Тема 15. Сознание, его происхождение и сущность


15.1. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ (СЗ)

Со-знание (лат. con-scientia) букв. означает самоотражение (рефлексию) знания. Иррационализм счит. его основой сознания рефлексию, доступную также животным, и противопоставляет СЗ и разум. Большинство философов трактуют СЗ как обобщающее понятийное знание и вербально-понятийную рефлексию, неотделимые от разума.

Идеализм и дуализм счит. СЗ особой субстанцией, панпсихизм – свойством единой субстанции (Б. Спиноза и др.), материализм – свойством веществ. образований. При этом вульгарные материалисты сводят СЗ к физиологич. процессам в мозгу человека (П. Кабанис, К. Фогт и др.) Диалектич. материализм счит., что мысль как продукт СЗ идеальна (сверхчувственна), хотя СЗ не существует без материальных носителей.

15.2. СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ (ОЖ)

ОЖ = сохранение предметами следов взаимодействия. Оно имеется во всей природе, а в живой приобретает сигнальную функцию и проходит след. ступени эволюции: 1) раздражимость (любая клетка), 2) избирательная чувствительность (периферич. нервная система), 3) психика (душа) = способность целостного ОЖ посредством центральной нервной системы.

СЗ возникает путем расщепления психики на две сигнальные системы: 1-ю – чувственных сигналов, общих у нас с животными, и 2-ю – речевых сигналов, в развитом виде присущ. только человеку (И.П. Павлов).

Знаки 2-й сигн. сист. условны и не зависят от содержания отражаемого предмета или свойств мозга. Они являются решающей ступенью перехода к идеальному. Но действительно идеален только смысл высказываний, несводимый к к.-л. материальной форме его выражения.


15.3. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СОЗНАНИЯ

Условность речевых знаков позволяет СЗ не ограничиваться свойствами нашей чувств. природы и объективно отражать мир, в т. ч. за пределами данного в ощущениях (общее, причины, сущности). Но в той же условности коренится склонность СЗ к заблуждениям.

Они отсеиваются посредством социальных механизмов:
1) Языковое общение преодолевает ограниченность и ошибки индивидуального СЗ. Благодаря ему накапливается опыт и развивается практика. 2) Практика, в меру ее зрелости, выступает как объективный критерий истины (см. 16.4). 3) Жизнь в обществе стимулирует индивидов к обобщающему мышлению, самосознанию и развитию воли. Вне общественных условий СЗ не реализуется, что доказано наблюдением за людьми, с малолетства отлученными от общества.

Итак, СЗ = способность высокоорганизованной материи к идеальному смысловому отражению действительности посредством системы условных речевых знаков, которая реализуется только в социальных условиях существования.


15.4. СТРУКТУРА ПСИХИКИ (ПС) И СОЗНАНИЯ

Т. к. СЗ – инструмент преобразования мира, оно должно преобразовывать себя, чему служит самоСЗ. А т. к. СЗ образуется путем расщепления ПС, все формы человеческой ПС выступают на двух уровнях: природно-душевном и собственно духовном. Эти уровни взаимосвязаны, но их формы не следует смешивать: напр., восприятие – с вербальным знанием, самоощущение – с понятийным самоСЗ, и т. д. Воля может выступать и как сила природного влечения, и как способность человека подчинить свою природу разумному целеполаганию.

Бессознательное = автоматические процессы в ПС без апперцепции, подсознательное = сфера вытесненных (подавленных) установок СЗ и влияния инстинктов на СЗ. По объему в ПС преобладают бессознательное и подсознательное, но сознательное играет ведущую роль в прогрессивном развитии человека и общества.

Продолжение следует.

В.Н. Самченко

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Курс лекций для аспирантов КГАЦМиЗ

Лекции рассчитаны только на читаемый курс, публикуются в соответствии с ходом занятий
и обновляются путем ротации, обычно по принципу "третья тема вытесняет первую"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: