах и др.).


13.3. КАТЕГОРИЯ ОСНОВАНИЯ. ВИДЫ ОСНОВАНИЙ

ОС – части возможности данного явления. ОС и обоснованное взаимно переходят, благодаря чему возможны самоподдерживающиеся процессы (напр., горение свечи, питание животного). Различают необходимые и достаточные, логические и фактические ОС. Последние не имеют обратного действия во времени. Желаемое будущее (цель) не образует достаточного ОС к.-л. событий (против – идеалистическая “телеология”). Среди фактических различают абсолютные ОС (напр., воля бога) и определенные ОС (частные явления). Диалектика признает ОС разной степени общности, но абсолютным ОС считает только саму всеобщую связь.

Исходные формы определенного ОС – причинение (каузальность) и обусловливание. Причины активны, порождают явления, а условия пассивны; но их различие не абсолютно. Субъективный идеализм сводит причинное отношение к привычной связи ощущений (Д. Юм, Л. Витгенштейн и др.) или к функциональным зависимостям.

Причина предшествует следствию во времени. Повод – часть причины, он развязывает ее действие, но сам не мог бы породить данное следствие. Он может быть случайным (напр., падение камня, за которым следует горный обвал) или специально организованным (напр., нажатие курка при выстреле).

Следствие зависит не только от причины, но и от условий, но при том же сочетании причин и условий должно получаться то же следствие. Отклонения от этого правила связаны с действием общих оснований; см. след. вопрос.


13.4. ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ ЯВЛЕНИЙ

Действие определенных (частных, дискретных) ОС называется детерминацией (от лат. determinare – ограничиваю). В метафизич. материализме и в офиц. марксизме принцип всеобщей связи подменялся “принципом детерминизма”. В марксизме при этом вводилось противоречивое понятие “диалектический детер-минизм”. Неверен также индетерминизм (релятивисты), допускающий явления помимо всеобщей связи.

Действие всякой сущности выходит за рамки детерминации. По данным синергетики, самоорганизация всегда включает нелокальную корреляцию поведения элементов системы при отсутствии упорядочивающего воздействия. В 1935 г. А. Эйнштейн и др. предсказали существование несиловой связи микрочастиц через вакуум, а в 1982 г. она доказана эмпирически (А. Аспект и др.) Современная наука фактически преодолела оппозицию детерминизма и индетерминизма в пользу принципа всеобщей связи.

Раздел IV. ОНТОЛОГИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: