Государства не могут сколько-нибудь стабильно и эффективно взаимодействовать друг с другом без общепризнанных и фиксированных норм и правил игры, призванных регулировать -отношения между ними. Установить подобные правила позволяют различные двух- и многосторонние договоры, соглашения, уставы, хартии, основанные на международно-правовых нормах и общепринятых правилах поведения государств.
Наиболее тесное сотрудничество между государствами осуществляется в рамках разного рода союзов. Союзы пред-
ставляют собой формальные или неформальные договоренности между государствами по вопросам сотрудничества и взаимопомощи в военной, экономической или политической сферах. Договоры имеют те же цели, но носят более формальный и правовой характер. Они могут варьироваться от прямых соглашений по культурному обмену между двумя дружественными странами до сложных договоров об ограничении стратегических ядерных вооружений между двумя и более великими державами. В современном мире большинство важных договоров — это, как правило, торгово-экономические соглашения и договоры о взаимном обеспечении безопасности. Типичным примером многостороннего международного соглашения является Всемирная торговая организация (ВТО), преобразованная из Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), эта организация призвана регулировать торговые отношения между странами-участницами.
|
|
После Второй мировой войны важное место в международной политике заняла проблема защиты прав человека. В этой сфере был принят ряд международных актов в целях обеспечения международно-правовых гарантий прав и свобод личности независимо от национальной и расовой принадлежности, вероисповедания, социального положения. Эти акты стали составной частью международного права. Примером таких актов служит Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства разрешать своим гражданам в случае нарушения их прав и свобод обращаться с жалобами в Европейскую комиссию по правам человека.
Каждое суверенное государство как субъект международных отношений проводит собственную внешнюю политику, которая определяется множеством факторов, включая уровень социально-экономического и общественно-политического развития, географическое положение, национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета и безопасности и т.д. Совокупность данных факторов в переложении на внешнюю политику фокусируется в концепции национального интереса.
|
|
20.4. Что такое национальный интерес?
Формирование национальных интересов представляет собой постепенный и длительный исторический процесс,
осуществляющийся в сложном переплетении экономических, социальных, военных, политических и иных условий, опосредованных национально-историческим опытом данного народа или страны. В таком качестве национальные интересы являются общественно-историческим феноменом и изменяются сообразно с изменением исторических обстоятельств.
Национально-государственные интересы формируются в соответствии с геополитическим положением и ресурсными возможностями государства в точках пересечения множества взаимосвязанных, взаимодополняющих, конфликтующих, разнонаправленных интересов, предпочтений, целей. На их формирование значительное влияние оказывают уровень экономического развития страны, ее вес и место в мировом сообществе, географическое положение, национально-культурные традиции. Немаловажное значение имеют внутриполитические интересы и позиции различных социально-политических сил, заинтересованных групп, организаций. Учитываются также и возможные реакции на внешнеполитические действия со стороны тех государств, интересы которых они так или иначе затрагивают.
Реальные объективные национальные или государственные интересы, ориентированные на сохранение суверенитета, территориальной целостности страны, являются главным движущим фактором внешнеполитической деятельности государств и реализации международных отношений, однако сама концепция национального интереса пронизана ценностными нормами и идеологическим содержанием. Это особенно верно в отношении так называемых ложных или превратно понятых национальных интересов. Здесь речь идет о таких интересах, которые сформулированы исходя из идеологических предпочтений, устремлений отдельных группировок правящего класса к установлению своей гегемонии в отдельном регионе или во всем мире, намерений революционной партии, пришедшей к власти в одной стране, экспортировать революцию за пределы государства.
Столкновение реальных интересов порождает реальные конфликты, однако на международной арене реальные конфликты могут быть порождены и так называемыми ложно понятыми и превратно сформулированными национальными интересами или соображениями национальной безопасности. Например, так обстояло дело при развязывании США вьетнамской войны в 1960-х гг. и принятии руководством СССР решения о вводе советских войск в Афганистан в де-
кабре 1979 г. И в том и в другом случае лидеры обеих держав не сумели отделить долгосрочные стратегические национально-государственные интересы от сиюминутных, конъюнктурных целей и воатекли свои народы в дорогостоящие, заранее обреченные на позорное поражение авантюры.
Внешнюю политику любого государства можно считать реалистичной в той мере, в какой она построена с учетом интересов других сторон, участвующих в системе международных отношений. Этот момент приобретает особую значимость в современном мире, где определение национальных интересов любого государства предполагает обязательный учет интересов других стран, интересов всего мирового сообщества.
Существуют различные по своей значимости национальные интересы, они подразделяются на жизненно важные и второстепенные, постоянные и переменные, долгосрочные и конъюнктурные. Главные и постоянные национальные интересы определяются важнейшими геополитическими параметрами: местом и ролью данного государства в системе межгосударственных отношений, его престижем и военной мощью, способностью отстаивать свой суверенитет и гарантировать безопасность своих союзников. К жизненно важным национальным интересам прежде всего относится обеспечение суверенитета и территориальной целостности государства, его безопасности, стабильности и процветания.
|
|
Основные интересы обеспечиваются государством всеми имеющимися в его распоряжении средствами: политическими, идеологическими, экономическими, дипломатическими, военными. Здесь последним аргументом является угроза применения или реальное применение силы вплоть до объявления войны. Второстепенные и переменные интересы носят производный характер и, изменяясь под влиянием многих факторов, могут служить предметом торга при реализации главных и постоянных интересов государства.
20.5. Что такое национальная безопасность?
Основные направления и принципы защиты суверенитета и независимости государства определяются концепцией национальной безопасности. Эта концепция представляет собой производное от концепции национальных интересов, а в более широком смысле — от общего видения лидерами государства, ведущими политическими силами места и роли своей страны в мировом сообществе.
Концепция национальной безопасности строится с учетом всех геополитических факторов, так или иначе оказывающих влияние на пути, формы и средства реализации национальных целей. Она разрабатывается с учетом как внешнеполитического фактора, так и внутренних угроз, связанных с состоянием самого общества, экономики страны, уровня развития социальной и информационной инфраструктуры.
Понятие национальной безопасности включает в себя способность обеспечить физическое существование, территориальную неприкосновенность и целостность государства перед лицом внешних и внутренних угроз, создание гарантий невмешательства во внутренние дела, своевременное предотвращение потенциальных и непредвиденных угроз, опасности разрушения самого образа жизни страны и народа. Концепция национальной безопасности имеет прежде всего внешнюю направленность, и в этом смысле главными ее несущими конструкциями остаются внешнеполитическая стратегия, дипломатическая практика, военно-политическая платформа и ее военно-силовое обеспечение. Что касается внутриполитического аспекта, т.е. борьбы с подрывными элементами, разведки, то он обычно занимает подчиненное по отношению к внешним задачам положение.
|
|
Как уже говорилось, среди главных целей государства в системе мирового сообщества, соответствующих его национальными интересам, можно назвать обеспечение безопасности страны, стабильности политической системы, благополучия общества. Главная составляющая национального интереса — это императив самосохранения государства. В крайнем своем выражении эта цель выступает как обеспечение выживания государства, отстаивания всего того, что придает смысл, значимость самому его существованию. В таком контексте национальная безопасность тесно связана с защитой общественно-политической системы страны. В этом случае речь идет о способности государства защищать и отстаивать свои внутренние интересы, принимая меры по сохранению единства сообщества, целостности национального государства как носителя общих ценностей, характеризующих образ жизни данного народа.
Государство располагает разными средствами защиты своих интересов. Одним из самых радикальных является применение или угроза применения насилия. Нация не может жертвовать своими законными интересами и способна, в случае если эти интересы подвергаются опасности, отстаи-
вать их с помощью войны. Главная ответственность за реализацию этой функции возлагается на вооруженные силы. В начале XIX в. известный германский военный теоретик К. Клаузевиц сформулировал свой знаменитый афоризм: «Война есть продолжение политики иными средствами», однако задолго до Клаузевица государственные деятели действовали в духе этой максимы.
Это вполне естественно, если учесть, что отношения между государствами характеризуются взаимными противоречиями, конкуренцией и конфликтами. В своих крайних проявлениях конкуренция может перерасти в войну между соперничающими сторонами. Агрессия, война одного государства против другого столетиями воспринимались политиками как законное и приемлемое средство разрешения возникающих конфликтов.
В условиях ядерного века главными целями мирового сообщества являются сохранение и обеспечение международной безопасности, создание условий, исключающих нарушение всеобщего мира и возникновение глобального конфликта. Основные принципы поддержания мира и международной безопасности сформулированы в Уставе и других документах ООН. Эти принципы предусматривают, в частности, принятие коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру, подавления актов агрессии, неприменения насилия при разрешении международных споров.