Тема 3. Основные идеологии современности

1. Социалистическая идеология – развитие и кризис

2. Либерализм, неолиберализм

3. Консерватизм, неоконсерватизм

4. Альтернативные социалистические течения, радикальные и национальные идеологии

Поскольку современный мир – это каледойскоп самых пестрых социальных сил и общностей, имеющих иногда диаметрально противоположные, антагонистические социальные, политические интересы, то все это находит свое адекватное отражение в существовании различных видов политических идеологий.

1. Социалистическая идеология (от лат. socialis – общественный, товарищеский) – идеология трудящихся, основанная на их стремлении к строю социальной справедливости и равенства граждан независимо от общественного положения.

Развитие социалистической идеологии начинается с момента появления классового и имущественного неравенства и эксплуатации в человеческом обществе, т.е. еще с древних времен. В той или иной степени социалистические идеи звучали в творчестве таких мыслителей, политиков, как: Платон, Т.Мор, Т.Кампанелла, А.Сен-Симон, К.Маркс, Ф.Энгельс, Э.Бернштейн, А.Грамши, В.Ленин и других. Суть социалистической идеи – в освобождении от эксплуатации, социального неравенства, предоставлении индивиду возможностей для саморазвития. Отличие социализма как строя – в осознанности, управляемости преобразований взамен частнособственнической стихийности, в переходе от «царства необходимости к царству свободы». В этом смысле социалистический идеал далек от представления о нем как о строе полного равенства вплоть до уравниловки.

Основными ценностями социалистической идеологии являются справедливость, равенство, солидарность. Современные социал-демократические партии подчеркивают важнейшее значение и такой ценности, как свобода.

В настоящее время приверженцы социализма подчеркивают не только чисто правовое значение свободы, как в либерализме, но видят в ней принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение коллектива. Справедливость характеризуется как реализация требования равной свободы для всех, а солидарность – как взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости.

Принцип социализма. Социализм в политической сфере как «живое творчество масс» предполагает народовластие и самоуправление. В социальной – взаимопомощь, интернационализм и солидарность, широкое государственное участие. В экономике – приоритет общественных форм собственности, активную роль государства.

Социализм имеет объективную социальную, духовную основу. Поэтому события октября 1917 г., которые совершались под социалистическими лозунгами, большинством исследователей оцениваются не как случайные, а как имеющие под собой серьезную историческую традицию. Но в силу ряда объективных и субъективных причин в СССР была реализована модель государственно-бюрократического, административно-командного социализма. Ее историческое поражение вызвало ослабление позиции социалистических идей и в бывшем СССР, и в мире в целом. Тем не менее, и коренные, и имеющие отношение уже к современной эпохе факторы, обуславливающие существование и жизненность социалистической идеологии, продолжают действовать. Среди последних: необходимость сотрудничества в решении проблем обеспечения устойчивого развития, успешный опыт использования социалистических методов организации экономики и социальной жизни в целом ряде стран, в том числе и высокоразвитых, социализация политического сознания широких слоев масс и др.

2. Либерализм (от лат. liberalis – касающийся свободы, присущий свободному индивиду) – учение и общественно-политическое течение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сфер деятельности государства.

Само понятие «либерализм» вошло в европейский общественно-политический лексикон в начале XIX в. Первоначально оно использовалось в Испании, где в 1812 г. либералами называли группу делегатов-националистов в корсетах (испанский парламент), заседавших в Кадисе. Затем оно нашло применение в Англии и Франции и вслед за ними в других европейских языках.

Начало развития либерализма приходится на период буржуазных революций XVII–XVIII вв. и получает он широкое распространение в XIX в., когда в ряде западноевропейских стран возникли либеральные партии с соответствующими программами. Либеральное мировоззрение восходит к Реформации, Просвещению, ньютоновской научной революции. У него истоков были идеи Дж.Локка, Ш.Монтескье, И.Канта, А.Смита, Т.Джефферсона, А.Токвиля, И.Бентама. Основные идеи и установки либерализма были сформулированы в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Конституции Франции 1791 г., развивались также они в Голландии, скандинавских странах. Своеобразным полигоном, но котором либеральные идеи проходили главную проверку и испытание, стали Великобритания и США. В России либеральное мировоззрение укоренилось позже – в конце XIX – начале XX в.

Либерализм формировался и утверждался в различных социально-исторических условиях, имеет различные традиции, особенности и т.п. Но все же есть и основные положения либеральной идеологии. Либерализм в мировоззренческом смысле означает:

– свободу от социально-групповых, классовых, национальных ориентаций (предрассудков);

– индивидуализм и подчеркивание самоценности личности;

– демократизм, терпимость к иному, космополитизм;

– рационализм, веру в разум человека, его творческую силу, возможность переустройства мира в соответствии с какой-либо схемой, идеей (в этом он близок к социализму).

К основным ценностям либеральной идеологии можно отнести свободу, индивидуализм и частную собственность. Либеральное мировоззрение с самого начала тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели, представление о равенстве всех людей в их естественном, врожденном праве на самореализацию. Индивидуализм – источник творческих возможностей человеческого общества, построенного на принципах либерализма. Такой подход стимулировал предприимчивость, новаторство, которые в совокупности сделали капитализм столь динамичной системой.

Свобода понималась приверженцами либерализма как свобода от политического, церковного и социального контроля со стороны феодального государства. Борьба за свободу для них означала борьбу за уничтожение экономических, физических, интеллектуальных ограничений, накладываемых на человека. В качестве гаранта свободы провозглашалась частная собственность. При этом существовал постулат, что плоды деятельности не могут быть отчуждены от самого субъекта деятельности, так как они являются его сущностным продолжением. Именно из экономической свободы выводилась политическая свобода.

В политической области либерализм основывается на признании прав человека, разделения властей, свободы выбора занятий, конкуренции, защите прав меньшинств и др. Политический либерализм основывается на политико-социологических учениях эпохи Просвещения (учение об общественном договоре, «естественном» состоянии и правах человека), на этике и правовой философии Канта. Либерализм усвоил кантовскую идею нравственно свободной личности, не зависимой от насилия со стороны других людей и в то же время несущей бремя моральной ответственности. Поэтому свобода индивида соответствует идея правового государства, воплощающего в себе вышеназначенные политические принципы.

С формированием в либерализме идеи индивидуальной свободы появилась и проблема отношений государства и отдельного человека. В либеральной идеологии государство – «ночной сторож», у него ограниченный комплекс самых необходимых функций по охране порядка и защите страны от внешней опасности. По Локку государство – не голова, увенчивающая общество, а шляпа, которую можно безболезненно сменить. Аксиома либерализма – государство обязано защищать права и свободы отдельного человека, но не должно вмешиваться в его жизнь, ограничивать свободу.

Либерализм внес значительный вклад в формулирование принципов парламентаризма и правового государства, разделения властей. Данные принципы отражены и в нынешней Конституции Республики Беларусь.

В экономической сфере либерализм требует отмены ограничений со стороны государственной власти простора для частной инициативы, безусловного соблюдения принципа частной собственности, конкуренции и свободного рынка. Идеи экономического либерализма наиболее полно воплотились в классической английской политэкономии (А.Смит). В основе последней лежало представление о том, что свободное взаимодействие индивидуумов как «общественных атомов» с необходимостью приведет к установлению некого равновесного состояния общества, которое, в конечном счете, окажется на пользу всем и каждому.

Развитие общества привело к возникновению неолиберализма – доктрины, сохраняющей верность принципам демократии, свободной конкуренции, но полагающей, что они не смогут достичь успеха автоматически, а требует постоянного вмешательства государства, создающего благоприятные условия для их реализации. Неолиберализм явился попыткой приспособить либеральные принципы к современной социальной действительности. Еще в начале XX в. обнаружилось, что конкуренция привела к повышению веса и влияние крупного капитала, промышленных и финансовых магнатов, что свободная игра рыночных сил не обеспечивает социальную гармонию и справедливость. Но особенное развитие новые идеи получили после кризиса 1930-х гг., в теориях и практике Д.Кейнса и Ф.Рузвельта, также и на основе изучения опыта социального развития СССР, находят они применение в политике правительств и многих современных развитых государств. Вместе с тем подобная трансформация не означает автоматическое сближение либерализма с социалистическими идеями, ведь для либерализма социальные права в любом случае являются вторичными, подпоркой для политических прав личности.

3. Консерватизм (от лат. conservare – сохранять, охранять) – политическая идеология, которая ориентируется на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.

История консерватизма начинается с конца XVIII в. Впервые термин «консерватизм» употребил французский писатель Шатобриан для обозначения феодально-аристократической идеологии периода Великой Французской революции. Основные положения консерватизма сформулированы в работах Э.Берка, Ж. де Местра. Л. де Бональда и их единомышленников и последователей. Серьезный вклад в развитие консервативной традиции внесли русские философы, социологи: К.Леонтьев, Н.Данилевский, В.Соловьев, И.Ильин во второй половине XIX – начале XX в.

В отличие от либерализма и социализма консерватизм не имеет устойчивого идейного ядра и принимает разные формы в разные исторические периоды. Консервативные установки, как правило, начинают кристаллизироваться в периоды исторических поворотов, резких социальных изменений, когда общественное сознание, сосредотачиваясь на прошлом, начинает отличать его от настоящего. Социализму консерватизм традиционно противостоит из-за его революционных устремлений, а либерализму из-за рационалистического пафоса, стремление к переделке мира, сложившихся порядков.

Что представляет собой консерватизм в мировоззренческом плане?

Во-первых, для него характерен взгляд на общество как на органическую и целостную систему. В консерватизме присутствует идея некого жизненного начала всего реального мира. Предполагалось, что человек в силу ограниченности своего разума не вправе безумно браться за переустройство мира, поскольку тем самым он рискует задеть заключенную в это мире духовность.

Во-вторых, существующие истины должны иметь предпочтение перед любой теоретической схемой, какой бы совершенной она ни показалась с рациональной точки зрения. Консерватизм есть реакция защиты существующих институтов от угрозы их разрушения, потому что они существуют и рассматриваются «Как наша традиция», а не поэтому, что они соответствуют некоторым отвлеченным идеалам. Так, Э.Берк утверждал, что нельзя приступать к реформе государства с его свержения, «реформатор должен подойти к недостаткам государства, как к ранам отца, с трепетной заботливостью. Движимые этим мудрым предрассудком, мы с ужасом видим, как скорые на руку дети в разных странах готовы разрубить своего старого родителя на куски и положить его в котел в надежде, что своими сорными травами и дикими заклинаниями они смогут возродить отцовское тело и обновить его жизнь».

Принимая существующие положения вещей, консерватизм делает ударение на необходимости сохранения традиционных правил, норм, системы власти и т.д. В духе гегелевской формулы «все действительное разумно, все разумное действительно», консерватор рассматривает существующий мир как наилучший из всех возможных миров. Согласно консервативным представлениям, обязательно должна быть сила, заботящаяся о передаче традиций, ибо народ без памяти о прошлом – это народ без будущего. Консерватизм сосредотачивается «на прошлом в той мере, в какой прошлое живет в современности» (К.Маннгейм), отстаивает то, что есть в настоящем, уходя корнями в прошлое.

В-третьих, консерватизм не означает противодействия любым нововведениям. Консерваторы не могут не принять те новые элементы действительности, которые уже укоренились, равно, как и не удерживают все, что идет из пошлого.

Основными ценностями консерватизма являются стабильность, законность, порядок, традиции, семья и др.

В политической сфере консерватизм выступает за укрепление государства в деле поддержания порядка и законности, опору на семью, церковь, школу, различные ассоциации – посредники между обществом и индивидом. Именно в таких структурах усматривается основа «плюралистичности» общества, надежная преграда бюрократии, посягательствам на права личности. В глазах консерваторов государство – источник и защитник закона и морали. Без сильного государства общество может оказаться в анархии. С другой стороны, они понимают, что государство может оказаться инструментом подавления индивидуальной ассоциаций. При необходимости выбора между индивидом и обществом значительная часть консерваторов ставит на первое место общество, так как оно исторически, этически выше отдельного индивида.

В социальной области консерваторы допускают существование социального неравенства, исходя из убеждения в несовершенстве человека и созданных им институтов, считают бедность, несправедливость неизбежным злом, которое можно смягчить, но не устранить.

В экономической сфере подчеркивается важность развития частной собственности, свободного рынка, конкуренции и инициативы.

Между консервативной и либеральной идеологиями в настоящее время нет принципиальных различий. Вместе с тем консерваторы больший крен делают в сторону элитизма, поддержки аристократических и богатых слоев населения, исходя из признания иерархичности общественных отношений. В экономической политике консервативную позицию отличает справка на крупный капитал. Во властных отношениях – концепция «демократического господства элит», в соответствии, с которой демократия представляет собой власть меньшинства в интересах общественного блага.

С 70-х гг. XX в. традиционный консерватизм развивается в новую форму – неоконсерватизм, являющейся своеобразным синтезом консервативных и либеральных идей. В это время на Западе происходит падение популярности положений неолиберальной теории и практики «государства благоденствия», серьезной его роли в организации экономической и социальной жизни. Причинами этого, по мнению консерваторов, явились кризисные явления в экономике развитых стран, усиление бюрократизации государства, «социальное иждивенчество», разрушение принципа опоры человека на себя, собственные силы, распространение безнравственности и др. Поэтому в неоконсерватизме зазвучали требования ограничения государственного вмешательства в социально-экономическую сферу, но в сочетании с укреплением государственного авторитета в деле поддержания порядка и законности, морали и ответственности в обществе. Неоконсерваторы проявили изрядные гибкость и прагматизм, способность приспосабливаться к создавшимся условиям. Они уловили настроения широких масс относительно необходимости осуществления мер против застоя в экономике, безработицы, расточительства государственных средств и т.д. На волне подобных настроений в ряде крупных стран Европы, в США представители консервативных партий одержали победу на выборах.

4. Альтернативные социалистические течения, радикальные и национальные идеологии.

Идейно-политическая жизнь не сводится к функционированию и взаимодеятельности основных идеологий. В обществе существуют и более «мелкие» явления: различные традиционные течения внутри или на стыке идеологий, новоявленные теоретические веяния не похожие ни на одну из классических идеологий.

Рассмотрим некоторые более влиятельные из них.

Спектр современных левых социально-политических течений не ограничивается коммунистическим движением и социал-демократией. В него входят троцкизм, движение «новых левых», движение «экосоциализма», сторонники идей социализма национального типа в развивающихся странах. Традиционно к левым относят также анархистов. Разумеется, этот перечень не исчерпывает все оттенки современных политических течений левой ориентации.

Одновременно во всех этих разновидностях социалистических концепций национального типа прослеживается сходство с социал-демократической концепцией «демократического социализма». Их объединяет и терпимое отношение к различным формам собственности, и приверженность идее плюралистической демократии, и стремление к социальной справедливости. Не случайно, поэтому в рядах Социнтерна находятся многие политические партии Азии, Африки, Латинской Америки.

Концепции социализма национального типа широкое распространение получили в афро-азиатских странах. Их общей особенностью является поиск «третьего пути» к социализму, лежащего между капитализмом и большевизмом, который бы больше соответствовал национальным традициям развивающихся стран. Вследствие этого в концепциях национального социализма переплетаются элементы других политических теорий, религиозных источников, родоплеменных порядков и нравов. Таковы «индийский социализм», «африканский социализм». «автохтонный социализм» (от греч. «автохтоне», что значит аборигены, коренные жители) в Латинской Америке и др.

Движение «новых левых» родилось в период бурных студенческих выступлений в западных странах в 60-е годы нашего столетия. Ныне это разнородные по своей политической ориентации группы, главным образом среди интеллигенции и студенчества, претендующие на роль наиболее радикальных противников современного капитализма. Они отвергают ценности буржуазного общества, выступают против бюрократии, современных властных структур.

Экосоциализм – это левое течение движения «зеленых». Его идеологи считают, что альтернативное по отношению к капитализму «экосоциалистическое общество» должно характеризоваться широкой децентрализацией власти, новыми связями с природой и господством новых социальных и этических ценностей. Основной целью политики в этом обществе станет сохранение и улучшение природной и социальной среды, субъектами же политической жизни будут не традиционные партии, а альтернативные движения. Отношения собственности теоретики экосоциализма не считают главными. По их мнению, в экосоциалистическом обществе должно быть рациональное распоряжение природными ресурсами, поэтому в программах экологических движений ставится вопрос не о национализации, а о широкой децентрализации и строгом соблюдении каждым предприятием экологического законодательства.

Анархизм сформировался в России как общественно-политическое течение в середине XIX в., поставившего задачу создания истинно свободного общества и представляло одно из направлений утопического социализма. Решение этой проблемы анархисты связывали с ликвидацией такой формы организации общества, как государство.

В обыденном сознании слова «анархизм», «анархия» прочно ассоциируются с хаосом, произволом, разрушением. Привычными для слуха стали сочетания «разнузданный анархизм», «примитивный анархизм».

Анархия как течение общественной мысли объединяет весьма разнородные концепции по единственному, и в конечном счете формальному критерию: отрицанию власти. Архия – власть. Ан-архия – безвластие. Поэтому так называемые анархические элементы можно найти во многих, особенно социалистических теориях. Однако анархизм и социализм в истории общественной мысли оказались противоположными и враждующими течениями.

Источник негативного отношения к анархизму следует искать в долголетней традиции борьбы – и не только теоретической, но в первую очередь политической – между марксистским, социал-демократическим течением социализма, которое анархисты называют «государственным», «авторитарным», социализмом с одной стороны, и, с другой, течением анархическим.

Анархизм как направление – это общественно-политическое течение, проповедавшее освобождение личности от всех разновидностей политической, экономической и духовной власти.

Анархизм – идейно-теоретическое течение, выражавшее интересы и воззрения определенных слоев буржуазного общества. Спектр этих взглядов широк – от крайнего индивидуализма до коллективизма, от религиозного мистицизма, самосозерцания и стремления к самоусовершенствованию до крайней революционности.

Из всей истории анархизма можно выделить два основных направления:

– анархо-индивидуализм, отвергает любые формы коллективизма;

– анархо-синдикализм и анархо-коммунизм, отличительные черты которых – революционность и допущение некоторых форм капитализма в общественной жизни, признание рабочих синдикатов (профсоюзов) высшей формой классовой организации пролетариата.

Безгосударственный общественный идеал – это исходный пункт и конечная цель всех теоретических рассуждений анархизма. На выработку коренного положения анархизма – отмену государства – повлияли такие обстоятельства:

– идеи утопического социализма по вопросам о будущем устройстве общества или «казарменный коммунизм», или возврат назад в «золотой век», первобытнообщинный строй;

– опыт Парижской Коммуны и революции 1848 г.;

– взгляды на государство, его функции и исторические перспективы, разработанные К. Марксом и Ф. Энгельсом;

– исторические особенности социально-экономического и политического развития России в XIX в.: самодержавие (ненавистное), с одной стороны и крестьянская община с другой (в ней сторонники видели задаток будущего общества).

Главными идеологами учения анархистов в России являются М.А.Бакунин (1814 – 1876) и П.А.Кропоткин (1842 – 1921).

В теоретических взглядах Бакунина переплетаются традиции антирелигиозного просветительства и мелкобуржуазной революционности с идеями крестьянского социализма, которые уже широко были распространены в России в то время.

Социализм по Бакунину – это общество социальной справедливости, воплощающее народный идеал: все земли принадлежат народу, право пользования средствами производства принадлежит общине, абсолютная автономия. Общинное самоуправление враждебное отношение к государству. Воплощение этого народного идеала в жизни требует искоренения четырех общинных пороков:

– патриархальности;

– поглощения свободы личности общиной;

– веры в царя;

– религиозности.

Бакунин указал два возможных средства достижения народного идеала:

1) Кооперативный социализм как средство преобразования социально-экономического быта крестьян и рабочих.

2) Революционный – непосредственная организация всенародного бунта.

Сам Бакунин отдал предпочтение второму средству. Он считал, что революция никогда не делается личностями или политическими подпольными организациями. А происходит сами по себе. Исходя из этого, он считал индивидуальный террор эффективным средством политической борьбы.

Второй фигурой в идеологии анархизма является П.А.Кропоткин. У него идея будущего общества выглядела как вольный союз самоуправляющих общин; обязательный всеобщий труд; коллективная собственность на орудие и средства производства, предметы быта; отказ от высшего образования, приводящего к умственному неравенству. Царскую монархию в России Кропоткин считал государственным строем ему буржуазном обществе общественные организации, коллективы, которые должны были подготовить почву для исчезновения государства.

Необходимо отметить, что марксизм обосновал необходимость государства для защиты революции и проведения социально-экономических реформ.

Анархизм доказывал несовместимость государства и революции, так как государство согласно анархизму – консервативная сила, таящая в себе угрозу возникновения личной диктатуры.

В период первой русской революции возросло число анархистских групп, например: Анархисты-коммунисты – требовали немедленной организации безвластного общества, основанного на общественной собственности на средства производства и предметы потребления.

Анархисты-террористы – проповедовали саботаж в области экономики. Они первыми в истории ввели в практику немотивированный террор как средство дезорганизации государства.

Анархисты-синдикалисты – выступали за уничтожение политической власти, захват предприятий, призванной организовывать производство и распределение.

Пан анархисты – выступали за отказ от любого вида деятельности, ведущей к укреплению государства, в том числе и от труда.

Мистические анархисты – концентрировали свое внимание только на личной жизни.

В годы первой мировой войны представители анархо-синдикализма и анархо-коммунизма выступали с лозунгами: «война до победного конца», надеясь, что она спровоцирует мировую революцию. Направление анархистов на мировую революцию как средство, приближающее ликвидацию европейских государств, определили и их тактику в февральской буржуазной революции.

Идейная и организационная разобщенность анархистов разных направлений ярко проявилась в России во время Октябрьской революции. Некоторые анархистские группы сразу же заняли враждебные позиции по отношению к большевикам, другие относились к ним вполне лояльно.

С 1918 г. часть анархистов начала сотрудничать с Советской властью, признавая, что политика большевиков соответствует требованиям народных масс. Но как только Советская власть начала устанавливать революционный порядок, дисциплину, требовать выполнения издаваемых ею декретов, большая часть анархистов выступила против политики Советского государства. В ряде городов группа анархистов создали вооруженные отряды, и, сомкнувшись с уголовными элементами, стали осуществлять разбой, ограбления, убийства. Они занимались экспроприацией банков и касс предприятий. Провоцировали рабочих на забастовки и мятежи.

Задачей анархистов была организация нового безвластного общества; стереть с лица земли строй комиссародержавия и чрезвычайной охраны; организация массового движения.

Родоначальником анархистов по праву считается англичанин Вильям Годвин (1756 – 1836). С выхода в свет в 1793 г. его «Исследования о справедливости в области политики и ее влияние на добродетель и благополучие» и начинается история анархизма. Годвин исследовал противоречие между обществом и государством, в котором общество представляло хорошую сторону, а государство – дурную. С последним необходимо было бороться. Обоснование «высшего социального принципа» – справедливости – приводит Годвина к идее о необходимости уничтожения частной собственности.

Имя анархизму дал Пьер-Жозеф Прудон. Вышедшая в 1840 г. его книга «Что такое собственность» наделала много шума. В ней он подвергает критике исследуемые формы общества: «собственность» и «общность» (коммунизм). Причем последний возможен лишь в государственной, уравнительной форме.

Истинным основоположником индивидуалистического анархизма признан Макс Штирнер. Его работа «Единственный и его собственность» была опубликована в 1845 г. Теория Штирнера – пример доведенного до конца индивидуализма – отрицания внешней власти, не признающего ничего кроме личного «я».

Следует отметить, что позиция всех анархистов – уничтожение государства. А равно и политической организации общества как таковой – предполагает осуществление определенных преобразований в неполитических сферах общества. Так как нельзя решить проблему свободы личности исключительно упразднением государства.

Политическая реакция кануна XX века в России не давала возможости существовавшим анархическим идеям образовываться в учение, способное дать жизнь новому течению в революционном движении. Анархизм был крайне радикален. Он требовал не просто преобразования государства, но его уничтожения. Поэтому-то анархизм как крайнее «левацкое» течение виделся царизму как одна из опасностей.

Анархизм являет собой довольно пестрое собрание различных концепций. Вследствие этой разности социальная база анархизма представляет собой нечто аморфное, ее невозможно четко очертить.

Многие считают, что анархизм неизбежно ведет к коммунизму. А коммунизм – к анархизму. Причем и тот и другой представляют собой не что иное, как выражение одного и того же стремления преобладающего в современных обществах, – стремление к равенству.

Анархистов чаще всего упрекают в том, что они не признают организации. Основан, однако, этот упрек на совершенно ложном представлении о том, что такое анархизм и что такое организация. Дело представляется так, что анархизм – это хаос, беспорядок, вражда каждого против всех, тогда как организация – это гармония, поддерживаемая строгой дисциплиной, подчиняющей волю массы воле немногих избранных. В итоге, особенно у нас в обществе, создалась масса предрассудков.

Анархизм делает последний шаг по пути к освобождению личности: он добивается уничтожения власти во всех ее видах, уничтожения государства, хотя бы в виде демократии. Его идеал не жандарм, охраняющий рабочего, а полное уничтожение самого института жандармерии, уничтожение всех организаций насилия, превращение буржуазного государства не в социальную республику, а в рабочее общество, в свободный союз свободных рабочих ассоциаций.

Важную часть политических идеологий современности составляют идеологии, развивающиеся в русле радикальных традиций. Радикальные идеологии находят необходимые изменения политического и общественного строя коренным образом. Различают правый и левый радикализм. Праворадикальная идеология проявила себя в различных формах и главным образом в виде фашистского движения.

В настоящее время сложилось двойственное восприятие фашизма. Одни понимают под ним конкретную форму политической идеологии, сформировавшуюся в Германии, Италии, Испании в 20-е годы XX в. и сложившие средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Другие считают, что фашизм – это идеология, не имеющая определенного содержания и возникающая там, где политические силы ставят цель подавления демократии, захвата и использования власти.

Политическая основа фашизма везде выражала интересы кругов общества, оказывавших финансовую и политическую поддержку и стремившихся подавить демократию.

Исторической родиной фашизма считается Италия и Германия, а родоначальником фашизма является лидер итальянских социалистов Бенито Муссолини.

В центре фашистской идеологии находятся идеи военной экспансии воинствующего антикоммунизма, расизма, шовинизма, а также применение крайних форм насилия против рабочего класса и всех трудящихся, широкое распространение государственно-монополистических методов регулирования политики и экономики, демагогия с целью создания массовой базы для фашистских партий и организаций.

Классической формой фашизма являлся национал-социализм А.Гитлера. Немецкая версия фашизма отличалась особым реакционным иррационализмом, высоким уровнем тоталитарной организации власти и крайним расизмом. В концепции германского фашизма основным являлось сохранение чистоты крови и расы. Теоретики германского национал-социализма выстроили свою идеологию, отдав приоритетное место в ней некоему выдуманному народу – «арии». Следовательно, к настоящим «ариям» были отнесены немцы, англичане и ряд североевропейских народов. Государству отводилась второстепенная роль, первостепенным же стояло сохранение чистоты расы.

Фашизм сыграл решающую роль в развязывании Второй мировой войны, но потерпел военное и моральное поражение. Однако вскоре он возродился в форме неофашизма. Неофашистские силы применяют т.н. «стратегию напряженности», организуя террористические и другие акции, чтобы создать у политически неустойчивой части населения мнение о неспособности действующего правительства обеспечить общественный порядок, таким образом, толкая группы избирателей в «объятия» неофашистов. Действия «неофашистских» групп и движений ставили под угрозу демократические институты в различных странах, служили и служат возбудителем политических кризисов и напряженности.

Таким образом, наиболее предпочтительной идейной основой фашизма (правого радикализма) явились доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, социальных, классовых, этнических групп общества. Поэтому от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни коммунистическая, ни социалистическая идеология, основанные на принципе социального переустройства общества, сохраняя привилегированное положение для какой-либо социальной группы, слоя и предлагающие радикальные методы и средства для обеспечения этим группам соответствующего социального статуса.

Вместе с вышеуказанными идеологиями в мире большую роль играют национальные идеологии, особенно в странах, где идет процесс становления национальных общностей. Национализм трактует «нацию» как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства. Для национализма характерны идеи национального единства и исключительности, получающие развитие в зависимости от исторической обстановки и межнационального общения.

В целом, идеологии этого типа выражают политические требования граждан, чьи интересы в повышении своего социального статуса связаны с национальной принадлежностью. В соответствии с внешними условиями и уровнем национального самосознания населения политические силы могут выдвигать требования защиты культурной самобытности, увеличения геополитического пространства или защиты собственных территорий суверенитета от внешних посягательств.

В постсоветских республиках в настоящее время национализм часто трактуется как принцип, требующий, чтобы совпадали политические и этнические единицы, а также, чтобы управляющие и управляемые силы внутри этих политических единиц принадлежали к одному этносу. При таком подходе национализм может выступать как поле творческого раскрытия нации, средство ее очищения и саморазвития. В этом качестве национализм выступает не только на постсоветских территориях, но и в Беларуси.

Национальная идеология – политическая идеология, которая ориентируется на общественно-политическую и духовную значимость этноса, народа, нации и реализацию их интересов в социально-политической жизни. Вырастая из этнического, национальное мышление сохраняет его структуру: представления народа об истории, о национальной территории – Родине; чувство национальной принадлежности к нации, этносу, чувство национальной гордости; национальные идеи, лозунги, программы и т.д.

Сила и притягательность национальной идеологии состоит в том, что она:

– обращается к глубинным, природным началам человека, его стремлению разделить мир на «своих» и «чужих»;

– имеет выраженный комплексный чувственно-рациональный характер, выступает и духовным, и культурным, и эмоциональным феноменом;

– тесно связана с религиозными чувствами и идеологией.

Национальное сознание возникает в недрах этнического, когда в обществе преодолеваются сословные, кастовые, племенные барьеры. В Европе это время приходится на XVII – XVIII в. Национальная идеология начинает формироваться с переходом от Божьей милости к воле народа, от династического к народному суверенитету. Причем идея народного суверенитета лежит в основе двух истолкований понятия «нации»» «вертикального» и «горизонтального». В первом случае третье сословие предстает в качестве «отдельной нации», противостоящей господствующему меньшинству (первому и второму сословиям). Отсюда идет гражданская составляющая национального самосознания. Во втором случае народные массы как бы провозглашают: мы – отдельная, особая нация, народ среди других народов и государств. Здесь – корни государственного определения национальности.

Национальные идеологии, опираясь на свою значительную мобилизующую силу, играют большую роль в современной общественно-политической жизни многих стран, причем эта роль достаточно часто бывает и отрицательной, питающей агрессивный национализм и сепаратизм.

Привлекательность национально-патриотических идей в последнее время заметно усилилась. На них устойчиво ориентируется значительная часть населения. Вместе с тем патриотические ценности не стали и вряд ли будут исключительной монополией национал-патриотической идеологии. Они нашли отражение в идейно-политических платформах коммунистов, либералов, других объединений и движений.

На рубеже XX – XXI вв. активно и крупномасштабно начала развиваться и интенсивно функционировать еще одна идеологическая доктрина всемирного масштаба – идеология глобализма. Объективные предпосылки и реальные возможности возникновения такого идеологического феномена созданы всемирным процессом глобализации, охватившим экономическую, политическую, социальную, психологическую, социокультурную и иные сферы современного, преимущественно постиндустриального общества (либо общества, быстро продвигающегося по пути к постиндустриальной, информационной цивилизации). Глобализация представляет собой постепенное преобразование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды, видоизменяя миропредставление, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия.

Мощными двигателями и ускорителями развертывания глобализации стали: а) создание и стремительное усиление экономической и политической мощи транснациональных корпораций (ТНК), осуществляющих более 1/5 общемирового промышленного и сельскохозяйственного производства; б) быстрое развитие и баснословное обогащение международных банков, страховых и других финансовых организаций; в) формирование и активная деятельность глобальных торговых сетей, проникающих сквозь всякие межгосударственные, таможенные и иные границы; г) компьютерная революция, вызвавшая возникновение новейших коммуникационных технологий и мощных информационных потоков, охватывающих все регионы мира и видоизменяющих образ жизни людей.

В таких условиях сильнейшим ускорителем общемировых трансформаций становится глобальная переориентация культуры, а процессе которой становятся все более распространенными понятия «мировая культура», «глобальная культура», «трансформационные культурные потоки», за которыми нередко скрываются претензии на создание новоявленной культуры «транснационального структурного капитализма», ориентированной на формирование американоподобной среды в мировом масштабе для бизнеса и продуктов массовой культуры, тиражируемой миллионами и миллиардами копий при помощи кинематографа, телевидения, видеопроката, Интернета.

Большинство западных социологов и политологов трактуют процесс глобализации однозначно позитивно и оптимистически, полагая, что этот процесс приведет к консолидации мира и преодолению конфликтов, подъему уровня жизни народов, социальной стабильности, всеобщему равноправию. Однако социальная реальность оказывается гораздо более сложной, чем теоретические построения, более противоречивой и непредсказуемой. Нельзя не замечать, что интенсификация транснациональных отношений, неизбежно снижающая статус национальных государств, их социально-политическую значимость, оборачивается противоположной тенденций – усилением националистических ориентаций, подчеркнутым регионализмом многих слаборазвитых стран и возмущенных своим бедственным положением народов.

Столь подавляющее превосходство мирового гегемона позволяет США навязывать многим регионам планеты свою систему ценностей, брать на себя претензии защищать демократию «без границ», выраженные в доктринах «ограниченного суверенитета и регионального права». Причем эти обязательства США берут на себя от имени евроатлантической военно-политической организации НАТО, расширение которой на Восток (вместе со стремлением действовать в любой точке мира) следует рассматривать как целенаправленную стратегию навязывания политических и культурных ценностей одного государства всему миру.

Глобализация информационных процессов создает новые угрозы сохранению, воспроизводству и развитию культуры многих народов, особенно в слаборазвитых странах.

Становящийся все более масштабным новый «культурный интервенционизм», основанный на информационных новинках и стремящийся к насаждению во всех регионах мира американизированных вариантов культуры и потребительской системы ценностей, наталкивается на возрастающее неприятие, а нередко и сопротивление национальных и региональных культурных элит и не только в развивающихся странах Азии и Африки, но и в такой высококультурной и преуспевающей стране, как Франция. Именно Франция, бережно сохраняющая и преумножающая традиции своей национальной культуры, стала первой в мире страной, специальным законом квотирующей количество транслируемых американских фильмов, радио- и телепрограмм. А это означает, что усиливающаяся глобализация, вопреки ее самым активным приверженцам и собирателям ее плодов, не ведет к исчезновению национальных интересов ни в экономике, ни в политике, ни тем более в культуре. Глобально взаимосвязанный мир отнюдь не является безнациональным, а широко распространяемые в нем стандарты вестернизированной, преимущественно американизированной, культуры не в состоянии стать эталоном единой, скроенной по одному образцу «мировой культуры».

Разумеется, следует иметь в виду, что распространяемые через средства массовой информации, включая Интернет, программы американизированных радио- и телепередач, видеороликов т.п. всеми возможными способами декларируют свою идеологическую нейтральность, отрекаясь как от правых (за излишний консерватизм), так и от левых (за чрезмерный либерализм или даже социал-демократизм). И все-таки во всех случаях их «центристская», «объективная» позиция оказывается скроенной по модифицированным и умело лакированным образцом пресловутой «американской мечты».

Итак, круг замыкается: объективно необходимые продукты глобализации современного мирового сообщества порождают стремление сконструировать глобальную идеологию, преимущественно проамериканской направленности, а видимые или умело законспирированные в кино-, теле-, радио-, Интернет-продукции идеологические клише подталкивают потребляющих эти товары людей в разных странах к ощущению того, что мы становимся единым миром.

В многогранной и многообразной по средствам воздействиям на людей системе идеологии глобализма особенно важное значение в начале XXI в. придается Интернету. Его специфическая особенность, отличающая эту «мировую паутину» от других интерактивных кибернетических средств, заключается в том, что пользователь сайтов психологически уверен в свободе своего информационного выбора в гораздо большей степени, чем телезритель, радиослушатель или читатель газеты. К тому же Интернет включает в орбиту воздействия на пользователя сети более широкий спектр информационной стимуляции сознания индивида, его чувств, эмоций, воображения и других психологических компонентов личности, чем печать, радио или телевидение. В его распоряжении не только звук, текстовый материал, набор быстро меняющихся видовых картинок, но и многообразие красок, геометрических фигур, разнообразнейших схем, причем меняющих свои конфигурации прямо на глазах потребителя этой информации, что создает у последнего чувство сопричастности избирательной, активной, сопровождаемой обратной связью реципиента с источником информации.

Таким образом, Интернет как кибернетическая информационная система может выступать (как показатели события последних лет в Ираке, Грузии и ряде других регионов мира) в качестве мощного информационного психологического оружия, используемого в определенных идеологических целях. В качестве объекта для использования такого оружия выступают национальное самосознание, социально-политические настроения, ценностные и мировоззренческие установки различных социальных групп и общностей. А основной целью его применения становятся достижение успеха в идеологическом противоборстве, дезинформация, расшатывание политической и оборонной устойчивости соперничающего государства.


Тема 4. Государственные институты и функционирование идеологии белорусского государства.

4.1 Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства

4.2 Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь как субъект осуществления идеологической политики государства

4.3 Формы и методы осуществления идеологической политики Правительством – советом Министров Республики Беларусь

4.1 Президент республики Беларусь является Главой государства, поэтому от его решений могут зависеть многие, в том числе и идеологические элементы белорусской политики. Статус и полномочия Президента позволяют ему реально и эффективно влиять на формирование государственной идеологии и проведение в жизнь идеологических проектов. Основные принципы, на которых базируется белорусская государственная идеология заложены в Конституции, однако реализацию этих принципов должны проводить государственные институты. Институт президентства в данном случае является одним из важнейших, так как собственно Президент выполняет, кроме всего прочего, функцию гаранта Конституции.

Собственно термин «президент» происходит от латинского слова «praesidens», т.е. «сидящий впереди». В Древней Греции Риме этим термином называли председательствующих на различных собраниях. В отношении главы государства термин «президент» начал употребляться только с конца XVIII века, когда в США был впервые учрежден президентский пост.

Институт белорусского президентства появился позже, чем аналогичные должности в соседних странах – бывших союзных республиках. Белорусский президентский институт напоминает российскую и французскую модели. Это не случайно, потому что при рассмотрении того, какими функциями должен обладать белорусский президент и какова должна быть его роль в общественных процессах, не исключая их идеологической составляющей, учитывался опыт как соседних стран, так и государств Западной Европы. В ряде западноевропейских стран существовали устойчивые и длительные традиции президентской власти. Также стоило учесть массовые представления белорусских граждан о том, какими полномочиями должен обладать президент и каково должно быть его реальное влияние на политические и идеологические процессы, происходящие в трансформируемом молодом белорусском обществе.

Белорусские общественные представления традиционно склонны наделять руководителя государства возможностью влияния на общественные процессы, то есть традиционно в обществе существовало представление о сильной верховной власти, которая по Конституции должна была выражаться в фигуре Президента Республики Беларусь. Французская модель президентства, которую, по-видимому, брали за образец при формировании представлений о политическом влиянии и функциях российского президента, оказалась наиболее естественна для представлений простых белорусских граждан о Главе государства.

Представления об идеологических полномочиях и функциях, связанных с отправлением идеологии, находящихся у Президента, различны в разных странах. Это зависит и от того парламентская или президентская республика существует в стране, от традиционных представлений общества, общего уровня политической культуры населения и уровня политической культуры тех слоев общества, которые ответственны за формирование, проведение в жизнь и корректирование государственных идеологий.

Белорусский Президент как Глава государства имеет все возможности формировать государственную идеологическую доктрину. Его полномочия позволяют ему это делать. Президент обеспечивает взаимодействие ветвей власти, а его статус может быть использован для принятия арбитражных решений в случае конфликтов между ветвями власти. Так же Президент может решить проблему неэффективности работы правительства или парламента. Так как белорусское правительство назначается президентом и подотчётно ему, именно Глава государства может принимать решения по смене отдельных министров или всего кабинета. По отношению к парламенту Президент также может распустить его, назначив досрочные выборы, в случае, если парламент перестаёт по каким-то причинам выполнять свои функции, нарушая тем самым белорусское законодательство вплоть до Конституции. Таким образом, при эффективной деятельности Президента, не выходящей за рамки государственного законодательства, обеспечивается необходимый уровень стабильности в работе других ветвей власти. В белорусской идеологической доктрине представление о стабильности, в том числе и стабильности политической системы, занимает одно из центральных представлений. Кроме того, белорусский Президент уполномочен представлять свою страну за рубежом. Его заявления могут восприниматься иностранными элитами как защита государственных интересов, ценностей и приоритетов идеологии, а президентская оценка тех или иных событий однозначно приобретает идеологическую окраску, потому что гражданин, находящийся на должности Главы государства, вынужден давать оценки с точки зрения не собственных интересов, а интересов нации.

Белорусский Президент также имеет большое влияние и на внутреннюю жизнь страны. Он может не только отдавать распоряжения, но и интересоваться их выполнением, подвергать критике эффективность тех или иных органов, занимающихся трансляцией идеологии, предлагать свое видение ситуации и свои решения преодоления проблем в сфере идеологии, если таковые возникают, предлагать ценностные идеологические установки и приоритетные направления идеологической политики.

Эти функции относятся не только к Президенту Республики Беларусь, но и к главам других государств. Так, для примера можно проанализировать деятельность Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в идеологической сфере. Например, осенью 2009 года казахстанский лидер заявил, что на данный момент «в сфере общественного сознания в Казахстане чувствуется некоторый мировоззренческий вакуум, недостаток качества идеологической работы, направленной на воспитание патриотизма, формирование положительных социально значимых ценностей». То есть казахстанский Президент поднял проблему не совсем качественной идеологической работы, которую ведет ряд органов и учреждений. Так же Назарбаев дал понять, какие организации должны быть ответственны за идеологическое воспитание казахстанских граждан. Заявление о недостаточном качестве идеологической работы было сделано в ходе заседания совета по науке и научной политике в городе Аккорде. То есть обращение Президента было направлено именно ученым. На этом же заседании были перечислены учреждения, которые должны быть ответственны за проведения качественной идеологии. Этими учреждениями оказались научно-исследовательские институты гуманитарного профиля и учреждения, занимающиеся политической аналитикой. Таким образом, Президент оценил уровень идеологической работы в Казахстане и определил ответственных за выполнение этой работы. Более того, Назарбаев определил государственные институты, которые должны стать ответственными за контролирование ситуации с идеологической работой. Такими ответственными стали министерства и аппарат президента, которые должны были разобраться с ситуацией. Говоря об отходе от идеологической работы в институтах общественно-гуманитарного профиля, Назарбаев, в частности, заявил: «Мы что, финансируем их для того, чтобы они занимались тем, чем хотят?». Таким образом, вопрос распространения идеологических знаний был увязан Президентом с вопросом финансовой поддержки той или иной структуры. По мнению Назарбаева, если научные учреждения получают государственную поддержку, тогда «пусть они служат своей стране».

Также казахстанский Президент влияет на идеологию и путем предложений обращать внимание идеологической пропаганды на тот или иной аспект жизни, ту или иную историческую эпоху, то или иное приоритетное направление. Одним словом, Глава государства старается актуализировать некоторые существенные явления исторического или политического процесса в качестве элементов идеологической доктрины государства. Например, Назарбаев предположил, что в условиях существенных социально-экономических изменений в стране следует сместить акцент внимания с историко-культурного наследия на развитие современной культуры и ценностей Казахстана. «Институты должны заняться изучением и всесторонним освещением новейшей истории, становления и развития независимости Казахстана, новой международной роли, статусе нашего государства, а также культивированием идеологии патриотизма, гордости за успехи нашего государства, пропагандой нашей независимости». Так же однозначно Назарбаев высказался об учреждениях, стремящихся дистанцироваться от распространения идеологии: «Если какие-нибудь институты предлагают то, что не нужно, надо говорить о том, что этот институт тоже не нужен». То, что государственная идеология является важной составляющей политической жизни суверенного государства, казахстанский лидер выразил достаточно определенно: «Без этого общество не может полноценно развиваться, мы можем упустить молодое поколение».

На данном казахстанском примере можно проследить, что механизмы идеологической работы глав различных государств так или иначе схожи. Различия заключаются, пожалуй, в степени четкости проговаривания государственных требований к развитию идеологии или распределения нагрузки по выработке и внедрению государственной идеологии между различными учреждениями и организациями.

Если вернуться к белорусским реалиям, у Президента Республики Беларусь есть подобные возможности настаивать на необходимости активизации идеологической работы, требовать контроля за ее исполнением, назначать организации ответственные за разработку идеологической доктрины.

Белорусский Президент с 1996 года по Конституции занимает особое место в системе разделения властей. Он не включен Основным законом ни в одну из традиционных ветвей власти, поэтому имеет возможность высказывать свое мнение, не заботясь о реакции на него парламента или правительства. Это позволяет Президенту иметь определенную самостоятельность, в том числе и в вопросах идеологической политики. Кроме того, Президент в Республике Беларусь избирается прямым голосованием, поэтому он ответственен в первую очередь перед избирателями. В данных условиях Президент потенциально должен опираться на интересы избирателей, а не ветвей власти. Прямые выборы позволяют Главе государства в случае конфликтов с ветвями власти напрямую апеллировать к гражданам.

Глава государства оказывает инициирующее влияние на формирование идеологии белорусского государства и определяет структуру идеологической сферы общества. Обладая широким кругом прерогатив высшей исполнительной власти, он определяет основные направления идеологии во внутренней и внешней политике государства. Для более эффективной работы Президента на местах была выстроена так называемая вертикаль власти, которая позволяет наиболее эффективно реализовывать некоторые проекты и предложения Главы государства. Однако в случае работы президентской вертикали остается опасность того, что ее работа вступит в противоречие с деятельностью парламента. Тем не менее, аналог президентской вертикали создан в России в виде института полпредов Президента Российской Федерации в округах, на которые разделена страна. Попытки создания подобного механизма на Украине предпринимались Президентом Л.М. Кучмой, однако из-за резкой критики этой инициативе парламентариями, Кучма так и не решился на создание вертикали. Указы и Декреты Президента содержат идеологические положения, определяющие конкретные действия правительства. Нормативные акты Главы государства определяют идеологию формирования социально ориентированной экономики, реализации общественных интересов и потребностей, прочих ценностей и приоритетов идеологии.

Несмотря на то, что при создании поста белорусского президента использовался зарубежный опыт функционирования этого института государственной власти, глава белорусского государства имеет ряд специфических особенностей. Это выражается в наличии полномочий особого института президентской власти во всех сферах государственного управления, возможности объединения всех властей для согласованного и эффективного функционирования. Кроме того, по причине «надвластного», если можно так выразиться, статуса Президента, он имеет возможность гасить конфликты между ветвями власти, в случае их возникновения. Причем президентское посредничество выведено за сферу публичных властей. Таким образом, поскольку президент по белорусской Конституции не принадлежит к классическим ветвям власти, у него в идеале не должно быть предпочтений ни к одной из них. Это, опять же в идеале, позволяет думать, что конфликты между ветвями власти при их возникновении будут разрешаться без президентских предпочтений. Этот механизм имеет возможность работать без сбоев, так президентские полномочия с точки зрения разделения властей не вписываются в классическую триаду власти и в Конституции выделены в отдельную главу.

Президентские полномочия, по существу, охватывают все направления организации и осуществления государственной власти и, тем самым, обеспечивают прямое влияние на формирование идеологии законодательной, судебной и, в особенности, исполнительной власти и госаппарата.

Выделение президентского института из трех классических ветвей власти не ново. Оно не является белорусским изобретением. Впервые идею о необходимости создать нечто подобное заявил французский политический деятель Б. Констан (1767-1830), который разработал учение о четырех властях для пересмотра и развития представлений о разделении властей в конституционной монархии. Суть концепции в том, что три классические ветви власти следует дополнить еще одной, которая заботилась бы о бесконфликтном, согласованном функционировании других властей.

Наделение Президента Республики Беларусь таким «вневластным» статусом и объемом полномочий позволяет осуществлять конституционные функции по формированию идеологии основных направлений внутренней и внешней политики, защиты суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности, поддержки стабильности в государстве, гражданского мира, а также обеспечения единства государственной власти, устойчивого управления и согласованного функционирования ветвей власти.

Однако президентская деятельность не бесконтрольна. В Конституции закреплена система сдержек и противовесов. Назначения на ключевые посты производятся с согласия Парламента, нормотворческая – может быть проведена на соответствие Конституции. Парламент обладает правом преодоления вето Президента, ратификации подписанных им международных договоров, указов и декретов. В случае совершения государственной измены или иного тяжкого преступления Президент может быть смещен с должности в порядке импичмента.

Тем не менее, Президент имеет заметное влияние на формирование идеологии белорусского государства. Это связано с тем, что Президент является носителем определенных функции, прописанных в Конституции.

Президент Беларуси является гарантом Конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, прав и свобод человека и гражданина, экономической и политической стабильности. Данная формула в Конституции не имеет ни оговорок, ни ограничений. Поэтому общество вправе ожидать, что Президент предпримет все меры для защиты как Конституции в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности. Будучи вынесенной за пределы классических ветвей власти, должность Президента позволяет находящемуся на ней гражданину становиться не только арбитром в разрешении конфликтов на государственном уровне, но и предлагать различные идеологические установки. Также Президент обладает контролирующими функциями. По отношению к нему подотчетно правительство, кроме того существует прямое подчинение Президенту ряда министерств и ведомств. Президент может отменять нормативные акты Совета министров, в том числе и по идеологическим соображениям. А также контролировать работу правительственных структур в идеологической сфере. Также Глава государства может потребовать через Конституционный суд отставки парламента при условии систематического и грубого нарушения последним Конституции. Нарушение Конституции уже не согласовывается со следованием идеологии государства, потому что государственная идеология подразумевается соответствующей Конституции. Поэтому можно предположить, что любое подтвержденное нарушение Конституции является действием, связанным с идеологическими моментами развития общества. Всё это подтверждает реальный контроль Главы государства в идеологическом управлении обществом.

Таким образом, институт президентства в Беларуси является ведущим органом власти в формировании идеологии белорусского государства, а Президент – Глава государства является не только юридическим, но и фактическим идеологическим лидером белорусского государства.

4.2 Парламент является высшим законодательным органом практически в любом государстве, где он существует. Депутаты парламента представляют в первую очередь интересы граждан своего округа, так как любой депутат избирается не от всего населения страны, а от некоторой небольшой части. Это отличает депутатов от Президента, избираемого всеми гражданами и потенциально представляющего всю страну.

Слово «парламент» произошло от французского parler – говорить, но орган с таким названием впервые появился в Англии, хотя структуры, выполнявшие законодательные функции, существовали и до этого.

Уровень идеологической эффективности парламента зависит от того, в каком государстве парламент действует. Если это парламентская республика или парламентская монархия, тогда парламент имеет намного большее влияние на идеологическую жизнь общества, чем если бы парламент существовал в республике с сильной президентской властью. Однако в парламентских государствах идеология страны может меняться по причине прихода к власти после парламентских выборов оппозиционных сил. Чем более антагонистичны эти силы прежнему парламентскому большинству, тем более радикальная трансформация идеологии произойдет. Более устойчивой государственная идеология будет в том случае, если основные политические оппоненты, борющиеся за парламентские кресла, так или иначе близки по взглядам на дальнейшие перспективы, разделяют похожие ценности и приоритеты.

Парламенты в президентских республиках в проведении идеологической работы время от времени могут сталкиваться с мнением Главы государства или поддерживать его. В этом случае у парламента появляется оппонент в виде другого государственного института, который также избран народом, и также претендует на представление интересов всех граждан. Идеологическое противостояние двух институтов власти может закончиться и трагично, что показали события 1993 года в Москве. Если же парламент и президент имеют похожие идеологии, их работа более эффективна. Это в настоящее время наблюдается в Российской Федерации и Республике Беларусь. И хотя в России часть парламентариев находится в явной оппозиции Президенту и правительству, но их общая численность в депутатском корпусе не дает им возможности влиять на идеологические доктрины, совместно разрабатываемые Президентом и парламентским большинством.

Белорусский парламентаризм в последние годы существования СССР был достаточно заидеологизирован. Так называемая перестройка вызвала серьезную политизацию граждан, в том числе и депутатов. «Парад суверенитетов» прошел и с Верховном Совете БССР, когда при существовании единого Советского Союза была принята Декларация о государственной независимости. Белорусский парламент до конца 1996 года существовал в виде однопалатного Верховного Совета Республики Беларусь. С ноября 1996 года парламент был преобразован в двухпалатный и получил название Национальное собрание Республики Беларусь. Нижняя палата – Палата пре


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: