Право и гос-во

Право – это социальное явление; мера дозволенного, рожденная в процессе согласования объектов. С этой позиции право – это мера интеграции общ-ва. А для того, чтобы обеспечить существование правового общ-ва, должно сформулироваться гражданское. Квинтэссенция общ-ва – это права чела (значит именно они являются связующим звеном между общ-м и челом).

Довольно сложная проблема соотношения гос-ва и права приобрела в последнее время дискуссионный хар-р. В лит-ре сформулированы противоположные теоретические позиции по этой проблеме.

Тоталитарная концепция исходит из того, что гос-во выше и важнее права, что оно творит право и использует его как инструмент своей политики. Дан­ная концепция опирается на марксистское понимание гос­-ва и права и была широко распространена в отече­ственной научной и учебной лит-ре.

Прагматическая концепция хар-на для этатистского правопонимания, предполагает связывание гос-ва с правовыми нормами, но при этом отождествляет право и з-н. Эту модель приняли для обуздания произвола чиновников.

Либеральная концепция базируется на естественно-пра­вовой теории, согласно которой право выше и важнее гос-ва. Она стала активно утверждаться в нашем обще­ственном сознании в последние годы.

Концепции не имеют сколько-нибудь серьезного на­учного обоснования. Они не только не анализируют соотно­симые явления, но, по сути дела, противопоставляют их друг другу. На практике же противопоставление, столкно­вение гос-ва и права неизбежно приводит лишь к их взаимному ослаблению.

В действительности взаимосвязь гос-ва и права до­статочно сложна. А потому соотношение между ними следу­ет проводить под углом зрения анализа их единства, разли­чия и многостороннего воздействия друг на друга.

Гос-во и право нерасторжимы. Как надстроечные явления они имеют единую социально-экономическую осно­ву, у них во многом одинаковая судьба, они не могут суще­ствовать и развиваться друг без друга. Вместе с тем гос-во и право различаются по своей структуре, способам функционирования и т.п. Например, если рабочая, "механизменная" часть гос-ва состоит из органов и учреж­дений, в которых работают люди, то центральная часть, "ядро" права — нормы, которые объединяются в правовые институты, отрасли. Гос-во входит в политическую систему общества как ее стержневой элемент, право — в нормативную систему.

Пожалуй, самый важный аспект рассматриваемого со­отношения, нуждающийся в обстоятельной научной прора­ботке — воздействие гос-ва на право и влияние права на гос-во. Подчеркну, что только при активном взаи­модействии гос-во и право могут полноценно и эф­фективно функционировать, приобрести социальную цен­ность.

Современная юридическая наука считает, что основны­ми сферами воздействия гос-ва на право являются правотворчество и (особенно) правореализация. Исторический опыт показывает, что гос-во активно участвует в правотворчестве, однако абсолютизировать его роль в этом про­цессе нельзя. В такой абсолютизации как раз и заключается коренной недостаток юридического позитивизма.

Гос-во в буквальном смысле не творит, не созда­ет право, оно юридически оформляет и закрепляет лишь то, что уже созрело в обществе в виде объективных по­требностей, притязаний — общественных правовых и нрав­ственных идеалов и др общезначимых факторов. Но, так или иначе, гос-во придает праву важные свойства — формальную определенность, общеобязательность.

За правом всегда стоят авторитет и ре­альная сила гос-ва. Вместе с тем гос-во само должно строго соблюдать и исполнять правовые предписа­ния, а в реализации права наряду с гос-ом могут и должны активно участвовать и граждане, и институты граж­данского общества.

Итак, право без поддержки и воздействия гос-ва обойтись не может, но и само гос-во объективно нуж­дается в праве. Иными словами, между ними складывается устойчивое функциональное взаимовлияние.

Право юр оформляет гос-во, регулирует все основные стороны его функционирования и тем самым придает гос-ву и его деят-ти легитимный хар-р. Оно регламентирует порядок формирования органов го­с-ва, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой, подчиняет деят-ть гос-ва определенному правовому режиму, устанавливает пре­делы вмешательства гос-ва в работу институтов граж­данского общества, частную жизнь граждан и т.д. С помо­щью права определяются вид и мера гос-го при­нуждения, вследствие чего оно становится правовым и кон­тролируемым. Право — важнейшее и необходимое средство юридического общения со всеми субъектами права как внутри страны, так и за ее пределами, с мировым сообществом в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: