Право – это социальное явление; мера дозволенного, рожденная в процессе согласования объектов. С этой позиции право – это мера интеграции общ-ва. А для того, чтобы обеспечить существование правового общ-ва, должно сформулироваться гражданское. Квинтэссенция общ-ва – это права чела (значит именно они являются связующим звеном между общ-м и челом).
Довольно сложная проблема соотношения гос-ва и права приобрела в последнее время дискуссионный хар-р. В лит-ре сформулированы противоположные теоретические позиции по этой проблеме.
Тоталитарная концепция исходит из того, что гос-во выше и важнее права, что оно творит право и использует его как инструмент своей политики. Данная концепция опирается на марксистское понимание гос-ва и права и была широко распространена в отечественной научной и учебной лит-ре.
Прагматическая концепция хар-на для этатистского правопонимания, предполагает связывание гос-ва с правовыми нормами, но при этом отождествляет право и з-н. Эту модель приняли для обуздания произвола чиновников.
|
|
Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право выше и важнее гос-ва. Она стала активно утверждаться в нашем общественном сознании в последние годы.
Концепции не имеют сколько-нибудь серьезного научного обоснования. Они не только не анализируют соотносимые явления, но, по сути дела, противопоставляют их друг другу. На практике же противопоставление, столкновение гос-ва и права неизбежно приводит лишь к их взаимному ослаблению.
В действительности взаимосвязь гос-ва и права достаточно сложна. А потому соотношение между ними следует проводить под углом зрения анализа их единства, различия и многостороннего воздействия друг на друга.
Гос-во и право нерасторжимы. Как надстроечные явления они имеют единую социально-экономическую основу, у них во многом одинаковая судьба, они не могут существовать и развиваться друг без друга. Вместе с тем гос-во и право различаются по своей структуре, способам функционирования и т.п. Например, если рабочая, "механизменная" часть гос-ва состоит из органов и учреждений, в которых работают люди, то центральная часть, "ядро" права — нормы, которые объединяются в правовые институты, отрасли. Гос-во входит в политическую систему общества как ее стержневой элемент, право — в нормативную систему.
Пожалуй, самый важный аспект рассматриваемого соотношения, нуждающийся в обстоятельной научной проработке — воздействие гос-ва на право и влияние права на гос-во. Подчеркну, что только при активном взаимодействии гос-во и право могут полноценно и эффективно функционировать, приобрести социальную ценность.
|
|
Современная юридическая наука считает, что основными сферами воздействия гос-ва на право являются правотворчество и (особенно) правореализация. Исторический опыт показывает, что гос-во активно участвует в правотворчестве, однако абсолютизировать его роль в этом процессе нельзя. В такой абсолютизации как раз и заключается коренной недостаток юридического позитивизма.
Гос-во в буквальном смысле не творит, не создает право, оно юридически оформляет и закрепляет лишь то, что уже созрело в обществе в виде объективных потребностей, притязаний — общественных правовых и нравственных идеалов и др общезначимых факторов. Но, так или иначе, гос-во придает праву важные свойства — формальную определенность, общеобязательность.
За правом всегда стоят авторитет и реальная сила гос-ва. Вместе с тем гос-во само должно строго соблюдать и исполнять правовые предписания, а в реализации права наряду с гос-ом могут и должны активно участвовать и граждане, и институты гражданского общества.
Итак, право без поддержки и воздействия гос-ва обойтись не может, но и само гос-во объективно нуждается в праве. Иными словами, между ними складывается устойчивое функциональное взаимовлияние.
Право юр оформляет гос-во, регулирует все основные стороны его функционирования и тем самым придает гос-ву и его деят-ти легитимный хар-р. Оно регламентирует порядок формирования органов гос-ва, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой, подчиняет деят-ть гос-ва определенному правовому режиму, устанавливает пределы вмешательства гос-ва в работу институтов гражданского общества, частную жизнь граждан и т.д. С помощью права определяются вид и мера гос-го принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым. Право — важнейшее и необходимое средство юридического общения со всеми субъектами права как внутри страны, так и за ее пределами, с мировым сообществом в целом.