Форма правления.
Форма правления – способ организации и формирования верховной государственной власти; это элемент формы гос-ва, хар-ризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Верховной гос властью являются глава гос-ва (монарх или президент), законодательный орган, правительство.
Различают 2 основные группы: монархии и республики.
Монархия – (от греч. Единовластие) это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы; верховная власть принадлежит одному лицу по принципу наследования: абсолютная (власть монарха не ограничена; напр., до 1789 – французские короли, до 1917 – русские цари); представительская: сословно- представительская (власть монарха ограничена властью представительного органа, имеющего законно-совещательные полномочия) и конституционная (власть монарха ограничена законодательной властью Парламента).
Дуалистическая монархия – вся исполнительная власть принадлежит монарху, а полномочия Парламента ограничены вопросами з-ва и формирования бюджета (напр., Россия с 1906г).
Республики – (от лат. Государственные, общественные дела) это форма правления, при которой глава гос-ва является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа; основаны на принципе выборности высших органов власти: парламентские, президентские, смешанные.
Парламентская республика – форма правления при которой Правительство, формирующееся Парламентом и ответственно перед ним.
Президентская республика – Правительство формируется Президентом и ответственно перед ним. Парламент и Президент выбираются населением. Кабинет Правительства играет роль совещательного органа при Президенте. Правительство и Президент не подотчетны Парламенту (пример, США). Может быть Президентская республика с элементами парламентаризма – Парламент может выразить недоверие Правительству.
Смешанная республика – Исполнительная власть принадлежит Правительству (по КРФ). Президент не является главой исполнительной власти, он стоит над ветвями власти, выполняет функции арбитра, посредника между органами гос власти.
ФГУ – это элемент формы гос-ва, хар-ризующий его внутреннюю структуру, способ территориальной (и национально-территориальной) организации распределения государственной власти и взаимоотношений между соответствующими ее субъектами.
По ФГУ гос-ва делятся на унитарные и федеративные. Формой союза суверенных государств является конфедерация.
Унитарное гос-во – это единое суверенное гос-во, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками гос суверенитета; на всей его территории действует одна конституция, единые органы власти (представительной, исполнительной и судебной) и единое законодательство. Также оно имеет единые вооруженные силы, единую налоговою и финансовую систему.
Унитарные гос-ва бывают централизованными, где гос. властью на местно-территориальном уровне обладают должностные лица, назначаемые центральной властью – Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными – Испания, Франция и др., в которых органы МСУ избираются населением и имеют ряд государственно-властных полномочий по вопросам местного (территориального) значения. Децентрализованные унитарные гос-ва со временем становятся федерациями (например, Бельгия)
Федеративное гос-во – это единое суверенное союзное гос-во, объединяющее несколько территориальных и национально-территориальных образований, обладающих самостоятельным государственно-правовым статусом и имеющих свои системы органов гос. власти и свое законодательство.
Различают виды федераций:
По способу возникновения:
1) договорные (путем договора о создании федерации);
2) конституционные (конституционное оформление уже сложившегося гос. единства);
3) договорно-конституционные.
По принципам построения:
1) по территориальному (США, Германия и др.);
2) по национально-территориальному (СССР, Чехословакия, Югославия и др.).
Первые оказались более прочными и устойчивыми, в то время как вторые или распались или испытывают большие сложности.
По хар-ру взаимоотношений между центром и субъектами федерации:
1) симметричные – это федерации, состоящие из равноправных и одно-порядковых субъектов – Аргентина);
2) асимметричные. Асимметричные подразделяются на три вида (типа). К первому виду относятся федерации, в состав которых помимо субъектов входят и др. территориальные образования, которые субъектами не являются, но имеют определенное правовое положение (федеральный округ, федеральные территории – США). Ко второму виду относятся федерации, состоящие из разно-порядковых субъектов. Правовое положение этих субъектов также различается – Россия. 3-я разновидность – это федерации, состоящие из одно-порядковых, но не равноправных субъектов – ФРГ.
Общие черты различных федераций:
Суверенитет единого федеративного гос-ва распространяется на всю его территорию, в кач-ве своих составных частей включающую в себя территории отдельных субъектов федерации (республик, штатов, земель кантонов и т.д.). Субъекты федерации не являются суверенными гос-вами. Конституции, уставы, законодательство отдельных субъектов не должны противоречить общефедеральной конституции и законодательству. Распределение функций между субъектами и центром фиксируются в союзной конституции, при этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов, другая – субъектов федерации, третья – совместной компетенцией союза и его членов. Полномочия в области внешней политики гос-ва принадлежат общефедеральным органам гос. власти. В общефедеральном парламенте верхняя палата формируется из представителей субъектов федерации и выражает их интересы.
В настоящее время в мире сущ 24 федеративных гос-ва.
Конфедерация – это союз (сообщество) суверенных государств, добровольно объединившихся для удовлетворения определенных общих интересов и целей политического, экономического или оборонного хар-ра. Конфедерации, как правило, носят временный хар-р. Чаще всего конфедерации являлись промежуточным этапом в образовании федерации. Например, союз северо-американских штатов (1781-1787 гг.), преобразованный затем в федерацию, Швейцарский и Германский союз в XIX в., Сенегамбия – объединение Сенегала и Гамбии в 1982 – 1989 и т.д.
Для осуществления совместных дел в конфедерациях формируются некоторые общие органы, состоящие из представителей субъектов конфедерации и реализующие их согласованные решения. При этом члены конфедерации сохраняют свой суверенитет, свою систему гос. власти, свое законодательство и свое гр-во.
Появилась новая форма ассоциированного гос. объединения, - содружество государств. Ех может явл СНГ. Это форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.
Кроме названных имели место и некоторые другие специфические формы гос устройства: империи, протектораты и пр.
Протекторат – формальная опека слабого гос-ва более сильным, что, как правило, ведет к потере гос суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат.