Тема 7. Идеология избирательных кампаний

Религия – это сфера духовной жизни, форма общественного сознания, система духовных представлений, взглядов и убеждений людей, на которых строится мировоззрение и мироощущение, а также соответствующе поведение и специфические действия (религиозный культ), основанные на вере в сверхъестественное, на заложенном природой стремлении людей к высшему, идеальному и совершенному.

Современная религия представляет собой:

· Отражение объективной реальности;

· Общественную подсистему;

· Выражение глубинных общественных связей;

· Возникающее в процессе становления человека и общества аспекты их взаимодействия и жизнедеятельности;

· Необходимый результат становления и развития общественных отношений, оказывающий на них непосредственное воздействие;

· Способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения;

· Феномен общественной культурны.

В своем историческом развитии религиозные представления человека выразились в ряд форм религий:

Ранние: тотемизм – вера в родство (происхождение) той или иной группы людей от животного или растительного предка; анимизм – вера в существование духов, одухотворение сил природы, имеет более широкий, всеобщий характер, чем тотемизм; магия – комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на сверхъестественные силы для получения материальных результатов; фетишизм – приписывание отдельным предметам магические силы и свойства, способные влиять на ход событий и окружающий мир.

Развитые: политеизм – поклонение развитому пантеону (связанной между собой сверхъестественных сил) божеств, многобожие; монотеизм – поклонение оному единому Богу-творцу. Впрочем, религиозные системы могут и не иметь понятия Творца, а божеств относить к нашему материальному миру и сближаться на философском уровне с атеизмом (различные формы буддизма).

Религия выполняет целый ряд важных социальных функций, реализуемых как на общесоциальном (общество), так и на микросоциальном (личность) уровнях.

Общесоциальные функции религии:

· Компенсаторная – восполнение человеческих слабостей (незнания) перед лицом природных или общественных сил, что имеет определенное позитивное значение;

· Регулятивная – регулирует поведение людей, основываясь на догматической символике и других конфессиональных требованиях;

· Интегрирующая – способствует консолидации общества, конфессиональному единству, другим формам сплочения людей;

Микросоциальные функции:

· Мировоззренческая – удовлетворяет познавательные потребности, наделяет определенными жизненными ориентирами и установками, вытекающими из религиозного объяснения мира, символов и догматов той или иной религии;

· Функция нравственного воспитания – несет общечеловеческие нормы морали, утверждая, что нравственные законы должны соблюдаться потому, что они есть веление Бога. Способствует нравственному совершенствованию, моральному оздоровлению человека и общества в целом;

· Культурно-воспитательная и культуротворческая функции – в них реализуется собственная природа религии, и ее роль в жизни общества и личности.

· Политическая – оправдание и/или обожествление власти.

Именно религия выполняла в древних и средневековых обществах и государствах роль идеологии, а в некоторых государствах играет роль государственной идеологии и в настоящее время: Саудовская Аравия (вахаббитский ислам), Иран (шиитский ислам). Только с наступлением Нового времени в истории Европы в результате секуляризации (от лат. Secularis – «светский»), превращения церковного имущества в светское, проводившегося с целью ослабления экономического могущества и политической роли церкви в государстве, происходит окончательное становление светского государства. Но все равно, даже во многих светских государствах религия и религиозные организации оказывают значительное влияние и на общество, и на политику, и на идеологию. Например, католические страны Европы – Италия, Испания, Португалия, православная Греция. Существуют и активно действуют различные политические партии, идеологией которых является непосредственно та или иная религия или религиозное направление (например, Христианско-демократический Союз в Германии или же христианско-демократическое движение в целом; в странах Восточной Европы религиозные организации выполняют функцию проводников радикальных социал-демократических идей социальной справедливости).

Являясь сложной системой, религия имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из ряда компонентов: религиозное сознание, религиозные отношения, религиозная деятельность, религиозные организации.

Главным специфическим признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Религиозное сознание имеет также два относительно самостоятельных уровня: религиозную идеологию и религиозную психологию.

Религиозная психология – это совокупность несистематизированных представлений, идей, чувств, образов, настроений, переживаний, привычек, установок, потребностей, через призму которых человек воспринимает и оценивает окружающий мир в иллюзорной и фантастической форме (следствием религиозной психологии является мифологическое сознание – наиболее характерное для современного общества, когда человек получает такое количество информации, которое просто не в состоянии «обработать»).

Религиозная идеология – это стройная система религиозных идей, взглядов и представлений, разработкой которых занимаются специально подготовленные люди, служители культа, богословы.

Законодательство о свободе совести в Республике Беларусь представляет собой трехуровневую структуру:

· Первый уровень – международные правовые акты, содержащие основополагающие идеи, принципы религиозной свободы и носящие в целом правоустанавливающий и декларативный характер;

· Второй уровень – конституционные нормы и законы Республики Беларусь;

· Третий уровень – указы Президента Республики Беларусь, правовые акты органов исполнительной власти.

Совершенствование законодательства в сфере свободы совести должно проходить по нескольким направлениям:

· Привидение национального законодательства в соответствие с международными нормами;

· Обеспечение системного развития правовых актов, не допускающего принятия актов вне связи друг с другом, несогласованности и противоречивости содержащихся в нем норм;

· Формулирование и закрепление основных принципов конфессиональной политики государства;

· Закрепление и обеспечение гарантий права на свободу совести, что создает необходимые предпосылки для оптимизации религиозных процессов в стране.

В Конституции и Законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» провозглашается свобода совести. В статье 31 Конституции каждому человеку предоставлено право определять свое отношение к религии, т. е. исповедовать любую религию, лично или совместно с другими, или не исповедовать никакой. В статье 7 Конституции говорится, что государство не вмешивается в дела церкви, не финансирует ее деятельность. Статья 5 запрещает создание организаций, ведущих пропаганду религиозной вражды. А в статье 16 прямо говорится о запрете деятельности религиозных организаций и их представителей, деятельность которых направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя или связана с нарушением прав и свобод граждан, угрожает их здоровью и моральности. Статьи 14 и 15 говорят о том, что государство регулирует отношения между этническими и социальными группами и обеспечивает сохранение и развитие их духовно-культурного наследия (в состав которого, естественно, входит и религия). Религиозные же организации не выполняют государственные функции. Государственная система образования в Республике Беларусь носит светский характер (статья 9 Закона «О свободе совести и религиозных организациях»). Законодательство Республики Беларусь о свободе совести находится в контексте Всеобщей декларацией прав человека, провозгласившей свободу мысли, совести и религиозных убеждений без различия расы, пола, языка, национальности, политических взглядов, происхождения и социального положения.

Конфессиональная политика государства это прежде всего:

1. Комплекс стратегий и шагов светского государства по отношению к религиозным конфессиям, находящимся в равном положении, направленные на урегулирование отношений между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества;

2. Политические меры по обеспечению прав и свобод граждан на исповедание любой религии или не исповедание никакой (атеизм);

3. Сознательная деятельность государства, его аппарата, с целью достижения определенных целей в религиозной сфере, властными инструментами.

Сфера конфессиональной политики включает политику государства в отношении религиозных организаций, политическую активность религиозных организаций и участие общества в развитии отношений государства и религиозных организаций. Статус религиозных организаций близок к статусу общественных организаций. Стратегия сотрудничества общества, государства и религиозных организаций характерна для большинства развитых стран. Сам факт существования в обществе религии и ее институтов требует от каждого государства выработки и реализации хорошо продуманной, научно обоснованной модели политики по отношению к религиозным организациям: с одной стороны оказывая им разнообразную поддержку, с другой – осуществляя контроль за их деятельностью.

Стратегия религиозной политики государства определяется:

· Ходом политического развития в целом;

· Местом религиозных организаций в процессе исторического развития государства и общества;

· Уровнем развития демократических институтов;

· Стратегией сотрудничества государства, общества и религиозных организаций; статус религиозных организаций близок к общественным;

· Активное включение религиозных организаций в политические процессы (в переходный период).

Государственная религиозная политика в Республике Беларусь осуществляется при помощи органа государственного управления по делам религий. Его деятельность определяется статьями 10-12 закона «О свободе совести и религиозных организациях». Он ведет государственный реестр религиозных организаций и осуществляет контроль деятельности религиозных организаций и исполнения ими законодательства Республики Беларусь.

Религиозные организации, объединения и общины должны пройти государственную регистрацию и соответствовать следующим критериям: вероисповедание, разработанная культовая практика, проведение богослужений, религиозное воспитание и просвещение своих последователей, руководителем ее может быть только гражданин Республики Беларусь (ст. 13 закона «О свободе совести и религиозных организациях»). Если данные критерии отсутствуют, то в регистрации может быть отказано. Для полноценного рассмотрения создается государственная религиозная комиссия. В случае нарушения законодательства Республики Беларусь, осуществлении деятельности, противоречащей уставу религиозной организации, направленной против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия, пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной, расовой вражды или розни религиозная организация может быть ликвидирована (ст. 23 закона «О свободе совести и религиозных организациях»).

Контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе совести и религиозных организациях на соответствующих территориях осуществляют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Областные, Минский городской исполнительные комитеты создают свои подразделения по делам религий, подчиненные им и республиканскому органу государственного управления по делам религий (ст. 36 закона «О свободе совести и религиозных организациях»). В случае нарушений религиозной организацией законодательства Республики Беларусь, регистрирующий орган в трехдневный срок выносит письменное предупреждение. Если имевшие место нарушения не были устранены в шестимесячный срок, то регистрирующий орган имеет право обратиться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации. Причем ее деятельность приостанавливается до решения суда (ст. 37-38 закона «О свободе совести и религиозных организациях»).

Запрещено:

· Создание и деятельность религиозных организаций, направленных против суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь;

· Создание религиозных организаций в государственных органах и учреждениях, воинских частях и образовательных учреждениях;

· Вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации и обучение их религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц их заменяющих.

Государственная религиозная политика в Республике Беларусь основывается на том, что «идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан» (ст. 6 закона «О свободе совести и религиозных организациях»).

Закон «О свободе совести и религиозных организациях» основывается на принципах:

· Признания определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа;

· Духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси;

· Неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама.

Государство активно сотрудничает с религиозными организациями в сфере культурно-нравственного воспитания, а в некоторой степени и в идеологической. Так уже традицией стало вручение премии «За духовное возрождение» накануне православного Рождества (по юлианскому календарю), проводимое совместно Президентом Республики Беларусь и митрополитом Минским и Слуцким, патриаршим экзархом Всея Беларуси (главой БПЦ).

Основы цивилизационной идентичности белорусов закладывались еще в период древнерусского государства под преимущественным влиянием греко-византийской православной культуры. Церковнославянский (староболгарский) язык, понятный местному населению, сформировал отличное от Западной Европы культурно-духовное пространство (переход с непонятной абсолютному большинству населения на местные языки в богослужениях для Европы явление сравнительно позднее, ставшее одним из итогов реформации). Принадлежность Беларуси к православной византийско-российской цивилизации определяется и такими характерными чертами белорусов: терпеливость, толерантность, общинность (толока), консерватизм (белорусское «няхай») и т. п. Расположение Беларуси на границе православной и католической цивилизаций в целом не изменило ее цивилизационную принадлежность. И белорусский просветитель эпохи Возрождения Франциск Скорина «адчуў гвалт чужацкіх культур і не прызнаў іх сваімі ў сваім сэрцы».

Именно православными просветителями белорусской земли: Ефросиньей Полоцкой, Кириллом Туровским, Климентом Смолятичем были брошены первые зерна православной культуры, из которых впоследствии выросли идеалы и ценности белорусского народа. Просветительская направленность их деятельности продолжала традиции основателей славянской грамоты Константина (Кирилла) и Мефодия. Совокупность философских, социально-политических и этических идей, базирующихся на учении православной церкви, сформулированных и утвержденных подвигом всей своей жизни этими просветителями (Ефросинья Полоцкая и Кирилл Туровский причислены православной церковью к лику святых), легла в основу духовности не только славяно-русской цивилизационной общности, но и белоруской общности, став одним из оснований идеологии современного белорусского государства.

Исторически так сложилось, что Беларусь – многоконфессиональное государство. В ходе развития белорусской государственности в разные временные периоды неизменным атрибутом идеологии белорусской государственности была религия. В конце X в. на землях современной Беларуси появляется христианство, принятое от Византии (православие). Язычество (политеизм, многобожие) уступает более развитой религии – христианству, которое более отвечает интересам правящих слоев и позволяет княжествам Восточной Европы вступать в общение со странами Западной Европы и Византией «на равных». В XIV в., после заключения Кревской унии с Польшей, начинает распространяться католичество (после раскола в 1054 г. появляются греко-кафолическая церковь или православие (ортодоксия) и римско-католическая церковь). Вместе с эпохой Возрождения на Беларуси распространяются первые протестантские общины. С XIV в. на землях Беларуси появляются иудейские (евреи, караимы) и мусульманские общины (татары). С XV-XVI вв. появляются на территории нашей страны протестанты (лютеране, кальвинисты). Таким образом, Республика Беларусь имеет исторически сложившуюся структуру нескольких традиционных конфессий, оказавших свое влияние на формирование и развитие белорусской нации: православие, католицизм, протестантство традиционное (евангелические лютеране), иудаизм, ислам.

По состоянию на 01.01.2003 г. на Беларуси функционировало 2825 религиозных общин (1265 православных, 432 католических, 33 старообрядческих, 432 ХВЕ (христиан веры евангельской), 268 ЕХБ (евангельских христиан-баптистов), 29 – Совет церквей ЕХБ, 13 греко-католических (униатских), 20 новоапостольских, 27 иудейских, 27 исламских, 26 свидетелей Иеговы, 6 бахаи, 3 мормонов, 6 кришнаитов, 1 первых христиан). Всего имеется 25 зарегистрированных конфессий. В настоящее время осуществляется перерегистрация всех религиозных общин в Республике Беларусь. В 2005 г. Была официально зарегистрирована армянская апостольская церковь – одна из древнейших ветвей христианства (с III в.).

Действует 1003 православных храмов, 371 костел, другие культовые здания (всего на 01.01.2003 г. – 1986). Строится 234 новых здания (157 православных церквей, 37 костелов, 39 протестантских молельных домов).

В Республике Беларусь действует 140 духовных организаций общеконфессионального значения: православная и две католические духовные семинарии, православная академия и духовные училища, 19 православных и 8 католических монастырей, 24 протестантских миссионерских организаций, 41 религиозный центр и управления (10 православных и 4 католических епархий). Общее количество религиозных организаций в Республике Беларусь на 01.01.2003 г. – 2965.

Имеется 2629 служителей культа (1154 православных священника, 305 католических ксендзов (177 – граждане иностранных государств: Польши, Литвы, Австрии, США), в соответствии со ст. 29 закона «О свободе совести и религиозных организациях» иностранный гражданин может заниматься религиозной деятельностью в Республике Беларусь только в течении одного года). В 2002 г. протестантскими общинами было приглашено 329 иностранных граждан (в т. ч. 23 – для религиозной деятельности).

На Беларуси было:

· Православная церковь (1999 г.) – 10 епархий, 1071 приход, 962 священника, 14 монастырей (5 мужских и 9 женских), 14 братств, 31 сестринство, Минская духовная семинария (с 1989 г.), Минская духовная академия (1995 г.), теологический (богословский) институт в структуре БГУ (ранее – богословский факультет в ЕГУ), духовное училище, издаются четыре журнала, 10 газет, другая литература;

· Римско-католическая церковь (01.01.2001 г.) – 405 приходов, 266 ксендзов, 7 женских монастырей, Гродненская высшая духовная семинария, издаются шесть журналов, три газеты;

· Лютеранство (01.01.2003 г.) – 13 общин;

· Кальвинизм – Христианская религиозная конгрегация (Белорусский евангелический реформационный собор);

· СЕХБ (Союз евангельских христиан баптистов) – 268 общин.

Интересно состояние православной церкви на Беларуси именно в раскладке по епархиям (данные 1999 г.):

1. Минская епархия – 279 приходов, 183 храма, 10 часовен;

2. Могилевская епархия – 68 общин, 65 храмов, восемь молитвенных домов, одна часовня;

3. Брестская епархия – 162 общины, 163 храма, 18 часовен;

4. Гродненская епархия – 81 община, 79 храмов, пять молитвенных домов, один храм при больнице;

5. Новогрудская епархия – 85 общин, 108 храмов, 2 часовни;

6. Пинская епархия – 147 общин, 147 храмов, 34 часовни;

7. Гомельская епархия – 86 общин, 81 храм, семь молитвенных домов;

8. Туровская епархия – 50 общин (данные 2000 г.);

9. Витебская епархия – 82 прихода;

10. Полоцкая епархия – 76 общин, 79 храмов, одна тюремная церковь.

Таким образом, наибольшее число православных общин (приходов) находится в Брестской области, на втором месте идет Минская область, на третьем – Гродненская. На востоке Беларуси количество православных религиозных общин значительно меньше, это видно по Могилевской, Гомельской и Витебской областям. С одной стороны это социально знаковый показатель особенностей населения в западной и центральной частях Беларуси, а с другой – своеобразный «щит», возводящийся Русской православной церковью (РПЦ) на западных рубежах своего влияния, против прозелитической экспансии католической церкви, которая на настоящее время состоит из 1) Минско-Могилевская архиепархия-митрополия (Минская и Могилевская области), 2) Гродненской римско-католической епархии (Гродненская область) – входит в состав Минско-Могилевской архиепархии, состоит из 152 парафий (общин) (01.01.1995 г.), 3) Пинской римско-католической епархии (Брестская и Гомельская области), 4) Витебской диоцезии (Витебская область). Большинство верующих римско-католической церкви сосредоточены на западе Беларуси, точнее, в Гродненской области. То есть, в цели и задачи всех прочих католических епархий и диоцезий входит и активная прозелитическая деятельность.

Динамика развития религиозности населения (начало 90 гг. XX в. – начало XXI в.):

· Удельный вес православных среди верующих сократился с 51 % до 44 %;

· Удельный вес католиков сократился с 15,7 % до 15,2 %;

· Численность православных увеличилась в четыре раза;

· Численность католиков увеличилась в три раза;

· Численность протестантов увеличилась в четыре раза.

На начало XXI в. около 50 % взрослого населения Республики Беларусь считает себя верующими. Из них более 80 % – православные, более 10 % – католики, 2 % – протестанты, 0,2 % – мусульмане, 0,2 % – иудеи, 1 % – другие. В Западной Беларуси процент религиозности населения более высок, чем в Восточной – верующими себя считают 70-80 % населения, при среднем по республике – 45-50 %. Но на деле «практикующими» верующими, регулярно посещающими храмы, является только 15-20 %, а реально состоят и активно действуют в тех или иных общинах лишь 6 % (по соцопросам в Беларуси; в Москве (РФ) – 5 %). Для сравнения, в Римской империи в начале IV в. ко времени признания законности христианского вероисповедания и объявления его государственной религией христиане восставляли всего 8-10 % населения империи.

По проводившимся опросам в гороскопы верят 26 % православных, в «дурной глаз», «порчу» и колдовство – 47 %, в спиритизм – 25 %, тогда как в существование дьявола – только 32 %. В переселение душ верят 27 %, 21 % доверяет магии, хотя бы раз участвовали в сеансе спиритизма 10%. Оказывается, при сравнении характеристик сознания «определенно верующих» и «определенно неверующих» (атеистов), то обнаруживается, что именно последние в 2 – 4 раза меньше подвержены влиянию различных суеверий, оккультизма, сатанизма и прочих неорелигий. Так, соотношение верящих в колдовство среди верующих и атеистов соответственно 47 % и 21 %, в спиритизм – 25 % и 6 %, в астрологию – 29 % и 15 %. Более того, распространенность «веры в колдовство» среди верующих прямо пропорциональна частоте посещения ими церкви. Среди посещающих церковь еженедельно их 54%, 2 – 3 раза в месяц – 59%, один раз в месяц – 50%, 2 – 5 раз в полгода – 54%; снижается она только среди посещающих церковь довольно редко – один раз в полгода (41%) и один раз в год (40%), еще ниже – среди тех, кто вообще не посещает церковь (31%), хотя все должно было быть, казалось бы наоборот. Тот факт, что распространенность суеверий и оккультизма среди верующих прогрессирует по мере увеличения частоты посещения ими церкви, свидетельствует о слабом влиянии духовенства даже на постоянных прихожан, которые выходят из храма с теми же заблуждениями, с которыми в него и пришли. Во многом данная ситуация объясняется «кадровой проблемой» религиозных организаций: т. е. подготовкой достаточного количества священников, обладающих должным качеством знаний. В республике все-таки развивается церковное образование и в православной, и в католической церкви. К тому же, в соответствии со ст. 28 закона «О свободе совести и религиозных организациях», религиозные объединения в соответствии со своими уставами могут создавать духовные учебные заведения для подготовки священнослужителей, теологов и церковного персонала.

В XX в. в религиозной сфере жизни общества появились насколько направлений, которые получили общее наименование « новые религии » или «new age» («нью эйдж» или «новый век»). Появление таких неорелигий в современном обществе связано с происходящими в обществе информационными процессами. Наряду с евангелическим протестантизмом (особенно с таким направлением, как пятидесятничество) культы new age представляют собой религиозную составляющую такой современной идеологии, как глобализм. Учения данного типа характерны синкретизмом, активной, даже агрессивной, проповеднической деятельностью, умелое пользование средствами массовой информации. Культы «new age» подразделяются на четыре типа: 1) «религии объединения» (кришнаиты, Оомото и ряд других); 2) культы христианской (точнее, «псевдохристианской») направленности (Церковь Унификации Муна, Свидетели Иеговы, мормоны, Церковь Христа); 3) культы оккультной традиции (масонство, розенкрейцерство, сатанизм); 4) синкретические религии (неоязычество, бахаи, сайентология, «Белое Братство», Церковь Виссариона). В составе этих движений примерно половина в возрасте от 14 до 25 лет, 20 % – от 30 до 35 лет, остальные – пожилые люди. То есть явно присутствует ориентация на молодежь, как на будущее страны.

По характеру реализации своих идей Новые религии подразделяются также на четыре типа: 1) экстремистские религии с доминированием эсхатологических идей о «конце света» и реализацией их в виде пропаганды и провоцирования катастрофических изменений в обществе, радикального переустройства жизни адептов (уход из семьи, с работы, отказ от собственности, самоубийства); 2) культы, проповедующие постепенные, «эволюционные», изменения в сознании людей, что, как правило, означает господство жестко структурированного общества, делящегося на «высших» и «низших», которые разделены непреодолимой пропастью; 3) религиозные движения, связанные с переустройством той или иной социальной группы (как правило, ориентированы на молодежь); 4) религиозные движения, ориентированные на утилитарно-прагматическое приспособление к определенному хозяйственно-бытовому устройству общества. Но все неокульты сходятся в своих целях полного подчинения человека, а в перспективе – к достижению «мирового господства». Это тот случай, когда религиозные организации взяли на вооружение методики агрессивного менеджмента, распространенные в сфере бизнеса (проблема «зарабатывания» денег весьма значительная для новых религий, так состояние Муна в настоящее время определяется суммой в шесть миллиардов долларов (!), а лидер Аум Сенрикё Асахара Сёко владел сетью прибыльных ресторанов). Хаос в сознании современного человека им выгоден: ведь, когда нет твердых нравственных ориентиров, когда ни в душе, ни в уме нет порядка и умения различать добро и зло, человеком легко овладеть, а его волю сделать податливой и управляемой. Можно выделить также наличие 5) консервативно-реставрационных религиозных движений, связывающих будущее общества с давно отжившими реалиями (абсолютная монархия, община, натуральное хозяйство, язычество).

В отличие от традиционных конфессий, существовавших на белорусской земле несколько столетий, для которых понадобилось время на возрождение полноценной деятельности, уничтоженных советской властью организаций и учреждений, большинство Новых религий («новый век», нью эйдж, new age) уже владело разработанными механизмами адаптации к современной культурной среде, готовыми ответами на все вопросы, поставленные современностью, «технологиями», которые якобы способствовали быстрому духовному росту и совершенствованию.

Культы new age не только разрушительно воздействуют на государство и общество, разрушая их структуры (например, семью), но и внедряются и в традиционные религии, подрывая их изнутри. Это понятно, ведь религиозные организации это часть общества, со всеми его проблемами. Здесь достаточно привести пример РПЦ (Русской Православной Церкви). Все чаще встречается скрытая принадлежность православного духовенства к той или иной секте. В одной из сибирских епархий среди монашествующих обнаружились последователи Богородичного центра, в других – тайные почитатели Виссариона. В Челябинской епархии – скрытые члены Белого братства, поклонники учения Рерихов, сайентологов. А в церковной печати (газета «Во имя Христа») встречаются откровенные антихристианские заявления. Похожая ситуация имеет место и в других традиционных конфессиях. Один из основных признаков, позволяющий отличить секту от нормальной религиозной традиции – это наличие «скрытых» учений или обрядов, которые та или иная религиозная группа не желает публично раскрывать.

В сфере идеологии у религий современное государство может позаимствовать много действительно нужного, учитывая тот многовековой «опыт» религии, как идеологии в традиционном обществе. Что тем более важно в условиях современных вызовов как в социально-политической, так и в идеологической сферах. Когда особенно важным в условиях глобализации и господства поп-культуры сохранить национальную самобытность и уникальность традиций Беларуси.

Идеология белорусского государства основывается на тех базовых морально-нравственных и социальных ценностях, которые свойственны традиционных для страны конфессиям (православию, католичеству, протестантизму (в его классических формах), иудаизму и исламу), на основе которых сформировался самобытный менталитет населения Беларуси (белорусская субцивилизация). Необходимо помнить, что религиозная ситуация на Беларуси в течение столетий определялась в основном довольно высоким уровнем межконфессиональной толерантности (терпимости).


1. Избирательная система. Понятие и виды

2. Идеология избирательных кампаний как элемент идеологического процесса

3. Средства массовой информации в избирательных процессах

1. Большое влияние на результаты голосования оказывают правила, по которым проводятся выборы – избирательная система. Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.

В мире существует большое количество избирательных систем. Однако их разнообразие можно свести к трем типам: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства при определении результатов голосования, называется мажоритарной (от фр. Majorite – большинство), Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей.

Существует две разновидности мажоритарной системы: абсолютного и относительного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший больше половины голосов избирателей (50% плюс 1 голос).

В связи с тем, что не всегда удается кому-либо из кандидатов собрать абсолютное большинство в первом туре, то приходится проводить второй тур. Во Франции, например, ко второму туру допускаются кандидаты из первого тура, за исключением тех, кто набрал менее 12,5% голосов. Избранным во втором туре считается тот, кто набрал больше голосов, чем кто-либо из соперников, то есть относительное большинство.

Мажоритарная система абсолютного большинства действует и в Беларуси. В отличии от Франции, во второй тур, если первый был безрезультатным, выходят два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Избранным считается тот, кто набрал наибольшее число голосов при условии, что число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против него. Чтобы выборы считались действительными, в них должно принять участие не менее 50% зарегистрированных избирателей данного округа в первом туре. На президентских выборах, если ни один из кандидатов не набрал больше половины голосов в первом туре, то в двухнедельный срок проводится второй тур по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (ст. 82 Конституции Республики Беларусь). Чтобы выборы считались состоявшимися, в голосовании должны принять участие более половины граждан, включенных в список избирателей.

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. При этом, если бы какой-либо гражданин сумел добиться своего выдвижения в качестве кандидата в депутаты, то он бы автоматически стал депутатом без проведения голосования. При этой системе победителю достаточно и одного голоса, который он может подать за себя сам. Мажоритарная система относительного большинства используется в настоящее время в Великобритании, США, Японии.

Главным достоинством мажоритарной системы является учет мнения большинства избирателей при формировании органов государственной власти. Выборы по мажоритарной системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые могут сформировать стабильное правительство.

Еще одно преимущество мажоритарной системы – прочные личные позиции депутата в округе усиливают его влияние в парламенте и его независимость.

Основным недостатком этой системы является то, что она не полностью выражает политическую волю населения. Может теряться, не учитываться практически 49% голосов избирателей, если нет подавляющего перевеса победившей партии. Так, элементарный подсчет показывает, что в Беларуси для избрания депутатом кандидату достаточно получить всего 26% голосов избирателей, ибо, если на избирательный участок придут немногим более 50% избирателей и немногим более половины из них проголосует за кандидата, то в результате он получит голоса всего лишь четверти избирателей. Интересы остальных 74% избирателей в выборном органе представлены не будут. Эти цифры будут еще хуже при 25% явке избирателей во втором туре.

Мажоритарная система не ставит вопрос о том, насколько полно политический состав избранных органов власти соответствует политическим симпатиям населения. Эта прерогатива пропорциональной избирательной системы.

Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу.

Таким образом, партии или избирательные блоки выдвигают списки своих кандидатов на выборные должности, и избиратель голосует за список той партии, которая ему больше нравится.

Партийные списки могут быть различных видов. Например, в Испании, Греции, Португалии, Израиле, Коста-Рике, придерживаются правил закрытых, или жестких списков. Избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Если, к примеру, в списке, семь кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами станут те, кто числится в списке первыми. Такой вариант усиливает власть партийной элиты, верхушки, так как именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке.

В ряде стран применяется иной вариант – система открытых, гибких списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный партийными руководителями. В таком случае избиратели голосуют не только за партийную программу, но и за конкретных личностей, считая их более достойными. Преференциальный метод используется, например, в Бельгии и Италии. Существуют и другие варианты списков.

Для определения результатов голосования устанавливается квота, т.е. минимум голосов, необходимых для избрания одного депутата. Для определения квоты общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.

В ряде стран с пропорциональной системой действует так называемый порог. Для того, что быть представленной в парламенте, партия должна получить не менее определенного процента голосов избирателей, преодолеть определенный барьер. Так, в Италии он равен 5%, Венгрии и Болгарии – 4%, Турции – 10% и т.д. Партии, не преодолевшие этот порог, не получают ни одного места в парламенте. Избирательный порог вводится для того, чтобы малые партии не попадали в парламент. Понятно, что сложнее согласовывать и принимать решение в том парламенте, где несколько десятков мелких партий, чем в том, где представлено несколько крупных партийных фракций.

О популярности пропорциональной избирательной системы свидетельствует тот факт, что в большинстве стран Европейского Союза используется именно эта система. Она во многом определяет современную западноевропейскую демократию как партийную демократию.

Достоинства пропорциональной системы:

1. Она стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий и их представительства в парламенте;

2. Дает возможность принимать решения, которые в большей степени учитывают интересы и политические симпатии разных групп населения.

К недостаткам можно отнести и то, что в условиях многопартийности, когда в парламенте представлено больше десятка, а то и более партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, нестабильно. Так, за послевоенные годы в Италии, где сочетание многопартийности и пропорциональности получило полное выражение, сменилось более полусотни правительств, и Италия более пяти лет жила без правительства, что, конечно, ослабляет эффективность демократии.

Пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию, хотя в какой-то мере это противоречие снимает метод преференций.

Смешанная, или мажоритарно-пропорциональная избирательная система, соединяет в себе достоинства и недостатки обеих систем. На такой основе проходят выборы в ФРГ, России (правда, она сейчас переходит на пропорциональную систему), Болгарии, Литве, Венгрии, Грузии. В ФРГ, например, одна половина бундестага избирается на мажоритарной системе относительно большинства, другая – по пропорциональной. Каждый избиратель в этой стране имеет два голоса. Один он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, второй голос – за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных кандидатов. Выборы проходят в один тур. 5 % избирательный порог не дает возможности мелким партиям получить места в парламенте. При такой системе большинство кандидатов получают крупные партии, даже при незначительном перевесе сил в большинстве округов.

Подводя итоги сказанному, следует отметить, что успех в проведении выборов зависит не только от модели избирательной системы, принятой в той или иной стране. Важное значение имеет политическая культура и активность населения, демократичность выборов, честный подсчет голосов, возможность народа контролировать саму процедуру выборов. Только в таком случае выборы выполняют свои функции в обществе, являясь способом смены руководства, правительства в случае его банкротства, способом разрешения социальных конфликтов. Через процедуру демократических выборов народ доверяет управление страной наиболее умным и авторитетным людям, контролирует их политику. Участие в выборах возвышает людей, поднимает их гражданские достоинства, ибо голоса всех избирателей равны и значимы для государства. Тем самым выборы объединяют людей в одно целое, нацию, народ. Если же народ не уверен в том, что голоса подсчитаны правильно, то уважение к таким выборам и таким властям исчезает. В таком случае выборы не выполняют своих функций, какие бы хорошие избирательные законы не принимались.

2. Подготовка и проведение выборов называется избирательной кампанией. Понятие «избирательная кампания» употребляется в двух значениях:

1) определенный законом период, в течение которого политические силы и государственные органы, отвечающие за проведение выборов, проводят их непосредственную идеологическую и организационную подготовку;

2) совокупность пропагандистских и иных мероприятий, которые проводят участники выборов, т.е. направленные усилия, предпринимаемые определенными субъектами, участвующими в предвыборной борьбе, для достижения поставленных целей.

Избирательную кампанию можно рассматривать как особый вид политического управления. В качестве субъекта управления в ней выступает команда (партийная или общественно-политическая организация, группа единомышленников, политические консультанты) во главе с кандидатом, а объектом являются потенциальные избиратели. Цель управления определяется теми задачами, которые ставит перед собой кандидат. Как показывает практика, не все кандидаты, вступая в предвыборную борьбу, ориентированы на победу. Некоторые из них рассматривают избирательную кампанию как возможность привлечь к себе внимание, пройти предварительную «раскрутку» с целью участия в следующих выборах, оттянуть на себя часть голосов сильных соперников какого-либо кандидата и т.д.

Главными особенностями избирательной кампании как вида политического управления являются, во-первых, отсутствие у инициаторов избирательной кампании права создавать нормы, обязательные для объекта своего воздействия. Ни один кандидат или избирательное объединение не может издать распоряжение или указ, предписывающие массам модели электорального поведения. Во-вторых, субъект управления лишен возможности опереться на право легитимного насилия, на применение санкций и иных мер воздействия в отношении потенциальных избирателей. В демократическом обществе нельзя заставить человека отдать свой голос за того или иного кандидата. Следовательно, способы влияния субъекта на управляемый объект должны быть весьма специфическими, связанными с особыми формами воздействия на мотивационную структуру личности, а главным содержанием избирательной кампании становится борьба за умонастроения, предпочтения населения.

Идеология избирательных кампаний – это способ восприятия проблем, связанных с реализацией избирательного права (активного и пассивного), а также характером, содержанием и направленностью избирательного процесса.

Она включает в себя два среза – внешний и внутренний.

Внешняя идеология избирательных кампаний сформулирована в ст. 21 «Всеобщей декларации прав человека», в ст. 25 «Международного Пакта о гражданских и политических правах», в «Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению» СБСЕ (Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе).

Так, в Международном Пакте о гражданских и политических правах (ст. 25) отмечается: Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность:

а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

б) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

в) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

Структура внешней идеологии избирательных кампаний состоит из международных избирательных стандартов, изложенных в «Декларации о критериях свободных и справедливых выборов», которую в 1994 году принял на 154 сессии Совет Межпарламентского союза.

В них семь международных стандартов, которые и составляют суть внешней идеологии избирательных кампаний. Выборы должны быть: 1) всеобщими; 2) равными; 3) справедливыми; 4) тайными; 5) свободными; 6) открытыми; 7) ответственными.

Некоторые к семи добавляют еще 2 стандарта: периодичность (не изменяют дату выборов) и подлинность (электорат имеет возможность сделать рациональный выбор).

Кроме международных стандартов ОБСЕ ввела права и обязанности государств в избирательном процессе: свободу передвижения кандидатов; равного доступа к СМИ; объективного освещения избирательного процесса; свободу высказывания мнений в период избирательной кампании.

Существуют отступления от идеологии избирательных кампаний, что особенно проявляется в негативных технологиях.

С позиций МИС (международных избирательных стандартов) отступлением от демократической идеологии избирательных кампаний являются следующие действия:

1) непредоставление в полном объеме и своевременно избирателем всей информации о кандидатах и процедуре голосования;

2) отказ в регистрации отдельным кандидатам или аннулирование регистрации без достаточных оснований;

3) поддержка отдельных кандидатов исполнительной властью;

4) вмешательство в работу наблюдателей, ограничение полномочий наблюдателей на последней стадии избирательного процесса;

5) нарушение процедуры голосования со стороны избирательных комиссий, избирателей, наблюдателей;

6) отсутствие полной гласности в избирательном процессе, связанный с любыми административными ограничениями деятельности журналистов и СМИ;

7) преднамеренное создание условий для использования отдельными кандидатами административного ресурса, например, за счет сокращения численности представительного органа и резкого укрупнения избирательных округов при сохранении мажоритарной избирательной системы;

8) назначение, а не избрание определенной части представительного органа.

В то же время следует четко различать отступления от демократической идеологии избирательных кампаний, связанные с наблюдением только в какой-то части МИС, и политические избирательные технологии, используемые в ходе конкретного избирательного процесса кандидатами и их командами.

Избирательные кампании на постсоветском пространстве за последнее время породили так называемые «серые», «черные», «чистые», «грязные» избирательные политтехнологии, которые при формальном соблюдении международных избирательных стандартов позволяют «обходить» их и добиваться необходимого результата.

«Петля Мавроди». Возле избирательных участков активисты того или иного кандидата встречают представителей маргинальных групп (например, безработных, алкоголиков, наркоманов и т.п.) и просят их за соответствующую плату вынести с участка свой незаполненный бюллетень. Затем в этом бюллетене выбирается необходимый кандидат и следующему маргиналу предлагают опустить в избирательную урну этот бланк, а вынести незаполненный.

Аннулирование результатов по негативно настроенному к конкретному кандидату избирательному участку. Эта технология предусматривает покупку и накапливание активистами кандидата незаполненных бюллетеней. Перед окончанием голосования они подбрасываются на избирательный участок, где наиболее реальный противник кандидата рассчитывает на максимальный результат. При подсчете в избирательной урне оказывается бюллетеней больше, чем выдано комиссией по спискам, и результат голосования по данному участку аннулируется.

Подмена избирательных урн. Для этого на участках для голосования после окончания отключают электроэнергию. В это время реальная избирательная урна подменяется на другую, заранее заготовленную и заполненную бюллетенями в поддержку своего кандидата.

Использование избирательных урн с двойным дном, где находились заранее заполненные бюллетени, которые затем присоединяли к общему массиву.

Подбирают кандидата, который является так называемым двойником наиболее сильного соперника, т.е. у них должны полностью совпадать в бюллетене фамилия, имя и отчество.

Негативная агитация, суть которой состоит в том, что активисты кандидата глубокой ночью звонят по телефонам избирателей и агитируют за кандидата соперника.

– За определенную плату нанимают представителей маргинальных групп (например, бомжей и т.п.), которые ходят по квартирам избирателей, представляются родственниками кандидата-соперника и просят одолжить небольшую сумму денег.

– В ходе избирательной кампании на двери и капот автомобилей граждан наклеиваются рекламные листовки с именем кандидата соперника. Для этого используют клей, который снимается только со слоем краски.

– В семьи, где есть недавно умершие избиратели, от имени кандидата-противника им присылаются приглашения на выборы и благодарность «за активное участие в избирательной кампании».

Итоги выборов зависят не только от расклада политических сил, но и от того, как эти силы проявят себя в глазах избирателей. Отсюда и возникает объективная необходимость в избирательных технологиях.

Совокупность способов воздействия на массы с целью повлиять на их электоральное поведение и побудить их подать голоса за определенного кандидата или объединение называется избирательными технологиями. Главной особенностью избирательных технологий является нацеленность на включение социально-психологических механизмов, регулирующих поведение избирателей, обращение к убеждениям граждан, их ценностным ориентациям, интересам, настроениям, устремлениям и чаяниям.

Современный подход к избирательным технологиям отличается осознанием необходимости органического соединения практического опыта политической борьбы и научного знания. Важно, не только знать хорошо зарекомендовавшие себя приемы предвыборной борьбы, но и понимать глубинные причины успеха или неудачи тех или иных технологий. А это понимание становится возможным только в том случае, если организаторы избирательной кампании владеют необходимыми теоретическими знаниями, способны адекватно оценивать ситуацию, выявить тенденции развития массовых настроений, определить те «болевые точки» в сознании и мотивации людей, воздействие на которые может привести к изменению их поведения в нужном для организаторов направлении. Избирательные технологии должны учитывать индивидуальность избирательной кампании, электората, кандидата, элиты, средств коммуникации. Скажем, любая избирательная кампания уникальна, она не может быть воспроизведена через какое-то время. Даже если случится, к примеру, что через четыре года баллотируется тот же кандидат в том же избирательном округе, он уже не может использовать старые лозунги, прежнюю рекламную продукцию и повторять ранее написанные речи. Под воздействием различных обстоятельств настроения, ориентации, интересы людей меняются, и каждый раз избирательную кампанию приходится начинать заново. В избирательных технологиях акцент делается и на содержательную сторону, и на режиссуру, драматургию и мастерство актеров, т.е. не только на то, что надо делать, но и как надо делать. Данное обстоятельство вынуждает организаторов избирательных кампаний обращаться к помощи профессионалов, людей, специализирующихся в области политических технологий, обладающих соответствующими знаниями, умениями и навыками. В настоящее время во многих странах появились люди, чьей профессией стала организация предвыборных кампаний, появились агентства, специализирующиеся в этой области. В 1968 г. в Париже была создана Международная ассоциация советников по политическим кампаниям.

Обсуждение избирательных программ – должно быть основой избирательных кампаний. Это предполагает высокий уровень общественного сознания, способность людей отстраниться от эмоционального отношения к тому или иному кандидату и оценить его рациональные предложения. Часто вместо обсуждения программ идет обсуждение личностей, их достоинств и недостатков, и чаще всего тех слухов, которые генерируются соперниками. Обычным делом в практике предвыборной борьбы является выброс в средства массовой информации материалов, компрометирующих соперника. Такие материалы готовятся заранее: изучается биография конкурента, выявляются его сомнительные связи и неблаговидные поступки, его слабости и недостатки. В избирательной кампании важно бывает правильно рассчитать время выброса компромата: если это сделать рано, то люди под влиянием новой информации просто забудут о нем, и если – ближе ко дню выборов, можно не успеть «раскрутить» его в средствах массовой информации. Если не удается собрать компрометирующие материалы, обыгрываются любые особенности поведения конкурента. Его могут показывать по телевидению то запинающимся, то заикающимся, акцентировать внимание зрителей на его возрасте, состоянии здоровья, манере поведения и т.д.

В преддверии парламентских выборов 1999 г. в России борьба с конкурентами обрела необычно жестокие формы. Казалось, все претенденты на мандаты были озабочены не столько конструктивной критикой предвыборных программ своих соперников, сколько их дискредитацией, поиском «компроматов» и эффективной подачей последних в СМИ. Такая особенность предвыборной борьбы рассматривалась многими избирателями как ее недостаток, нападки на кандидатов выходили за допустимые моральные рамки и вызывали подчас весьма неприятные чувства.

Жестокое ведение предвыборной борьбы преследует цель не только дискредитировать в глазах избирателей своего соперника, но и вывести последнего из психологического равновесия, чтобы тот начал совершать ошибки, занял оборонительную позицию и, в конечном итоге, провалил свою избирательную кампанию. Вот почему, готовясь к предвыборной борьбе, кандидат и его команда обязательно должны знать свои уязвимые позиции, заранее готовясь к защите, и также собирать информацию о конкурентах, отслеживать их действия, предупреждать возможные провокации.

К типичным приемам негативных, «грязных» технологий можно отнести также: подкуп избирателей, выставление в избирательной округе однофамильцев, кандидатов – соперников с целью дезориентации избирателей; распространение листовок от имени конкурирующего кандидата или избирательного объединения в день, когда агитация запрещена законом; распространение анонимной антирекламы, порочащей честь и достоинство конкурентов и т.д. Сюда же можно отнести так называемый административный ресурс – подключение правоохранительных и фискальных органов к проверке личности и деятельности кандидата. Для действующих руководителей осуществляется дополнительное бюджетное финансирование, поддержка СМИ, прямое давление на избирательные комиссии и судебные органы, чтобы снять конкурента с предвыборной дистанции. Главная направленность негативных избирательных технологий – создание благоприятных условий нужным кандидатам и препятствий неугодным. Конкуренция в избирательном процессе делает неизбежной агитацию «за» и «против» кандидата. Законодательство в демократических странах не запрещает контррекламы. Но вместе с тем оно определяет ту грань, через которую не может переходить ни один кандидат и его команда в борьбе со своими соперниками. Эта борьба не может основываться на ложных фактах, на сознательных провокациях, на нарушении закона. Только в этом случае конкурентная борьба может выполнить свою главную миссию – помочь выдвинуться тем, кто не запятнал себя грязными делами, кто не замешан в различных авантюрах, кто завоевал симпатии большинства избирателей.

Существует несколько систем социального контроля за избирательными кампаниями. Прежде всего, это юридические нормы, предусматривающие санкции со стороны общества за их нарушение. Эти нормы в виде соответствующих законодательных актов жестко отсекают все отклонения от того, что общество считает допустимым.

В частности под запретом находится все, что наносит ущерб жизни и здоровью людей, разжиганию межнациональной розни и т.д.

В то же время внутри норм, регулирующих избирательный процесс, существует достаточной большой диапазон свободы. И все, что разворачивается в юридически заданных границах, является законным. Это относится и к значительной части так называемых «грязных» технологий.

В целом же избирательные технологии в руках профессионалов становятся достаточно сильным оружием, позволяющим привлекать на сторону обслуживаемого этими профессионалами кандидата значительные слои населения, изменять их электоральные предпочтения.

Внутренняя идеология избирательных кампаний базируется на внешней с учетом особенностей избирательного процесса в стране (в данном случае в РБ). Выделяют 3 уровня:

а) высший – общенациональная, государственная идеология избирательных кампаний изложена в статьях Конституции Республики Беларусь, Избирательном кодексе, законах о политических партиях, общественных объединениях, СМИ, в законе о проведении митингов, шествий, демонстраций.

На этом уровне не может быть идеология плюрализма, либо альтернативных идеологий избирательных кампаний, так как это означает развал как избирательной, так и политической системы в целом.

б) средний уровень избирательных кампаний включает положения Центризбиркома по выборам и проведению республиканских референдумов, а также идеологию каждой из шести элементов избирательного процесса: 1) идеологию назначения выборов; 2) регистрация избирателей; 3) образование округов и избирательных участков; 4) процессов выдвижения кандидатов; 5) организация выборов; 6) подведение итогов голосования (распределение мандатов). Результаты во многом зависят от состава избирательных комиссий, и от того, какой размер имеет избирательный округ;

в) прикладной характер избирательных кампаний – состоит из программных документов политических партий и избирательных объединений, программ кандидатов.

Самостоятельным элементом является идеология электорального поведения.

Можно выделить пять основных моделей идеологии избирательных кампаний:

1) избирательные кампании с неструктурированной идеологической компонентой (доминируют независимые кандидаты, которые не предлагают четкой идеологической платформы, где минимум влияния политических партий).

2) избирательные кампании с рыночной идеологией – суть в том, что кандидаты или избирательные соединения рассматриваются как товар, который нужно продать на политическом рынке. Ресурс – не идеи, а деньги и политтехнологии.

3) избирательные кампании с административной идеологией, где доминирующим фактором является властно-распорядительный ресурс, где существует партия власти.

4) избирательные кампании с партийной идеологией. В основе лежат идеологии конкретных партий и их организационные, финансовые и информационные ресурсы.

5) избирательные кампании с комплексной идеологией. Представляют сочетание 4-х вышеназванных моделей.

Доминирует 5-я модель, чистых нет.

3. Большое место в избирательной кампании принадлежит СМИ. Под их воздействием идеология избирательных кампаний изменяется:

1) может повышаться информированность электората об идеологии избирательных кампаний и политических приоритетов ее субъектов;

2) происходит корректировка идеологических позиций самих избирателей;

3) происходят изменения в оценке электоратом тех или иных идологических моделей, предлагаемым субъектом и избирательного процесса;

4) углубляется понимание электоратом идеологических проблем, имеющих место в рамках конкретной кампании;

5) под воздействием СМИ формируется решение части электората – участвовать или не участвовать в избирательной кампании в целом и в процессе голосования в частности.

СМИ могут усилить предрасположенность избирателей к тем или иным идеологическим ценностям, но не сформировать новые ценности. Усилить или ослабить, но не создать новую систему ценностей. Иными словами, электоральное поведение – это совокупность поведенческих процессов, связанных с участием граждан в избирательных кампаниях и отражающих их реакцию на идеологию этих кампаний. Какова идеология избирательных кампаний – таково и поведение электората. Политический и идеологический выбор избирателя не может быть абсолютно свободным (на него оказывают воздействие объективные и субъективые факторы).

Избиратели в любом округе никогда не бывают представлены в виде единой массы, из которой, как из пластилина, можно лепить любую заданную фигуру. Это – реальные люди, обаладающие своими ценностными ориентациями, интересами, занимающие разные позиции в социальном пространстве, имеющие убеждения и предпочтения, включенные в разнообразные социальные и политические организации и группы. Как правило, по отношению к тому или иному кандидату (избирательному объединению) весь электорат округа (страны) можно представить в виде 5-ти слоев.

1) Активно поддерживающие. Это люди, которые в силу ряда причин (совпадение ценностных ориентаций, интересов и т.д.) осознанно и направленно готовы сотрудничать с кандидатом и его командой, поддерживать их действия, посильно помогать в реализации поставленных целей. Это – твердый электорат, который при любых условиях проголосует за свеого кандидата или за свою партию и будет агитировать окружающих поступать таким же образом.

2) Пассивно поддерживающие. Данный слой отличается тем, что принадлежащие к нему люди высказывают сочувствие кандидату или избирательному блоку, но воздерживаются от активных самостоятельных действий в его поддержку. На выборах они с большей долей вероятности проголосуют за своего кандидата, но на их действие могут оказать воздействие любые, на первый взгляд не имеющие никакого отношения к политике факторы (занятость на работе, семейные обстоятельства и т.п.).

3) Занимающие нейтральную позицию. Как правило, это люди, не имеющие четко выраженной политической позиции, не обладающие ярко выраженными симпатиями к каким-либо политическим лидерам или партиям, слабо информированные как о самих субъектах политики, так и об их целях, программах. Они полностью погружены в свои личные проблемы, их мало интересуют предвыборная борьба, и они не определились, за кого будут голосовать и вообще придут ли на выборы.

4) Настроенные недоверчиво. Обычно это люди, симпатизирующие другим политическим партиям и политическим лидерам, или люди со сформировавшимся предубеждением ко всем политикам, разочаровавшиеся, не верящие в возможности представленных на политической арене государственных и политических деятелей конструктивно решать проблемы страны или региона. С уверенностью можно сказать, что они не будут голосовать за данного кандидата или избирательное объединение, потому что уже сделали другой выбор и готовы либо отдать свой голос другому претенденту, либо принципиально не участвовать в голосовании.

5) Настроенные решительно против. К ним относятся члены других политических партий и их активные сторонники. Сделанный представителями данной группы политический выбор будет подталкивать их к поддержке «своего» кандидата или партии, и тем самым вступать в противостояние, противодействие и конфронтацию со всеми другими участниками избирательного процесса.

Организаторы избирательной кампании должны стремиться к тому, чтобы удержать в поле своего влияния две первые группы, вовлечь в него третью, и по возможности, нейтрализовать действие тех, кто принадлежит к четвертой и пятой группам.

На начальных этапах кампании «неопределившиеся» обычно составляют абсолютное большинство, поскольку количество постоянно интересующихся политикой в обществе по разным оценкам составляет от 10 до 20%. Поэтому именно эта «неустойчивая» часть электората является ключевой г


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: