Принципы, правоуст деят-ти

Законотворчество и правоустановление.

Нормативный договор как источник права.

Нормативный договор договор, содержащий новые нормы действующего права, носит публичный хар-р (в сфере частного и публичного права).

Не носят индивидуально – разового хар-ра (в отличие от большинства межд. дог-ов). Участники заключающие нормативно - прав. договор создают новое правило поведения – новую норму права, выступая правовыми субъектами.

НПД - как источник права устанавливается в форме заключения соглашений между различными гос (международный договор), между различными гос органами или между гос и негосударственными органами (внутригос договоры публично-правового хар-ра), между различными субъектами частного права (нормативные договоры гражданско-правово­го хар-ра). Все эти договорные формы и направления установления норм права (в сфере публичного и частного права) определены и регламентированы действующим з-м и в этом смысле официально санкционированы гос-м в кач-ве особого источника позитивного права. В отношении международных договоров применяется и такая специальная процедура их признания (гос санкционирования) в кач-ве источника действующего права, как ратификация договора высшим представительным (законодательным) органом гос-ва.

Правоустановление — это форма (и направление) государственной деят-ти, связанная с официальным выражением и закреплением норм права, которые составляют нормативно-правовое содержание всех действующих источников позитивного права.

Понятие «правоустановление» выражает смысл и содержание специфической деят-ти, которая обычно именуется «правотворчеством».

Легистско-позитивистское (право=з-ну) отождествляет понятие «законотворчество» и «правотворчество». Либерально - юридического гос-во создает законы, но оно не порождает само право как таковое.

Важная форм правоустановления является прямое гос нормотворчество — издание соотв гос органами НПА. Принятие (установление) НПА — лишь одна из форм правоустановления (т. к. есть другие, они явл. основным источником права лишь в системах права романо-германской правовой семьи.

Понятие "правоустановление" включает в себя различные виды правоустановительной деят-ти, которые отражают особенности процесса выражения и закрепления нормативно-правового хар-ра и содержания разных источников действующего права — НПА, судебного прецедента, нормативно-правового договора, обычного права, юр доктрины и т.д.

1. Правовой прогресс - вся "правоуст деят-ть гос-ва была направлена на дальнейшее развитие и совершенствование действующего позитивного права.

2. Правовая легитимность - правоуст деят-ть должна соответствовать основным требованиям права, протекать надлежащих правовых формах и процедурах, в строгом соответствии с законодательно установленными компетенцией субъектов правоустановительной деят-ти.

3. Общесоциальная легитимность - правоуст деят-ть гос-ва опиралась социального ожидания, согласия и поддержки правоуст преобразований и решений на активное участие членов общества и различных общественных объединений в обсуждении, подготовке и принятии таких решений, на либерально-демократические формы и процедуру опроса, выявления и учета общественного мнения по вопросам права, на открытый, общедоступный, публичный хар-р всего правоуст процесса. Социальная легитимация правоуст решений — это одно из существенных требований суверенитета народа и вместе с тем необходимое условие социально-политического и правового согласия и единства в обществе, существенная предпосылка и важный фактор эффективности устанавливаемых правовых новелл и всего действующего права.

4. Научная обоснованность должна опираться на научно осмысленный отечественный и зарубежный опыт в этой сфере, на результаты научного изучения современного состояния действующего права и тенденций его развития, на идеи, концепции и практические рекомендации современной юр науки по вопросам совершенствования правоуст процесса и системы позитивного права.

5. Системность - учет системного хар-ра позитивного права, так и системной организации самой деят-ти по изменению, обновлению и совершенствованию действующего права.

6. Профессионализм. высокий профессионализм в вопросах нормотворчества субъектов правоуст деят-и.

Законотворческий процесс главная составная часть правотворческого процесса. Завершающая стадия правообразования. Кроме з-в продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юр прецеденты. Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива — Президенту РФ,

1. Совету Федерации, членам Совета Федерации,

2. депутатам Государственной Думы,

3. Правительству РФ,

4. законодательным (представительным) органам субъектов РФ,

5. Конституционному Суду РФ,

6. Верховному Суду РФ,

7. Высшему Арбитражному Суду РФ;

2) обсуждение законопроекта

3) принятие закона,

а) принятие закона ГД

б) одобрение закона Советом Федерации

в) подписание закона Президентом РФ

4) опубликование закона


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: