Тема 1. Информационные процессы в управлении организацией

Своп

Своп - это соглашение между двумя сторонами о проведении в будущем обмена платежами в соответствии с определенными в контракте условиями. Потоки денежных средств при этом, как правило, привязаны к стоимости долгового инструмента или же к стоимости иностранной валюты.

Таким образом, основные виды свопов - это процентные и валютные свопы.

Момент зарождения рынка свопов - конец 70-х годов XX века, когда трейдеры, занимающиеся операциями с валютой, открыли и стали использовать валютные свопы как средство обойти методы регулирования британского правительства, применявшиеся в отношении иностранной валюты. Прообразом свопов были так называемые параллельные, или компенсационные займы, бывшие популярными в конце 1960-х - начале 70-х годов как средство зарубежного финансового инвестирования в условиях валютных ограничений. Первый процентный своп имел место в 1981 г. в соглашении, заключенном компанией IBM и Всемирным банком.

Существует, по меньшей мере, две причины популярности сделок своп среди инвесторов. Во-первых, свопы позволяют инвесторам снизить возникающие в процессе заключения коммерческих сделок, процентные и валютные риски. Во-вторых, некоторые фирмы могут обладать некоторыми преимуществами при получении конкретных видов финансирования.

Валютный своп представляет собой обмен номинала и фиксированного процента в одной валюте на номинал и фиксированный процент в другой валюте. Валютный своп включает в себя три разных вида денежных потоков:

на начальной стадии стороны обмениваются денежной наличностью;

стороны осуществляют периодические процентные выплаты друг другу на протяжении всего срока соглашения о свопе;

по окончании срока действия свопа стороны вновь обмениваются основной суммой.

Процентный своп представляет собой соглашение между сторонами о взаимных периодических платежах, определяемых на основе оговоренных процентных ставок и взаимно согласованной контрактной суммы. Как правило, процентный своп состоит в обмене долгового обязательства с фиксированной процентной ставкой на обязательство с плавающей ставкой. Стороны при этом обмениваются только процентными платежами, а не номиналами. При этом срок соглашения обычно колеблется от 2 до 15 лет.

В качестве плавающей ставки в свопах чаще всего используется ставка ЛИБОР (LIBOR - London Interbank Offered Rate).

Например, компания А и компания Б заключают между собой следующее соглашение. Основная сумма по свопу – 1 млн. долларов. Срок действия соглашения – 2 года. компания обязуется выплачивать процентные платежи 2 раза в год по твердой ставке 5 % годовых, а компания Б – пплатежи по плавающей ставке, например, по ставке LIBOR. Окончательный финансовый результат операции будет известен только после ее завершения.

Кроме процентного и валютного, существуют и другие виды свопов:

Своп активов - он состоит в обмене активами с целью создания синтетического актива, который бы принес более высокий доход.

Товарный своп - состоит в обмене фиксированных платежей на плавающие платежи, величина которых привязана к цене какого-либо товара (например, золота, нефти, и др.).

Своп-опцион – финансовый инструмент, производный от свопа, имеющий некоторые черты опциона. Покупатель своп-опциона приобретает право вступить в своп в определенный момент (или через временные периоды) и на твердо фиксированных условиях.

Ранние своповые сделки в виде общего правила заключались на индивидуальных условиях сторон – непосредственных участников, и посредники в виде банков, принимающих на себя кредитный риск, в этих договорах отсутствовали. Постепенно стала усиливаться стандартизация по срокам и условиям сделок, усилилась и конкуренция на этом рынке. Появились трехсторонние свопы, в которых участвует банк-посредник, через который и осуществляются платежи. Такой посредник принимает на себя кредитный риск.

Краткие выводы

Производные финансовые инструменты – это инструменты, которые имеют две базовые характеристики – срочность и производность. Срочность означает, что исполнение обязательства произойдет в определенный момент в будущем. Производность означает, что в основе производного инструмента лежит некоторый базисный актив (валюта, акции, облигации и т.п.) и цена производного инструмента формируется на основе цены базисного актива.

Рынок производных финансовых инструментов является наиболее динамично развивающимся сегментом финансового рынка

Основными производными финансовыми инструментами являются фьючерсные и форвардные контракты, опционы, свопы, а также депозитарные свидетельства и конвертируемые облигации

В зависимости от целей инвестора производные финансовые инструменты позволяют страховать риски и получать повышенную прибыль при относительно небольших финансовых вложениях.


[1] См.: А. Макеев. Очерки вексельного права. Деловой партнер. М., 1996, № 2, с.20

[2] См.: Беляков М.М. Вексель как важнейшее платежное средство. М., 1992, с. 11

[3] Дж. Труман, М. Коломина. Фондовые рынки Запада. Финансовая газета. Региональный выпуск. 1995., № 15, с. 7

[4] Б.Б. Рубцов. Зарубежные фондовые рынки. М., Инфра-М, 1996. С. 9

[5] Я.М. Миркин Ценные бумаги и фондовый рынок. М., Перспектива, 1995 г. С. 171

[6] Фондовый портфель. М., Соминтэк, 1992. С. 386-387

[7] См.: В. Пикуль. Избранные произведения в 4-х томах. М., «Современник», 1988 г. т. 4, с.306-315

[8] Я.М. Миркин. Ценные бумаги и фондовый рынок. М., Перспектива, 1995. С. 69

[9] См.: Я.М. Миркин. Ценные бумаги и фондовый рынок. М., Перспектива, 1995 г., с. 58-59

[10] Финансово-кредитный словарь. М., Финансы и статистика. 1988 г. т.3, с.428

[11] Я.М, Миркин. Ценные бумаги и фондовый рынок. М., Перспектива, 1995 г. с. 126

[12] И. Липсиц. Экономика без тайн. М., Дело. 1993 г. с. 186

[13] Финансово-кредитный словарь. Т.1. М., Финансы и статистика, с. 126

[14] Я.М. Миркин. Ценные бумаги и фондовый рынок. М., Перспектива, 1995, с. 414.

[15] Б.Б. Рубцов. Зарубежные фондовые рынки. М., Инфра-М, 1996, с. 9

[16] К. Маркс, Капитал, т.3, К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 25, с. 479

1 См.: Коллективные инвестиции. 1999г, № 3, с. 15

2 См.: Там же, с. 16

2 Управление коллективными инвестиционными фондами. М., 1999, с.8

[17] См.: Б.Б. Рубцов. Мировые фондовые рынки: современное состояние и закономерности развития. М., 2000. С. 139

[18] См.: Фондовый портфель. М., Соминтэк, 1992, с.320-358 (в изложении)

Портфель приватизации и инвестирования. М., 1992. С. 405-440 (в изложении)

[19] Ю. Калашнов. Кто возьмет билетов пачку… Коммерсантъ-Рейтинг, 1997, № 26, с. 12

[20] См.: С. Рытов. Российские биржи. Московская правда, 11 марта 1995 г.

[21] Анализ современного состояния рынка ценных бумаг России приведен в гл. 11

[22] См.: Гражданский кодекс РФ, глава 7.

[23] См.: Я.М. Миркин. Ценные бумаги и фондовый рынок. М., «Перспектива». 1995 г., с. 66-69

[24] См.: Я.М. Миркин. Ценные бумаги и фондовый рынок. М., «Перспектива». 1995 г. с. 265

[25] О рынке ценных бумаг Федеральный закон РФ № 39-ФЗ, от 22 апреля 1996 г., ст.2

1 К. Маркс. Капитал. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 25, ч. 2, с. 4

[26] См.: Я.М. Миркин. Ценные бумаги и фондовый рынок. М., 1995. С. 109-111,

Б.Б. Рубцов. Мировые фондовые рынки: современное состояние и закономерности развития. М., 2000 г., с. 12

[27] См.: Я.М. Миркин. Ценные бумаги и фондовый рынок. М., 1995. С.114-116

[28] Теория финансовых рисков, связанных с операциями с ценными бумагами, излагается по: Миркин Я.М., Ценные бумаги и фондовый рынок, М.: Перспектива, 1995 г., с. 29-39

[29] См.: Б.Б. Рубцов. Зарубежные фондовые рынки. М., Инфра-М., 1996, с. 143-144

[30] Коммерсант, 9 октября 1997 г.

1 См.: А. Макеев. Очерки вексельного права. Деловой партнер. 1996 г., № 2, с.20

1 См.: Беляков М.М. Вексель как важнейшее платежное средство. М., 1992 г., с. 113

1 См.: Финансово-кредитный словарь. Т. 3. М., 1988 г., с. 428

1 См.: Б.Б. Рубцов. Зарубежные фондовые рынки. М., 1996, с. 78-79

1 См.: Я.М, Миркин. Ценные бумаги и фондовый рынок. М., 1995. С. 274

[31] Содержание данного параграфа излагается по: Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М., Перспектива, 1995 г., 371-381

1 См.: Андеррайтинг как залог успешной эмиссии. Экономика и жизнь, 1995 год, № 31, с.8

[32] См.: Базовый курс по рынку ценных бумаг. М., 1997. С. 4-12

[33] См.: Шарп У.Ф., Александер Г.Д., Бэйли Д.В. Инвестиции. М., 1997. С. 11

[34] Впервые определение регулятивной инфраструктуры рынка ценных бумаг дано в книге Миркина Я.М. «Ценные бумаги и фондовый рынок». М., Перспектива, 1994 г. с. 441.

[35] The Wall Street Journal — самый популярный источник финансовой информации агентства Dow Jones (США). Это ежедневная газета, выходящая тиражом около двух миллионов экземпляров.

Информационная система управления – это совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, а также предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.

Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и его организации, степени автоматизации управления.

Информационные системы (ИС) федерального значения решают задачи информационного обслуживания аппарата административного управления и функционируют во всех регионах страны.

Территориальные (региональные) ИС предназначены для решения информационных задач управления административно-территориальными объектами, расположенными на конкретной территории.

Муниципальные ИС функционируют в органах местного самоуправления для информационного обслуживания специалистов и обеспечения обработки экономических, социальных и хозяйственных прогнозов, местных бюджетов, контроля и регулирования деятельности всех звеньев социально-экономических областей города, административного района и т. д.

По видам процессов управления ИС делятся на:

1. Информационные системы управления технологическими процессами предназначены для автоматизации различных технологических процессов (гибкие технологические процессы, энергетика и т.д.).

2. ИС управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые, иерархические системы, которые сочетают в себе ИС управления технологическими процессами и ИС управления предприятиями.

3. ИС организационного управления, которые предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. К этому классу ИС относятся информационные системы управления как промышленными фирмами, так и непромышленными экономическими объектами – предприятиями сферы обслуживания. Основными функциями таких систем являются оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и решение других экономических и организационных задач.

4. Интегрированные ИС предназначены для автоматизации всех функций управления фирмой и охватывают весь цикл функционирования экономического объекта: начиная от научно-исследовательских работ, проектирования, изготовления, выпуска и сбыта продукции до анализа эксплуатации изделия.

5. Корпоративные ИС используются для автоматизации всех функций управления фирмой или корпорацией, имеющей территориальную разобщенность между подразделениями, филиалами, отделениями, офисами и т.д.

6. ИС научных исследований обеспечивают решение научно-исследовательских задач на базе экономико-математических методов и моделей.

7. Обучающие ИС используются для подготовки специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников различных отраслей экономики.

Основной составляющей частью автоматизированной информационной системы является информационная технология (ИТ), развитие которой тесно связано с развитием и функционированием ИС.

Информационная технология (ИТ) – процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта.

Основная цель автоматизированной информационной технологии – получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения.

Автоматизированные информационные системы для информационной технологии – это основная среда, составляющими элементами которой являются средства и способы для преобразования данных.

Способ построения сети зависит от требований управленческого аппарата к оперативности информационного обмена и управления всеми структурными подразделениями фирмы. Повышение запросов к оперативности информации в управлении экономическим объектом привело к созданию сетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиями современных условий функционирования организации.

Выбор стратегии организации автоматизированной информационной технологии определяется следующими факторами:

  • областью функционирования предприятия или организации;
  • типом предприятия или организации;
  • производственно-хозяйственной или иной деятельностью;
  • принятой моделью управления организацией или предприятием;
  • новыми задачами в управлении;
  • cуществующей информационной инфраструктурой.

1. На малых предприятиях различных сфер деятельности информационные технологии, как правило, связаны с решением задач бухгалтерского учета, накоплением информации по отдельным видам бизнес-процессов, созданием информационных баз данных по направленности деятельности фирмы и организации телекоммуникационной среды для связи пользователей между собой и с другими предприятиями и организациями.

2. В средних организациях (предприятиях) большое значение для управленческого звена играют функционирование электронного документооборота и привязка его к конкретным бизнес-процессам. Для таких организаций (предприятий, фирм) характерны расширение круга решаемых функциональных задач, связанных с деятельностью фирмы, организация автоматизированных хранилищ и архивов информации, которые позволяют накапливать документы в различных форматах, предполагают наличие их структуризации, возможностей поиска, защиты информации от несанкционированного доступа и т.д.

3. В крупных организациях (предприятиях) информационная технология строится на базе современного программно-аппаратного комплекса, включающего телекоммуникационные средства связи, многомашинные комплексы, развитую архитектуру «клиент-сервер», применение высокоскоростных корпоративных вычислительных сетей.

В крупных организациях сложились две формы управления – централизованная и децентрализованная. Организации с централизованным управлением характеризуются распределением функций и полномочий среди структурных подразделений с жесткой координацией производственно-хозяйственной деятельности в аппарате управления.

Децентрализованная форма характеризуется выделением внутри организации стратегических единиц бизнеса или центров прибыли, деятельность которых поддается самостоятельному планированию и имеет свой бюджет. Корпоративная вычислительная сеть – это интегрированная, много-машинная, распределенная система одного предприятия, имеющего территориальную рассредоточенность, состоящая из взаимодействующих локальных вычислительных сетей структурных подразделений и подсистемы связи для передачи информации.

Определяющим фактором при организации корпоративных вычислительных сетей является простота доступа к информационным ресурсам. В этой связи основой современного подхода технических решений в построении информационной технологии в корпоративных системах является архитектура «клиент-сервер». Реальное распространение архитектуры «клиент-сервер» стало возможным благодаря развитию и широкому внедрению в практику концепции открытых систем. Основным смыслом подхода открытых систем является упрощение процесса организации совместимости вычислительных сетей за счет международной и национальной стандартизации аппаратных и программных интерфейсов.

В крупных предприятиях, фирмах, корпорациях процессы обработки информации различаются в зависимости от требований решения функциональных задач, на основе которых формируются информационные потоки в корпоративных системах организации управления.

Организация работы правления (центрального офиса). Основной задачей является подготовка стратегического плана развития и руководство общей деятельностью фирмы. Организация работы экономических и финансовых служб. Данный блок обеспечивает функционирование финансовой дирекции и бухгалтерии организации. Юридическое обеспечение. Основной задачей является укрепление правового и имущественного положения фирмы.

Процесс принятия управленческих решений рассматривается как основной вид управленческой деятельности, т.е. как совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач. Эффективность принятия управленческих решений в условиях функционирования информационных технологий в организациях различного типа обусловлена использованием разнообразных инструментов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Можно выделить четыре круга задач, решаемые фирмой.

1. Первый круг задач ориентирован на предоставление экономической информации внешним по отношению к фирме пользователям – инвесторам, налоговым службам и т.д.

2. Второй круг связан с задачами анализа, предназначенными для выработки стратегических управленческих решений развития бизнеса.

3. Третий круг задач анализа ориентирован на выработку тактических решений.

4. Четвертый круг задач связан с задачами оперативного управления экономическим объектом в соответствии с функциональными подсистемами экономического объекта.

I. Стратегический уровень ориентирован на руководителей высшего ранга. Основными целями стратегического уровня управления являются:

  • определение системы приоритетов развития организации;
  • оценка перспективных направлений развития организации;
  • выбор и оценка необходимых ресурсов для достижения поставленных целей.

II. Тактический уровень принятия решений основан на автоматизированной обработке данных и реализации моделей, помогающих решать отдельные, в основном слабо структурированные задачи. К числу основных целей тактического уровня руководства относятся:

  • обеспечение устойчивого функционирования организации в целом;
  • создание потенциала для развития организации;
  • создание и корректировка базовых планов работ и графиков реализации заказов на основе накопленного в процессе развития организации потенциала.

III. Оперативный (операционный) уровень принятия решений является основой всех автоматизированных информационных технологий. На этом уровне выполняется огромное количество текущих рутинных операций по решению различных функциональных задач экономического объекта. При этом к числу важнейших приоритетов оперативного управления следует отнести:

  • получение прибыли за счет реализации запланированных заранее мероприятий с использованием накопленного потенциала;
  • регистрацию, накопление и анализ отклонений хода производства от запланированного;
  • выработку и реализацию решений по устранению или минимизации нежелательных отклонений.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: