double arrow

Понятие международных транспортных операций

Международные смешанные перевозки

Международные морские перевозки.

Перевозки железно-дорожным транспортом в МЧП.

Международные автомобильные перевозки.

Международные воздушные перевозки.

Понятие международных транспортных операций.

ЛЕКЦИЯ 10 Международные транспортные операции

Транспорт – одна из важнейших отраслей общественного производства. При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя или более странами, то есть в международных сообщениях. В мире не существует особого, обособленного от национальных транспортных систем международного транспорта, предназначенного исключительно для международных перевозок грузов и пассажиров. Международные перевозки обслуживаются национальными перевозчиками различных стран, использующими для этого свой подвижной состав (морские и речные суда, самолеты, вагоны, автомобили), а также транспортные сети (железнодорожные, автомобильные, речные, воздушные) и транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные станции, автостанции, грузовые и пассажирские терминалы), относящиеся к транспортным системам отдельных стран.

Осуществляя международные транспортные операции, перевозчики оказывают грузовладельцам транспортные услуги, которые являются специфическим товаром международной торговли. Международные транспортные услуги продаются и покупаются на международных транспортных рынках. Цены транспортных услуг и другие условия их предоставления в одних случаях являются предметом переговоров между заинтересованными сторонами, в других – устанавливаются самими перевозчиками.

К международным транспортным операциям относят также и перевозки пассажиров в сообщениях между различными государствами. Услуги по доставке пассажиров в международных сообщениях продаются и покупаются на соответствующих транспортных рынках. Важную роль при этом играют туристические агентства и другие подобные организации, имеющие тесные связи с предприятиями воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта.
Таким образом, услуги по перевозкам грузов и пассажиров являются предметом купли-продажи на различных международных транспортных рынках. Страны, участвующие в международных экономических связях, продавая и покупая через свои грузовладельческие, транспортные, туристические и другие организации транспортные услуги, осуществляют их экспорт и импорт.

В Украине действует несколько специализированных законов в данной области. Один из них – «О транспорте» от 10.11.1994 г. (ВВР, 1994, № 51, Ст. 446). Согласно ст. 21 Закона единая транспортная система Украины охватывает: транспорт общего пользования (железно-дорожный, морской, речной, автомобильный и авиационный, городской электротранспорт, также метрополитен); промышленный железно-дорожный транспорт, ведомственный транспорт, трубопроводный транспорт, пути сообщения общего пользования.

На нормативном национальном уровне нет общепринятого определения понятия «международные перевозки», а в международных конвенциях можно найти определение международных перевозок, которые осуществляются те или иным видом транспорта. Поэтому ученые Украины и нашего ближайшего зарубежья – России – формулируют свои дефиниции. Наиболее удачное определение сформулировала российская ученая Федосеева Ю.Г., которая под международными перевозками понимает перемещение грузов или пассажиров, которое осуществляется с помощью любого вида транспорта, если такое перемещение имеет международный характер: место отправки и место назначения находятся на территории разных государств или само перемещение осуществляется на территории иностранного государства, а также иные аналогичные ситуации. При этом для признания перевозки международной достаточно факта заключения договора перевозки, а фактическое осуществление этого действия юридического значения не имеет, т.е. вообще перевозки может не быть.

Еще одним моментом является то, что заключенный договор перевозки предусматривает пересечение границ не менее как двух стран, а также пункт отправки и пункт назначения размещены на территории разных стран или предусматривается транзитная остановка на территории другого государства. Считается, что юридический факт – заключение договора – выступает как «иностранный элемент».

Особенностью отношений в международных перевозках является то, что большинство норм, регулирующих данные отношения, являются материальными, поэтому в данных отношениях основным есть материально-правовой метод регулирования. Коллизионный метод применяется при решении отдельных вопросов, которые невозможно решить путем унификации материальных норм.

Еще одной особенностью правового регулиро­вания в этой сфере является то, что основные вопросы перевозок регулируются в международных соглашениях (транспортных конвенциях), содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок грузов и пассажиров. В зарубежной учебной литературе обращается внимание на то, что вряд ли най­дется другая область права, в которой имеется такое количество меж­дународных соглашений об унификации правовых норм, как в этой области. Обычно такие соглашения содержат требования к перевозочной документации, определяют порядок приема груза к перевозке и выдаче его в пункте назначения, условия ответственности перевозчика, процедуру предъявления к перевозчику претензий и исков. При отсутствии единообразных материально-правовых норм обращаются к нормам национального права в соответствии с коллизи­онными нормами транспортных конвенций или национального законодательства. Во многих государствах были приняты специальные правовые акты о международных перевозках, которые обычно основываются на положениях транспортных конвенций и дополняют их.

В сфере международных перевозок используются такие виды коллизионных привязок: закон места отправки пассажиров (или багажа); закон флага; закон места регистрации судна (или транспортного средства); закон страны назначения, транзита; закон страны-перевозчика, а также принцип автономии воли.

В научной литературе выделяют следующие виды международного сообщения, кроме разделения по виду транспорта и предмету транспортных операций:

1. в зависимости от периодичности транспор.операций – регулярные перевозки (линейные) и нерегулярные;

2. с учетом порядка прохождения грузами и пассажирами приграничных пунктов - перевозки беспересадочные (или перегрузочные) и пересадочные (перегрузочные);

3. в зависимости от того места назначения – транзитные и кольцевые;

4. в зависимости от того, осуществляется перевозка на основании одного или нескольких договоров – перевозки прямого сообщения и непрямого (ломанного) сообщения;

5. в тех случаях, когда при международной перевозке грузов или пассажиров последовательно используются два или более видов транспорта, имеют место смешанные (комбинированные) сообщения. Если такая перевозка оформлена одним (сквозным) транспортным документом, покрывающим все участвующие в ней виды транспорта, она называется прямой смешанной.

Одним из региональных международных документов, имеющих большое значение для Украины является Соглашение о принципах формирования совместного транспортного пространства и взаимодействия государств-участников СНГ в области транспортной политики (09.10.1997). Украина ратифицировала 06.10.1999 г. Главной целью всех конвенций и договоров, касающихся международного транспортного сообщения, является создание условий для безопасной перевозки и упрощения формальностей, а также защита государственных интересов и интересов лиц, которые непосредственно принимают участие в транспортной операции.


Сейчас читают про: